|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Абразивному воздействиюПри положительном смещении (отодвигании) исходного контура зуб утолщается у основания и упрочняется, появляется возможность уменьшения числа зубьев и увеличения модуля при том же диаметре шестерни, увеличиваются радиусы кривизны. При этом для прямозубых передач повышается прочность рабочих поверхностей зубьев. Выбором оптимальных смещений в отдельных случаях обеспечивается двухпарное зацепление в полюсе; в передачах, подвергающихся абразивному изнашиванию, уменьшают удельное скольжение. Основными критериями работоспособности подшипников являются: износостойкость — сопротивление абразивному изнашиванию и схватыванию; сопротивление усталости при пульсирующей нагрузке. Критериями работоспособности направляющих, работающих при малых скоростях, но значительных давлениях и несовершенной защите, являются сопротивление абразивному изнашиванию и схватыванию, а при больших скоростях — сопротивление схватыванию, которое преимущественно вызывается кромочными давлениями от температурных деформаций. Материалы высокой твердости используются главным образом в механизмах, подверженных абразивному изнашиванию. Абразивному изнашиванию подвергаются детали сельскохозяйственных, дорожно-строительных, горных, транспортных машин и транспортирующих устройств, узлы шасси самолетов, металлорежущих станков, рабочие колеса и направляющие аппараты гидравлических турбин, лопатки газовых турбин, трубы и насосы землеснарядов, бурильное оборудование нефтяной и газовой промышленности и т.п. Попавшие в зазоры пар трения абразивные частицы участвуют в восприятии приложенной нагрузки и могут в зависимости от условий впрессовываться (шаржироваться) в поверхности трения, раздавливаться на более мелкие фракции или перекатываться вдоль поверхностей. Большую роль играет шаржируемость, характеризующая способность поверхностного слоя детали закреплять в себе попавшие в зазор сопряжения абразивные частицы. Шаржируемость поверхностей трения зависит от их физико-механических свойств, микро-геометрии, наличия пленок окислов, смазки и т.д. Материалы с меньшей твердостью, как правило, сильнее шаржируются абразивными частицами. К хорошо шаржируемым материалам относятся серый и ковкий чугун, бронза, пластмассы. Воздушные фильтры двигателей автомобилей и других машин задерживают только относительно крупные частицы пыли. Мелкие частицы проникают в двигатель вместе с засасываемым в цилиндры воздухом, так как очищающая способность фильтров 98-99% и с каждым кубометром воздуха в цилиндры засасывается 5-20 мг пыли. Значительная часть поступивших абразивных частиц удаляется вместе с отработавшими газами; оставшаяся часть, осаждаясь на стенки цилиндров, участвует в их изнашивании, незначительно изменяясь в размерах, проникает далее в картер и, распространяясь по всей смазочной системе, изнашивает детали других пар трения, особенно шейки коленчатого вала. Наибольшему абразивному изнашиванию подвергаются цилиндры и поршневые кольца. Интенсивность изнашивания деталей двигателя при загрязненном воздухе в несколько раз выше, чем при чистом воздухе. Например, двигатель автомобиля, эксплуатирующегося в районах с песчаным грунтом, требует капитального ремонта после пробега в 15 тыс. км, тогда как в условиях незапыленного воздуха он проходит без ремонта 150 тыс. км и более. Абразивное изнашивание может происходить весьма интенсивно и при достаточно смазанных поверхностях, когда приложенная нагрузка передается от одной детали к другой не только через слой смазочного материала, но и через абразивные частицы. Даже такие хорошо защищенные детали, как прецизионные пары топливной аппаратуры дизелей, изнашиваются от воздействия абразивных частиц, попадающих вместе с топливом. Наибольшему изнашиванию подвергаются кромки впускных окон и торцы плунжеров, при этом образуются продольные риски на плунжерах и стенках гильз насоса. Размещение труб в опускном газоходе определяется следующим. При повороте газов ввиду действия центробежных сил поля скоростей и концентраций золы на входе в опускной газоход неравномерны. При расположении труб перпендикулярно фронту котла все змеевики оказываются в зоне максимальных концентраций золы и подвергаются повышенному абразивному изнашиванию. При расположении змеевиков параллельно фронту котла Размещение труб в опускном газоходе определяется следующим. При повороте газов ввиду действия центробежных сил поля скоростей и концентраций золы на входе в опускной газоход неравномерны. При расположении труб перпендикулярно фронту котла все змеевики оказываются в зоне максимальных концентраций золы и подвергаются повышенному абразивному изнашиванию. При расположении змеевиков параллельно фронту котла 191. Тененбаум М. М. Сопротивление абразивному изнашиванию. М., «Машиностроение», 1976. 271 с. 187. Тененбаум М. М. Сопротивление абразивному изнашиванию.— М.: Машиностроение, 1975.—• 271 с. Все поверхности, подвергающиеся абразивному изнашиванию, защищены литыми марганцовистыми футе-ровками. Конусные дробилки изнашиваются меньше, чем другие детали дробильных машин. Футеровку конусов меняют через 3—4 мес. Стеклоэ-талевые покрытия обладают большой прочностью к абразивному воздействию и выдерживают действие различных агрессивных сред в диапазоне температур до 300 °С. Эти покрытия применяют для защиты от коррозии внутренней и внешней поверхностей газонефтепроводов и теплопроводов. Стеклоэма-левые покрытия особенно успешно используют для защиты внутренней поверхности сборной сети трубопроводов на нефтяных промыслах, водопроводов, сети законтурного заводнения и поддержания пластового давления. эксплуатации воздействию напряжений, не существует проблемы усталости. Долговечность клеевых соединений достаточно высокая, в то время как механические крепления требуют особого внимания вследствие низкого сопротивления истиранию и абразивному воздействию. В связи с этим относительные взаимные перемещения механически соединенных деталей (пластика с пластиком или металла с пластиком) должны быть сведены к минимуму. подводная зона — оборудование эксплуатируется под водой ниже границы ее наиболее низкого уровня. Поверхность подвергается воздействию воды и абразивному воздействию взвешенных частиц; Примечания. 1. Требования к динамическому абразивному воздействию пыли предъявляют только по отношению к наружным частям категории размещения 1 климатического исполнения ТС, О и В, если эти нагруженные части могут подвергаться абразивному воздействию пыли. Сплавы ВХ-1 и ВХ-2 предназначены для деталей, работающих кратковременно при 1500—1600° С или длительно работающих при 1000—1100° С с кратковременными нагревами до 1500—1600° С. Для деталей разового действия (рабочее время до 100—150 сек) температура газового потока может достигать 2000—3000° С в зависимости от его химического состава, скорости и давления. Металлокерамические сплавы используют для деталей, подвергающихся абразивному воздействию рабочей среды. Малолегированные сплавы рекомендуются для изготовления чехлов высокотемпературных термопар; экранов, работающих в пламени; крепежных деталей, длительно работающих при 1000—1200° С и напряжениях 0,3—0,8 кГ/мм2; внутренних каналов установок крекинга этилена и других продуктов (при температурах до 800—900° С в условиях газового потока, несущего частицы углерода). Устойчивы к абразивному воздействию и обрабатываются только алмазными инструментами. Они обладают высокой термостойкостью, жароупорностью, жа-роизносостойкостью и теплопроводностью. Устойчивы к абразивному воздействию. Не смачиваются некоторыми расплавленными Материал скребковых элементов должен быть стойким по отношению к ударному и абразивному воздействию материальных частиц, плотно пристающих к поверхности вала. Он не должен Лабораторные испытания, как бы многочисленны они не были, не могут дать полного представления об износостойкости материалов, подверженных абразивному воздействию в элементах проточной части гидравлических машин. С этой точки зрения особый интерес представляют данные по износу отдельных элементов гидравлических турбин и насосов, работающих в условиях интенсивного абразивного износа и выполненных из различных материалов. В рабочих органах гидравлических машин кавитационный износ, как правило, протекает с длительным «инкубационным» - периодом, достаточно небольшого содержания в воде взвешенных наносов порядка 0,1—0,5% по объему [21], как абразивный износ начинает опережать кавитационную эрозию. Поэтому детали насосов и гидравлических турбин, подверженные .совместному кавитационно-абразивному воздействию, имеют главным образом гладкие изношенные участки, т. е. участки со следами только абразивного воздействия. Однако на рабочих органах гидромашин можно встретить и участки, где кавитационный износ опережает абразивный. В этом случае поверхность имеет губчатую структуру, являющуюся результатом кавитационной эрозии. На рис. 40, а приводится карта кавитационно-абразивного износа быстроходной радиально-осевой гидротурбины, а на рис. 40,6 — турбины осевого типа. Различные детали гидротурбин, подверженные совместному кавитационно-абразивному воздействию, имеют главным образом гладкие изношенные участки, т. е. со следами только абразивного воздействия. Лишь на лопастях турбин можно встретить участки, где кавитацион-ный износ опережает абразивный. В этом случае на поверхности видны раковины — следы кавитационного воздействия. Рекомендуем ознакомиться: Адсорбционно хемосорбционные Адсорбированном состоянии Агрегативной устойчивости Агрегатное состояние Абонентских установок Агрегатов мощностью Агрегатов предназначенных Агрегатов связанных Агрегатов установок Агрессивных коррозионных Агрессивной жидкостью Агрессивности коррозионной Аккумулятора жидкостью Аксиальных колебаний Аксиально лопаточных |