Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Антифрикционными свойствами



Коэффициент трения пластмасс зависит от композиций. Так, пластмассы с асбестовым наполнителем (КФ-3, КФ-6, ФК-24А, ФК-16Л и др.) являются фрикционными материалами, а пластмассы с наполнителем из хлопчатобумажной ткани или древесного шпона и ряд ненаполненных смол — хорошими антифрикционными материалами, применяемыми для изготовления подшипников трения — скольжения.

Бронзы являются важнейшими антифрикционными материалами.

За рубежом начали выпускать для работы при легких режимах цепи, не требующие смазывания, трущиеся поверхности которых покрыты самосмазывающимися антифрикционными материалами.

Для работы в агрессивных средах применяют высоколегированные хромоникелевые стали (14Х17Н2, 20ХВН4Г9, 12Х18Н10 и др.) в паре с мягкими антифрикционными материалами (углеграфиты, наполненные полимерные материалы и др.), а также низколегированные коррозионно-стойкие чугуны и твердые сплавы (ВКЗ, ВК6, ВК8 и др.). В целях повышения твердости и улучшения коррозионной стойкости все металлические материалы подвергаются термообработке, нержавеющие стали - азотированию и хромированию.

Баббиты. Для заливки вкладышей подшипников применяются легкоплавкие антифрикционные сплавы (баббиты) на оловянной или свинцовой основе. Они имеют по сравнению с другими антифрикционными материалами самый малый коэффициент трения (/ = 0,004 -г- 0,009) и, обладая хорошей прирабатываемостью, являются основным подшипниковым материалом, допускающим работу с высокими скоростями и давлениями. Высокая стоимость баббитов, в несколько раз превышающая стоимость бронз, ограничивает область их применения.

Бронзы оловянистые, сурьмянистые, свинцовистые являются прекрасными антифрикционными материалами. Сплавы меди с небольшим количеством (в сумме не более 0,5—1,5%) хрома, циркония, кадмия, никеля, кобальта, бериллия и др. представляют собой группу сплавов с особыми физич. св-вами: высокой тепло- и электро-

Фторопластовые уплотнения. В последнее время появилось несколько сообщений [23], в которых описаны узлы трения с использованием в качестве антифрикционного материала чистого фторопласта-4 (без наполнителей). Эксплуатация этих узлов трения показала бесспорное преимущество фторопласта-4 перед другими, ранее применявшимися антифрикционными материалами (прографиченный асбест и другие); увеличился срок службы узлов трения и улучшились их эксплуатационные качества.

Сопоставление чугуна с другими антифрикционными материалами указывает на' значительно более низкую стоимость его по сравнению с антифрикционными сплавами цветных металлов (рис. 10). Что же касается поведения в эксплуатации, то повышение температуры вызывает у чугуна сравнительно меньшее изменение таких характеристик, как сила трения (рис. 11) и коэффициент трения (рис. 12), чем у бронзы или баббита. Изменение же скорости вращения вызывает у чугуна иные качественные изменения, чем у бронзы и баббита.

Облицовка (заготовок антифрикционными материалами при литье В 22 D 19/08; В 65 D (затворов 39/18; 5/56-5/60; эластичной трубчатой 35/14-35/20) тары; изделий при механической обработке давлением В 21 D 49/00; В 29 С (изделий 63/00-63/48; труб 49/24-49/26, 63/00) пластическими материалами; кузовов ж.-д. транспортных средств В 61 D 17/18; печей F 27; поверхностей для получения декоративного эффекта В 44 С 5/04, 3/12; форм, сердечников или оправок при формовании керамических изделий В 28 В 7/36); Облучение (изделий на основе каучука при вулканизации В 29 С 35/08-35/10; использование для обработки воздуха, топлива или горючих смесей в ДВС F 02 М 27/00, 27/06; в химических или физических процессах В 01 J 19/08); Обнаружение (объектов под водой В 63 С 7/26, 11/48-11/50; ошибок в цифровых ЭВМ G 06 F И /00-11 /34; утечек в трубопроводах F 17 D 5/02-5/06); Обогрев (водителей, устройства для этой цели на мотоциклах, велосипедах и т. п. В 62 J 33/00; грохотов и сит В 07 В 1/46, 1/56-1/62; карбюраторы с обогревающими устройствами F 02 М 15/02; mpv6 F 16 L 53/00); Ободья колес [В 60 В <5/00-5/04, 21/00-21/12; крепление (к колесам 23/00-23/12; спиц к ободу колеса 1/04, 1/14, 21/06); составные 25/00-25/22); В 21 {изготовление (D 53/30; ковкой или штамповкой К 1/38); пробивка отверстий в них D 28/30); термообработка С 21 D 9/34; шлифование В 24 В 5/44]; Обоймы (патронные F 42 В 39/06; подшипников F 16 С 33/58); Обработка {изделий (перед сортировкой В 07 С 5/02; металлов В 24 С 21 D); слоистых изделий В 32 В 31/14; стереотипов В 41 D 5/00-5/06; строительных материалов В 28 D); Обратимые гидромашины F 03 В 3/10; Обратные клапаны [F 16 <К (15/00-15/20; для накачивания шин 15/20; с сервомеханизмами 15/18); в наконечниках смазочных шприцев N 5/02)]

При скольжении под давлением чаще применяют материалы возможно повышенной твердости в паре с антифрикционными материалами (в подшипниках и направляющих) или в паре с фрикционными материалами, имеющими повышенное трение (в фрикционных муфтах и тормозах).

Из всех пар трения подшипники скольжения вызвали в свое время наибольшую трудность в обеспечении их длительной нормальной работы в силу высоких удельных нагрузок при сравнительно больших скоростях скольжения. В целях улучшения работы подшипников скольжения были разработаны сплавы, получившие название антифрикционных, т. е. обладающие низким коэффициентом трения (разумеется, при работе в паре со стальным валом). В дальнейшем антифрикционными материалами стали называть любой подшипниковый материал, как металлический, так и неметаллический, твердость которого меньше твердости сопряженной детали.

Титановые сплавы обладают очень низкими антифрикционными свойствами и не пригодны для изготовления трущихся деталей. Для повышения износостойкости титановые сплавы следует подвергать химико-термической обработке — цементации или лучше азотированию. Азотирование проводят при 850—950°С в течение 15—25 ч в диссоциированном аммиаке или сухом, очищенном от кислорода азоте. В результате азотирования получается тонкий (около 0.1 мм) слой, насыщенный азотом с HV 1000—1200.

В связи с высокими скоростями скольжения и неблагоприятными условиями смазки материалы червячной пары должны обладать антифрикционными свойствами, износостойкостью и пониженной склонностью к заеданию.

Ч у г у н обладает хорошими антифрикционными свойствами благодаря включениям свободного графита, но прирабатывается хуже, чем бронзы. Его применяют в тихоходных и умеренно нагруженных подшипниках,

Наряду с высокой механической прочностью без снижения коррозионной стойкости, сплав Бр.АЖ9-4 обладает высокими антифрикционными свойствами. При введении в этот сплав 4—6 '/о Ni сохраняются основные свойства алюминиевых бронз, а также приобретается стойкость к газовой коррозии до температур ~500°С.

Ковкий чугун маркируют буквами КЧ и цифрами. Первые две цифры указывают временное сопротивление при растяжении (кгс/мм2) вторые — относительное удлинение (%). Из отливок ковкого чугуна изготовляют детали, работающие при ударных и вибрационных нагрузках. Так, ферритные ковкие чугуны КЧ 37—12 и КЧ 35-10 используют для изготовления деталей, эксплуатируемых при высоких динамических и статических нагрузках (картеры редукторов, ступицы, крюки, скобы и т. д.), а КЧ 30-6 и КЧ 33-8 — для менее ответственных деталей (головки, хомутики, гайки, глушители, фланцы, муфты и т. д.). Твердость ферритного чугуна НВ163 (1630 МПа). Перлитные ковкие чугуны КЧ 50-4, КЧ 56-4, КЧ 60-3 и КЧ 63-2 обладают высокой прочностью, умеренной пластичностью и хорошими антифрикционными свойствами. Твердость перлитного чугуна НВ 241—269 (2410—2690 МПа). Из перлитного ковкого чугуна изготовляют вилки карданных валов, звенья и ролики цепей конвейера, втулки, муфты, тормозные колодки и т. д. Ковкий чугун применяют главным образом для изготовления тонкостенных деталей в отличие от высокопрочного магниевого чугуна, который используют для деталей большого сечения. Некоторое применение нашел антифрикционный феррпто-перлитный чугун АКЧ-1 и АКЧ-2.

4 % Zn и до 2,5% РЬ, их изготовляют в виде прутков, лент и проволоки в нагартованном (твердом) и отожженном (мягком) состояниях. Эти бронзы предназначаются для пружин и пружинящих деталей, применяемых в различных отраслях промышленности. Структура деформированных оловянных бронз а-твер-дый раствор (рис. 171,6). Литейные бронзы, содержащие большое количество цинка, фосфора и нередко свинца, имеют двухфазную структуру «-твердый раствор и твердые, хрупкие включения б-фазы, входящие обычно в структуру эвтектоида. Приведенные в табл. 27 бронзы обладают невысокой жидкотекуче-стью, малой линейной усадкой, высокой коррозионной стойкостью и антифрикционными свойствами. Применяют литейные бронзы для изготовления различной арматуры, я также в тех случаях, когда требуются повышенные электро- и теплопроводность в сочетании с хорошей сопротивляемостью коррозии в агрессивных средах.

Бронзы, особенно двухфазные, обладают высокими антифрикционными свойствами. Это объясняется тем, что при затвердевании в них образуется резко выраженная дендритная структура (рис. 171, а), причем в осях дендритов содержится олова меньше, чем в межос-ных пространствах, являющихся

баббиты имеют низкую прочность (ств =-= - 60-^120 МПа, НВ 13-^-35(130—350 МПа), невысокую температуру плавления (220— 320 °С), повышенную размягчаемость НВ 10—25 (100—250 МПа) при 100 °С, отлично прирабатываются и обладают хорошими антифрикционными свойствами. С другой стороны, они имеют низкое сопротивление усталости, что ухудшает работоспособность подшипника. Оловянные баббиты используют в подшипниках турбин крупных судовых деталей, турбонасосов, турбокомпрессоров, электрических и других тяжелонагруженных машин.

Баббиты БК обладают хорошими антифрикционными свойствами, они менее хрупки и более износостойки, чем баббит БС.

Оловянные бронзы обладают хорошими литейными и антифрикционными свойствами, высокой антикоррозионной стойкостью в атмосферных условиях и в воде, хорошо обрабатываются резанием, свариваются и паяются. Предназначаются для изготовления антифрикционных деталей и литых деталей, работающих на трение.

Свинцовые бронзы являются сплавами Си—РЬ, содержащими 27—63% РЬ; обладают весьма высокими антифрикционными свойствами; применяются для деталей, работающих в условиях трения — скольжения.




Рекомендуем ознакомиться:
Аппаратура работающая
Аппаратурного оформления
Аппроксимация зависимости
Аппроксимации перемещений
Априорные вероятности
Архитектурно строительных
Арифметическое результатов
Армирования железобетонных
Армированный волокнами
Армированные волокнами
Армированных материалов
Армированных стекловолокном
Армированной волокнами
Армированного углеродными
Абсолютной жесткости
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки