Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Антифрикционным материалом



В 1935 г. состоялась Первая всесоюзная конференция по антифрикционным материалам, созванная Комиссией по экономии металлов НКТП. В 1938 г. Е. А. Чудаковым совместно с И. И. Артоболевским был организован Институт машиноведения АН СССР, одним из трех основных направлений научной деятельности которого была разработка вопросов трения и износа в машинах. В 1940 г. Институтом машиноведения была проведена Первая всесоюзная конференция по трению и износу в машинах.

Антифрикционные свойства. Многие пластмассы имеют малый коэффициент трения (0,02—0,1) и высокую износостойкость. К лучшим антифрикционным материалам относятся фторопласты, полиамиды, текстолиты, древеснослоистые пластики и др. Антифрикционные свойства могут быть улучшены при введении в некоторые

Хотя приведенный перечень далеко не исчерпывает все требования, предъявляемые к антифрикционным материалам, однако он свидетельствует о сложности 1 .>7*

В связи с изложенным для определения критических температур масел на машине КТ-2 при трении стали по различным антифрикционным материалам авторами была предложена новая схема трения «сфера— кольцевой образец» (рис. 1), при которой резко снижаются контактные удельные нагрузки и в то же время сохраняется низкая скорость скольжения. В этом случае трение происходит между вращающимся шариком из закаленной стали диаметром 12,7 мм и сферической вогнутой поверхностью в виде кольцевого пояска, выдавленной на фаске неподвижного нижнего образца, изготовленного из испытуемого материала. Внутренний диаметр кольцевого образца, по которому происходит трение, 8 мм.

1 Из доклада проф. А. К. Зайцева. Испытание на трение свинцовистых бронз (1-я Всесоюзная конференция по антифрикционным материалам, 1935 г.).

К антифрикционным материалам предъявляются определенные требования. Они должны обладать: 1) по возможности низкими значениями коэффициента трения (для снижения потерь на трение); 2) высокой износостойкостью; 3) способностью быстро прирабатываться и легко приспосабливаться к ужесточению условий работы трибосистемы (вторичная приработка); 4) повышенной сопротивляемостью к заеданию и задиру; 5) хорошими свойствами совместимости трибосистемы; 6) достаточной прочностью и сопротивляемостью усталостным, ка-витационным, коррозионным и абразивным повреждениям.

К углеродным антифрикционным материалам относятся:

К антифрикционным материалам предъявляются определенные требования. Они должны обладать: 1) по возможности низкими значениями коэффициента трения (для снижения потерь на трение); 2) высокой износостойкостью; 3) способностью быстро прирабатываться и легко приспосабливаться к ужесточению условий работы трибосистемы (вторичная приработка); 4) повышенной солротивляе-мостью к заеданию и задиру; 5) хорошими свойствами совместимости трибосистемы; 6) достаточной прочностью и сопротивляемостью усталостным, ка-витационмым, коррозионным и абразивным повреждениям.

Выбор оптимального антифрикционного материала зависит от условий его эксплуатации, в частности работы трения, приходящейся на единицу площади трущихся поверхностей, и количества смазки, используемой для снижения коэффициента и работы трения. Основными требованиями к антифрикционным материалам являются способность нести нагрузку, без проявления текучести или ползучести при температурах, развиваемых при работе подшипников, стойкость к средам, в которых эксплуатируются подшипники, и стойкость к абразивному износу. Особенно важным требованием является способность обеспечивать нормальные режимы работы при неравномерной подаче смазки. Три основные фактора обусловливают широкое применение полимеров и полимерных композиционных материалов в качестве антифрикционных материалов для подшипников.

Основные требования, которые предъявляются к порошковым антифрикционным материалам, — высокая износостойкость при малом коэффициенте трения, обеспечение при работе самосма-

Бронзы относятся к лучшим антифрикционным материалам. Особое место среди них занимают оловянистые и оловянисто-цинково-свинцовистые бронзы. К первым относятся бронзы Бр010Ф1, Бр010Ц2, ко вторым — Бр05Ц5С5, БрОбЦбСЗ (ГОСТ 613-79). Бронзы применяют для монолитных подшипников скольжения турбин, электродвигателей, компрессоров, работающих при значительных давлениях и средних скоростях скольжения (см. табл. 11.2).

В литой бронзе наличие включений твердого эвтектоида обеспечивает высокую стойкость против истирания, поэтому бронза с 10% Sn является лучшим антифрикционным материалом и ее широко применяют как подшипниковый сплав.

Высококачественным антифрикционным материалом, широко применяемым в машиностроении, является свинцовистая бронза, содержащая 30% РЬ (Бр.СЗО).

Неразъемные подшипники выполняют в виде втулок, изготовляемых при небольших диаметрах (в среднем < 50 мм) целиком из антифрикционного материала (бронза, легкие сплавы, антифрикционный чугун), а при больших — из стали с заливкой пластичным антифрикционным материалом (баббит, свинцовая бронза).

Ранее было установлено, что кинематической паре червяк — червячное колесо свойственны большие скорости скольжения, превышающие окружную скорость червяка, и, как следствие, механическое изнашивание, в частности изнашивание при заедании и усталостное изнашивание. Поэтому при выборе материалов червячной пары необходимо обеспечить хорошие антифрикционные и противозадирные свойства. Наилучшие результаты достигаются при сочетании высокотвердой стальной поверхности с антифрикционным материалом, обладающим необходимой объемной прочностью, например бронзой.

Цветные сплавы. Цветные металлы и сплавы на их основе, в настоящее время являются основным антифрикционным материалом для смазываемых подшипников скольжения. Общая классификация антифрикционных цветных сплавов приведена на рис. 1.1.

Лучшим антифрикционным материалом для зубьев колеса являются бронзы БрОФЮ-1, БрОНФ. Они применяются для ответственных передач при vs > 3 м/с. Безоловянистые бронзы БрАЖ9-4 и БрАДН 10-4-4 хуже сопротивляются заеданию и применяются при vs > 6 м/с.

Являясь важнейшим и дорогостоящим (примерно в 10 раз дороже стали) антифрикционным материалом, бронзы широко применяют в подшипниках скольжения, в червячных и винтовых колесах и др. Бронзы обозначают буквами Бр, буквами, показывающими наличие основных компонентов кроме меди (А — алюминий, Б — бериллий, Ж — железо, К — кремний, О — олово, Ц - цинк, Ф - фосфор и др.), и цифрами, показывающими среднее содержание в % соответствующих компонентов. Например, БрАЖ9 — 4 — это обозначение марки бронзы со средним содержанием алюминия 9 % и железа 4 %.

Т. обладает низким коэфф. трения и высокой износоустойчивостью, что делает его хорошим антифрикционным материалом. Износоустойчивость Т. под воздействием истирающих усилий выше, чем, напр., у свинцовистой бронзы. Это обеспечивает возможность успешного использования Т. в качестве материала для вкладышей подшипников. Графитированный Т. имеет более низкий коэфф. трения и обладает еще более высокой износоустойчивостью. Срок службы подшипников из Т. в 10— 15 раз больше, а у подшипников из графи-тированного Т. в 20—30 раз больше, чем у бронзовых.

Неразъемные подшипники выполняют в виде втулок, изготовляемых при небольших диаметрах (в среднем < 50 мм) целиком из антифрикционного материала (бронза, легкие сплавы, антифрикционный чугун), а при больших — из стали с заливкой пластичным антифрикционным материалом (баббит, свинцовая бронза).

Испытание на прирабатываемо с т ь [31] можно проводить способом „испытания на краевое давление" на целых подшипниках [51]. Подшипник с испытуемым антифрикционным материалом устанавливается с заранее выбранным перекосом относительно вала. Испытание ведётся при постоянной скорости и при разных заранее выбранных нагрузках. Через равные промежутки времени (например 30 мин.) отмечается изменение температуры подшипника. При небольших углах перекоса кривая температуры (повремени) после начального подъёма снижается и в дальнейшем остаётся постоянной; при некотором угле перекоса снижения температуры не происходит, и температура повышается до расплавления или заедания подшипникового материала. Предельный угол перекоса для данных условий испытания характеризует способность материала прирабатываться.

Антифрикционным материалом для втулок, вкладышей и пр. служит, как правило, бронза, так как она допускает сравнительно высокие удельные давления и менее требовательна в отношении смазки, чем чугунные опоры.




Рекомендуем ознакомиться:
Аппаратура управления
Аппаратурном оформлении
Аппроксимации диаграммы
Аппроксимирована уравнением
Априорной информации
Арифметическим отклонением
Аэродинамических испытаний
Армирования композита
Армированные композиционные
Армированных формовочных
Абсолютной шероховатости
Армированных углеродными
Армированного композита
Армирующего материала
Армирующие материалы
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки