Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Асимптотически устойчивого



Движение асимптотически устойчивое 85

Движение асимптотически устойчивое 181

Итак, добавление диссипативных сил к консервативным не изменяет значения р* = р\ критической нагрузки, но превращает устойчивое равновесие при р < р* в асимптотически устойчивое, а неустойчивое равновесие при р = р* — в неасимптотически устойчивое. В этом проявляется стабилизирующее влияние диссипативных сил на систему, находящуюся под действием консервативной нагрузки.

3. Н. Н. Лузин показал, что в общем случае любого криволинейного профиля существует, и притом единственное, решение и= =щ (s) уравнения движения поезда (2. 48), определенное на всей числовой прямой Е!=( — оо, +со) и асимптотически устойчивое при s ->• +оо. Его и называют установившимся режимом движения поезда. Скорость установившегося режима движения поезда, рассматриваемая как функция расстояния, равна v0 (s) — \ju0 (s).

Равновесие асимптотически устойчивое

Решение асимптотически устойчивое в среднем кваиратическом 302

— — асимптотически устойчивое по

— — асимптотически устойчивое по

[см. условие (51) и уравнение (54)], имеют отрицательные вещественные части, при достаточно малых ц отвечает единственное аналитическое относительно \i асимптотически устойчивое решение исходного уравнения с периодом Т = 2я/ш, обращающееся при ц = 0 в порождающее решение х0 (/). Это решение можно искать в виде ряда (42).

Для получения точного решения система (4) — (5) не проще исходного уравнения (1). Однако при учете основного предположения о характере функций X и i) указанную систему можно решать приближенно следующим образом. Вначале решаем уравнение (5), причем величины X, X и t, изменение которых за период быстрого движения 2л/ю относительно мало, в процессе решения считаем постоянными («замороженными-»). Предположим, что эго уравнение действительно допускает при постоянных X, X и /из рассматриваемой области изменения этих величин быстро устанавливающееся асимптотически устойчивое 2л-периодическое по т = a>t решение, удовлетворяющее условию (3). Обычно указанное предположение, которое может быть смягчено, выполняется; заметим, что уравнение (5) таково, что необходимое условие существования указанного решения выполняется автоматически. Подставив найденное решение ty (X, X, t, (at) в правую часть уравнения (4), придем к уравнению типа (7) для медленной составляющей X, которое теперь будет приближенным.

Движение асимптотически устойчивое в целом 458

Положение равновесия асимптотически устойчивое 458

Предположим теперь, что стационарная система совершает колебания вблизи положения асимптотически устойчивого равновесия, но в отличие от случая, рассмотренного выше, будем предполагать, что на систему помимо обобщенных сил, зависящих от обобщенных координат и скоростей, действует также и обобщенная сила, зависящая явно от времени.

Что касается общего решения однородной системы q*, то оно находится по общим правилам интегрирования линейных однородных уравнений и в рассматриваемом случае движения вблизи положения асимптотически устойчивого равновесия заведомо стремится к положению равновесия при неограниченном возрастании времени /. В связи с этим движение q(t) стремится в пределе к движению q** (t), которое обусловлено наличием в правых частях уравнений зависящей явно от времени вынуждающей силы Q1 (t). Движения q*, которые бы возникали при отсутствии такой вынуждающей силы, называются свободными. Если этими движе-

в положении асимптотически устойчивого равновесия, то из формул (69) и (73) видно, что вынужденное движение по модулю может быть сделано сколь угодно малым, если внешнее воздействие мало по модулю. Действительно, в формулу (69) входит как множитель амплитуда А внешней силы, а в формулу (73) — величины Ak, являющиеся коэффициентами Фурье в разложении

внешней периодической силы в ряд; в указанном случае \ Wy (kiQ) \ ограничен, а А и все Ak стремятся к нулю, если внешнее периодическое воздействие по модулю стремится к нулю. В силу этого вынужденное движение остается в сколь угодно малой окрестности исследуемого положения асимптотически устойчивого равновесия, если внешнее воздействие по модулю достаточно мало. Именно это обстоятельство дает возможность изучать действие внешней силы на систему в линейном приближении— если амплитуда внешнего воздействия достаточно мала, то результирующее движение не выходит за пределы малой окрестности положения равновесия, в котором движение с достаточной точностью может быть описано линейными дифференциальными уравнениями.

Если областью притяжения асимптотически устойчивого дви* жения является все фазовое пространство, то это движение устойчиво в целом.

Рис. 18.2. Интерпретация по Ляпунову устойчивости положения равновесия системы на примере системы с одной степенью свободы при использовании фазового пространства. «Параллелепипед» с ребрами 26i и 26, (6-параллелешшед) — область начальных возмущений (начальное возмущение —совокупность 5 и j при t = 0 — отмечено крестиком). «Параллелепипед» с ребрами 2ei и 2вг (е-параллелепипед)—область отклонений системы от проверяемого на устойчивость положения равновесия при неограниченном возрастании промежутка времени, начиная от момента начального возмущения: 1 — фазовая траектория движения, вызванного начальным возмущением системы из положения устойчивого ее равновесия (фазовая траектория — замкнутая линия, не выходящая за пределы е-параллелепипеда); 2—фазовая траектория движения, вызванного начальным возмущением системы из положения неустойчивого ее равновесия (фазовая траектория выходит за пределы е-параллелепипеда); 3—фазовая траектория движения, вызванного начальным возмущением системы из положения асимптотически устойчивого ее равновесия (фазовая траектория, не выходя за пределы е-параллелепипеда, неограниченно приближается к началу координат).

Предыдущие результаты в сочетании с методом инерциальной кривой позволили решить задачу об исследовании и распределении инерционных сил в машинных агрегатах между перманентным и начальным движениями в смысле Н. Е. Жуковского [7]. Доказано, что предельным законом этого распределения служит характеристический критерий первого рода [8 ] асимптотически устойчивого предельного режима движения машинного агрегата. Исследованы законы распределения инерционных сил в наиболее важных для практики режимах движения и предложены достаточно эффективные методы их нахождения с любой степенью точности. Полученные результаты позволяют усовершенствовать динамические расчеты машинных агрегатов путем учета не только инерционных сил перманентного движения, но и сил, вызванных неравномерностью их движения в любом положении главного вала.

интегрируется в квадратурах лишь в редких случаях. Поэтому задача о фактическом отыскании асимптотически устойчивого предельного режима движения машинного агрегата и исследование его движения под действием заданных сил принадлежит к числу труднейших проблем динамики машин. При этом наибольшую прикладную и теоретическую ценность представляет изучение условий возникновения и отыскание периодических предельных режимов.

§ 7. Отыскание асимптотически устойчивого предельного режима в общем случае

1. Переходя к вопросу об отыскании произвольного асимптотически устойчивого предельного режима движения машинного агрегата [39], будем предполагать, что приведенный момент всех действующих сил удовлетворяет условиям 1.1*, 1.2*, 1.3**. Как уже отмечалось (п. 2 § 2, гл I), условие 1.3**

На основании теоремы 2. 9 приходим к выводу о том, что функция R (у), <р ?EX служит асимптотически устойчивым предельным режимом движения машинного агрегата. По теореме 1.6 в условиях 1.1*, 1.2*, 1.3** другого асимптотически устойчивого предельного режима, определенного в промежутке Ех=( — со, -f-co), машинный агрегат иметь не может. Следовательно,




Рекомендуем ознакомиться:
Атомарного кислорода
Аттестации промышленной
Аварийных отключений
Аварийной остановке
Аварийного освещения
Аварийном отключении
Авиационные конструкции
Авиационных конструкций
Абсолютное изменение
Авиационно космических
Автоклавного твердения
Автоматическая компенсация
Абсолютное отклонение
Автоматический сигнализатор
Автоматические газоанализаторы
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки