|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Автоматика безопасностиспособ орг-ции произ-ва, при к-ром ф-ции управления и контроля, ранее выполнявшиеся человеком, передаются автоматич. устройствам (см. Автоматизация). Осуществляется путём перевода технологии на использование автоматизир. станков, агрегатов, механизмов, промышленныхро- АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД - электрический привод, в к-ром регулирование режимов работы осуществляется при помощи устройств автоматич. управления (напр., микропроцессоров, программируемых контроллеров). К важнейшим разновидностям А.э. относятся следящие электроприводы, позиционные и др. Примеры А.э.: электроприводы прокатных станов, автоматич. линий, шахтных подъёмных машин. АВТОМАТИКА - 1) научное направление, разрабатывающее теорию и принципы построения систем управления процессами и оборудованием, действующих без непосредственного участия человека. АВТОПИЛОТ (от авто... и франц. pi-lote - руководитель, вожак) - система автоматич. управления, обеспечивающая стабилизацию и управление ЛА с целью сохранения заданного режима полёта без вмешательства лётчика. Состоит из неск. автоматов, каждый из к-рых обеспечивает сохранение определ. параметра режима полёта (скорости, курса, высоты, угла тангажа и др.). При отклонении к.-л. параметра от заданного значения соответств. датчик вырабатывает сигналы, к-рые воздействуют через сервоприводы на органы управления хватыванием» (увлечением) ими носителей тока. В обычных ПП и металлах А.э. незначителен, проявляется гл. обр. в ПП, обладающих ярко выраженными пьезоэлектрич. св-вами (напр., в CdS, CdSe). Применяется для измерения интенсивности УЗ излучателей, частотных хар-к УЗ преобразователей, а также для исследования электрич. св-в ПП (измерения подвижности носителей заряда и др.). АКУСТОЭЛЕКТРОНИКА - раздел электроники, связанный с исследованием взаимодействия акустических волн с электромагн. полями и электронами проводимости в конденсиров. средах, а также с созданием приборов и устройств, работающих на осн. этих эффектов. Различие эффектов, используемых для создания устройств А., определило её условное разделение на высокочастотную (микроволновую) акустику твёрдого тела (эффекты возбуждения, распространения и приёма акустич. волн ВЧ диапазона и гиперзвуковых волн), собственно А. (взаимодействие акустич. волн с электронами проводимости в твёрдых телах) и акустооптику (явления взаимодействия световых волн с акустическими). Акустоэлект-ронные устройства позволяют преобразовывать сигналы во времени (задержка сигналов, изменение их длительности), по частоте и фазе (сдвиг фаз, преобразование частоты и спектра), по амплитуде (усиление, модуляция), а также выполнять более сложные преобразования (напр., кодирование и декодирование, получение функции свёртки, корреляция сигналов) в системах автоматич. управления и дальней связи, в вычислит., радиолокац. и др. устройствах. анализа звука (разложения сложных звуковых сигналов на элементарные составляющие) по частоте или во времени. В соответствии с этим А.з. делятся на частотные и временные. АНАЛИЗАТОР СПЕКТРА частот-прибор для лабораторных исследований частотных спектров, наблюдаемых на экране электроннолучевого прибора (ЭЛП), импульсно- и ампли-тудно-модулир. колебаний сантиметрового диапазона. Для получения ос-циллографич. изображения спектра в А.с. применяют супергетеродинный радиоприёмник, в к-ром исследуемые колебания преобразуются по частоте, усиливаются, а затем поступают на вертик. отклоняющие пластины ЭЛП; частота гетеродина приёмника линейно изменяется в такт с пилообразным напряжением развёртки, одновременно подаваемым также на горизонт, пластины ЭЛП. С помощью А.с. можно измерять уход частоты генератора, малые разности частот двух генераторов и др. АНАЛОГОВАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА (АВМ) - специально сконструированное вычислит, устройство для воспроизведения (моделирования) определ. соотношений между непрерывно изменяющимися физ. величинами (машинными переменными) -аналогами соответствующих исходных переменных решаемой задачи. Наиболее распространены электронные АВМ, в к-рых машинными переменными служат электрич. напряжение и токи, а искомые соотношения моделируются физ. процессами, протекающими в электрич. цепях. Применяются гл. обр. для решения дифференц. уравнений, описывающих работу электрич., тепловых, магн., гидравлич. и др. систем, процессы массо- и теплообмена, а также для исследования систем автоматич. регулирования, как устройства управления технологич. процессами и т.д. АНАЛОГОВАЯ ИНТЕГРАЛЬНАЯ СХЕМА - интегральная схема, в к-рой приём, преобразование (обработка) и выдача информации, представлен- ной в аналоговой форме, осуществляются посредством непрерывных сигналов; в А.и.с. выходной сигнал является непрерывной функцией входного. Применяются в аппаратуре телеметрии и автоматич. управления, устройствах радио- и измерительной техники и др. На базе А.и.с. строятся, напр., операц. усилители и аналоговые перемножители. А.и.с. имеют, как правило, нерегулярную структуру, а также меньшую (по сравнению с цифровыми интегральными схемами) плотность упаковки. АНАЛОГО-ЦИФРОВАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА - см. Гибридная вычислительная система. АНАЛОГО-ЦИФРОВОЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ (АЦП) - устройство для автоматич. преобразования аналоговых (непрерывных во времени) сигналов в эквивалентные им дискретные сигналы, представленные цифровым кодом. АЦП широко используются для сопряжения источников аналоговых сигналов (напр., измерит, преобразователей, АВМ) с цифровыми регистраторами и цифровыми вычислит, устройствами (напр., с микропроцессором, ЭВМ). ВЕРОЯТНОСТНЫЙ АВТОМАТ - УСТРОЙСТВО (система), автоматически изменяющая своё состояние в зависимости от последовательности предыдущих состояний и случайных входных сигналов. В.а. используют для моделирования сложных процессов, напр, автоматич. управления движением транспорта на перекрёстке двух равнозначных улиц. ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА - комплекс техн. устройств для преобразования кинетич. энергии ветрового потока в к.-л. др. вид энергии. В.у. состоит из ветроагрегата (ветродвигатель в комплекте с одной или неск. рабочими машинами), устройства, аккумулирующего энергию, или резервного двигателя внутр. сгорания и систем автоматич. управления. Различают В.у. спец. назначения (насосные, электрич. зарядные, мельничные, водоопреснит. и т.п.) и комплексного применения (ветросиловые и ветроэлектрические станции]. Мощность В.у. от 100 Вт до неск. МВт. (ГЭС), гидроэлектростанция,-электростанция, вырабатывающая электрич. энергию в результате преобразования энергии водного потока. ГЭС состоит из гидротехнических сооружений, обеспечивающих нужный напор воды, и гидроагрегатов, преобразующих энергию воды в электрич. энергию. Осн. энергетич. оборудование размещают в здании ГЭС: в машинном зале - гидроагрегаты, вспомогат. оборудование, устройства автоматич. управления и контроля; на центр, посту управления - пульт оператора-диспетчера или автооператор ГЭС. На высоконапорных ГЭС (более 60 м) устанавливают ковшовые турбины и радиально-осевые турбины, на средненапорных (от 60 до 25 м) - поворотно-лопастные турбины и радиально-осевые турбины, на и прецессияТ. На этих свойствах осн. работа разл. гироскопических приборов (устройств), широко применяемых для автоматич. управления движением самолётов, судов, торпед, ракет, а также для целей навигации (указатели курса, поворота, горизонта, стран света и др.), измерения угловых или поступат. скоростей движущихся объектов (напр., ракет) и во мн. др. случаях (напр., при прохождении стволов штолен, прокладке туннелей, бурении скважин). ДРОССЕЛЬ-ЭФФЕКТ - ТО же, ЧТО Джоуля - Томсона эффект. ДУАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (ОТ лат. du-alis - двойственный) - управление, при к-ром управляющие воздействия имеют двойственный характер: служат для изучения управляемого объекта и для приведения его в требуемое состояние. Применяется в системах автоматич. управления в том случае, когда исходная информация об управляемом объекте отсутствует или недостаточна для расчёта оптим. закона управления и изучение поведения объекта может дать дополнит, сведения о его св-вах. ДУБИТЕЛИ - то же, что дубящие вещества. Контактно-поверхностный котел ФНКВ-1 имеет более сложную систему автоматики, разработанную в ГПИ Сантехпроект. Система автоматики охватывает не только собственно котел, но и циркуляционные насосы, дымосос. Автоматика безопасности предусматривает автоматическое прекращение подачи газа при погасании пламени, падении разрежения в топке, прекращении циркуляции воды, остановке дымососа. Кроме того, подаются световой и звуковой сигналы о нарушении работы котла. Для обслуживания котлов ФНКВ-1 в комплект поставки входят приборы теплового контроля всех параметров, которые упоминались при описании КИП котлов КВТ-2, плюс приборы для определения расхода воды, уровня горячей воды в баке-аккумуляторе и др. [95]. В связи с изменением институтом «Мосгазпроект» первоначальной схемы автоматики котла ДКВР на газовом топливе в настоящем издании соответственно переработаны: раздел 6 главы II «Автоматика безопасности и регулирования» и раздел 6 главы III «Эксплуатация котлов, оборудованных автоматикой регулирования 6. АВТОМАТИКА БЕЗОПАСНОСТИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ Автоматика безопасности работы котла при такой схеме заключается в том, что горение газа в основной инжекционной горелке 3 возможно только тогда, когда горит газ у запальной горелки 9, т. е. когда обеспечено зажигание газа или газовоздушной смеси при выходе из основной горелки. Этим исключается опасность загазовывания топки котла в случае временного прекращения и затем возобновления подачи газа в основную горелку. Автоматика безопасности. Для безопасной работы котлоагрегата в рассматриваемой схеме (см. рис. 35) предусмотрено автоматическое прекращение подачи газа к горелкам в случае нарушения нормальной работы отдельных устройств котла. Для предотвращения аварий при работе котла и при его пуске схемой рис. 42 предусмотрена автоматика безопасности. Автоматика безопасности по схеме рис. 42 прекращает подачу газа к горелкам в следующих случаях: Автоматика безопасности производит прекращение поступления газа в горелки котла в случае погасания запальной горелки, аварийного падения давления газа, недостаточной тяги, перегрева воды в котле, неисправности одного из приборов самой автоматики. 2) автоматика безопасности работы котла, включающая: блок приборов автоматики безопасности 22, объединяющий прибор контроля давления газа 2с?, прибор контроля разрежения 24, электромагнит 25 прибора контроля погасания пламени, переключатель пневматического реле 26 и сигнальную кнопку 27; 3) автоматика безопасности котельной, включающая: прибор контроля циркуляции воды в системе отопления 14; предохранительный клапан 8. Автоматика' безопасности производит отключение подачи газа в следующих случа'ях: Рекомендуем ознакомиться: Автоматизацией производственных Аэродинамических сопротивлений Автоматизации массового Автоматизации определяется Автоматизации производства Абсорбционных установках Автоматизации водогрейных Автоматизацию управления Автоматов разгрузки Автомобильный справочник Автомобильных двигателей Автомобильная промышленность Автомобильного транспорта Автомобилях тракторах Автомобилей автомобили |