Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Безопасному обслуживанию



Эксплуатация ВС по принципу их безопасного повреждения связана с оценкой их технического состояния по различным критериям и подразумевает определение предельного состояния по выработке ресурса до предотказного состояния и до безопасного отказа [57]. Установление ресурса произвольному изделию авиационной техники из условия требуемой безопасности полетов по данным испытаний на надежность связано с оценкой ряда параметров. В частности, необходимо учитывать плотность распределения долговечности при принятом плане испытаний, эквивалентность программ испытаний ожидаемым условиям эксплуатации (соответствие циклов ЗВЗ или ПЦН), степень неадекватности принятой модели надежности изделия реальному физическому объекту, неэквивалентность ожидаемых и реальных условий эксплуатации, а также должно быть учтено качество изготовления изделия. Все перечисленные параметры могут быть оценены приближенно, что приводит к существенному рассеиванию рассматриваемой долговечности каждого элемента конструкции.

Понижение степени неопределенности в оценках долговечности и привело к возникновению новой концепции проектирования ВС по принципу безопасного повреждения, который учитывает наличие трещин или дефектов материала уже на начальной стадии эксплуатации конструкции.

ментов [9, 89-96]. Возникновение в элементе конструкции повреждения, дефекта или усталостной трещины рассматривается как возможное. Однако одновременно с этим обосновывается возможность своевременного обнаружения развивающейся трещины в эксплуатации во время обслуживания В С или при ремонте конструкции с применением неразрушающих средств контроля. В связи с этим для осуществления эксплуатации конструкций по принципу безопасного повреждения необходимо иметь:

где якр — размер трещины, соответствует максимально допустимой длине трещины при эксплуатации элемента конструкции по принципу безопасного повреждения. Ее размер указывается в технических документах на отбраковку детали; amin — минимальный размер выявляемой трещины при рассматриваемом методе контроля. Фактически это характеристика чувствительности самого рассматриваемого метода контроля. Наиболее тяжелая ситуация возникает при отрицательной величине параметра чувствительности. Это, очевидно, браковочный признак для рассматриваемого метода.

Таким образом, инфраструктура методического обеспечения неразрушающего контроля элементов ВС, а также и сами средства контроля позволяют вводить в эксплуатацию принцип безопасного повреждения конструкций по критерию появления и возникновения, например, усталостных трещин. Однако решение проблемы перехода к эксплуатации по безопасному повреждению не может быть связано только с совершенствованием инфраструктуры средств и методов контроля. Важнейшее значение при введении контроля имеет обоснованность его периодичности. Она может быть оценена с достаточной точностью на основе методов анализа закономерностей распространения усталостных трещин, как на основании испытания образцов, так и на основе изучения поверхностей разрушения (изломов) элементов конструкций, в которых уже был реализован частично или полностью процесс распространения усталостной трещины в эксплуатации. Перенесение данных о закономерностях роста трещины, выявленных в лабораторном опыте, на элементы конструкций связано с использованием критериев подобия или соответствия закономерностей роста трещины в образце и детали при различных условиях нагружения.

ния Ti-сплавов исключает возможность устранения этих причин на стадиях их производства и изготовления из них дисков. В такой ситуации при регулярно возникающей необходимости обеспечения на каком-либо типе двигателей эксплуатации диска той или иной ступени по принципу безопасного повреждения настоятельно требуются достаточно надежные способы оценки Ti-сплавов на предмет наличия или отсутствия у них чувствительности к условиям нагружения. Не менее важным является изучение кинетики усталостных трещин в материалах, имеющих разное в плане их чувствительности к внешнему воздействию состояние, с целью определения крайних вариантов их поведения в зависимости от условий нагружения. Причем обязательным является определение зависимостей между состоянием материала, условиями нагружения и реализуемыми при этом фрактогра-фическими параметрами изломов. Только на этой основе можно давать достоверные прогнозы о живучести деталей и определять гарантированно безопасную периодичность их контроля в процессе их эксплуатации с трещиной.

(160 полетных блока). Увеличение абсолютных значений А,а в два раза приводит к снижению живучести на 10,38 % (486 полетных блока) при ?ICT < О и к ее увеличению на 5,26 % (260 полетных блока) при Я,0 > 0. Для рассмотренных блоков нагружения основной вклад в процесс роста трещины вносило формирование "зоны вытягивания". Подрастание трещины определяется преимущественно последовательностью сформированных зон вытягивания. Продемонстрированные подходы к моделированию роста трещины в условиях многопараметрического нагружения элементов конструкций имеют тем более достоверный результат, чем более полный экспериментальный материал накоплен в исследованиях образцов в контролируемых условиях опыта. Сложный характер влияния многопараметрического циклического нагружения на рост трещины в конструкции не позволяет исключить какой-либо фактор при моделировании этого процесса. Уточнение моделей происходит по мере выявления усталостных трещин в элементах конструкций. Поскольку исключить появление и развитие трещин в элементах авиационных конструкций не удается, то реализовать их эксплуатацию по принципу безопасного повреждения не удается без решения еще одной задачи. Необходимо уметь управлять ростом трещин, осуществляя их временную или полную остановку, с использованием рассмотренных выше физических явлений. Поэтому перейдем к рассмотрению общих принципов управления кинетикой усталостных трещин в элементах конструкций.

Таким образом, проблема разрушения дисков компрессоров из титановых сплавов затрагивает области конструирования дисков, их производства и эксплуатации и не может быть полностью решена проведением мероприятий в какой-то одной из этих областей. Решение данной проблемы превращается в задачу обеспечения эксплуатации разрушающихся дисков по принципу безопасного повреждения с учетом всех факторов, влияющих на долговечность и период роста трещины, что позволяет избежать остановки всего парка двигателей до замены дисков на новые.

Ниже в обобщенном виде представлены результаты исследований эксплуатационных разрушений титановых дисков компрессоров авиационных ГТД, проведенных почти за 20 лет в России [8 -11]. Результаты этих исследований легли в основу обеспечения эксплуатации данных типов дисков по принципу безопасного повреждения. Помимо того, на основании разработанной методики проанализирована кинетика разрушения титанового диска барабанного ротора КВД двигателя CF6-50 и диска вентилятора этого двигателя по данным NTSB (США), представленным в публикациях и отчетах [1-7].

Приведенные закономерности роста усталостных трещин в дисках компрессоров показывают, что основную роль в их повреждении играют циклы ПЦН, в которых имеют место переходные режимы нагружения, вызывающие продвижение трещины в области малоцикловой усталости. В дисках толщиной 10 мм и более основным видом накопления повреждений является механизм малоцикловой усталости. При этом за один полет продвижение трещины может быть реализовано до 5 раз, что может давать суммарный прирост трещины в несколько микрон. При этом в случае хорошего состояния материала диска, когда он не проявляет чувствительности к условиям эксплуатации, длительность роста трещины может достигать нескольких тысяч ПЦН. Это наиболее благоприятная ситуация в эксплуатации дисков по принципу их безопасного повреждения.

В том случае, когда в массивных дисках имеет место чувствительность их материала в условиях эксплуатационного нагружения, длительность роста трещины понижается почти в 3 раза и может не превышать 1000 циклов ПЦН. Это наиболее неблагоприятная ситуация в эксплуатации массивных дисков компрессоров по принципу безопасного повреждения. Такие диски разрушаются на ранней стадии эксплуатации компрессора, и в последующем большая часть дисков может быть отнесена к первой группе, когда длительность роста трещины составляет несколько тысяч ПЦН.

Особое внимание обращают на наличие инструкции по монтажу и эксплуатации объекта котлонадзора и соответствие ее по содержанию требованиям ГОСТ 2.601—68. В инструкции, в частности, должны быть изложены указания по безопасному обслуживанию объектов котлонадзора, а также периодичность и объем профилактических осмотров.

В нашей стране вопросу техники безопасности уделяется огромное внимание, созданы все условия, обеспечивающие безопасную работу на каждом участке: ограждены опасные места, выпущены специальные плакаты по технике безопасности, составлены инструкции по безопасному обслуживанию механизмов, регулярно проводится инструктаж персонала.

К обслуживанию сосудов, работающих под давлением, допускаются лица не моложе 18 лет и прошедшие производственное обучение, аттестацию в квалификационной комиссии и инструктаж по безопасному обслуживанию сосудов. Лица, успешно сдавшие испытания, получают удостоверение на право самостоятельной работы.

174. Обслуживание сосудов может быть поручено лицам, достигшим 18-летнего возраста, прошедшим медицинское освидетельствование, производственное обучение, проверку знаний в квалификационной комиссии и инструктаж по безопасному обслуживанию сосудов.

175. Администрация предприятия должна разработать инструкции по безопасному обслуживанию сосудов и вывесить их на видном месте, а также выдать каждому аппаратчику соответствующую инструкцию на руки.

178. Проверка исправности действия предохранительных клапанов, манометров и другой арматуры сосуда должна производиться обслуживающим персоналом в соответствии с инструкцией по безопасному обслуживанию сосудов.

з) в других случаях, предусмотренных инструкцией по безопасному обслуживанию сосудов.

1. Настоящие Правила определяют требования к устройству и безопасному обслуживанию стационарных воздушных поршневых компрессоров и воздухопроводов и являются обязательными для всех предприятий и организаций, министерств и ведомств СССР.

В соответствии с этими Правилами администрация предприятия должна разработать инструкцию по безопасному обслуживанию компрессорной установки и вывесить ее на видном месте, а также выдать обслуживающему персоналу на руки.

инструкцию по безопасному обслуживанию оборудования компрессорной установки;

г) наличие инструкции по безопасному обслуживанию сосудов, а для сосудов, работающих с температурой стенки свыше 475° С или с агрессивной средой, также инструкцией по проведению дополнительных освидетельствований, испытаний и исследований и записей в журнале о их выполнении;




Рекомендуем ознакомиться:
Благодаря относительно
Благодаря постоянному
Благодаря применению
Благодаря разработке
Благодаря сокращению
Благодаря включению
Благодаря улучшению
Благодаря установке
Благодарность рецензентам
Благоприятные возможности
Балластного сопротивления
Благоприятное соотношение
Благоприятно сказывается
Блестящей поверхностью
Блестящую поверхность
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки