Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Двигатель электрический



«АДЖЁНА» — последняя ракетная ступень в нек-рых ракетах-носителях США, используемая для запусков космич. летат. аппаратов. Приспособлена для длит, пребывания в условиях космического пространства с повторными пусками ракетной двигательной установки. Масса с топливом около 7 т, тяга ЖРД~70кН (7 тс). «А.» использовались в экспериментах по сближению и стыковке на орбите (см. «Джемини»).

АККУМУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ — элемент ракетной двигательной установки; сосуд (баллон), в к-ром хранится или генерируется газ высокого давления. Заправляют А. д. газом (воздушные, азотные, гелиевые А. д.); генерация производится в результате сгорания пороха (пороховые А. д.), жидкого топлива (жидкостные А. д.). А. д. используют для наддува баков, подачи топлива в двигатель, срабатывания пневмоавтоматики, продувок и др. целей.

КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ — космический летательный аппарат, предназнач. для полёта людей. Отличит, особенности К. к.: наличие герметичной кабины с системой жизнеобеспечения, спускаемого аппарата для возвращения экипажа на Землю, систем ориентации, управления движением и двигательной установки, позволяющих изменять орбиту полёта для маневрирования и посадки. К. к. для полёта по геоцентрич. орбитам наз. иногда кораблями-спутниками; к ним относятся сов. К. к. «Восток», «Восход», «Союз» и амер. К. к. «Меркурий», «Джемини». Амер. К. к. «Аполлон» предназначены для полётов к Луне. К. к. «Союз» и осн. блок корабля «Аполлон» использовались в качестве транспортных для доставки экипажей на орбитальные станции. Масса совр. К. к. достигает ~47 т («Аполлон» с двигательным отсеком), экипаж — до 3 чел. («Восход», «Союз», «Аполлон»), продолжительность самостоят, полёта— до 18 сут («Союз-9»), продолжит, полёта в составе орбит, станции 84 сут («Аполлон», доставивший третью экспедицию на орбит, станцию «Скайлэб»). К 1 янв. 1976 совершили полёты 57 пилотируемых К. к. (26 сов., 31 амер.), в т. ч. 9 полётов к Луне (из них 6 с посадкой на её поверхность). О совместном экспериментальном полёте амер. и сов. К. к. типа «Аполлон» и «Союз» см. в ст. ЭПАС.

•Схема устройства станции «Салют»: 1 — антенны радиотехнической системы сближения; 2 — звёздный телескоп «Орион»; 3 — аппаратура для биологических исследований; 4 — регенерационная установка; 5 — ручная кинофртоап-паратура; в — аппаратура исследования антенных систем; 7 — звёздные фотоаппараты; 8 — комплекс средств профилактики и медицинских исследований; 9 — аппаратура исследований потока заряженных частиц; 10 — антенны радиосистем; 11 — баки с рабочим телом для системы исполнительных органов и корректирующей двигательной установки; 12 — двигатели ориентации; 13 — панели солнечной батареи; 14 — санитарно-гигиенический узел; IS — датчики микрометеоритов; 16 — иллюминаторы; 17 — аппаратура регистрации потоков нейтронов и гамма-квантов; 18 — визирное устройство; 19 — бортовая вычислительная машина; 20 — солнечный датчик; 21 — баллоны системы обеспечения газового состава; 22 — контейнер с материалами

До середины 40-х годов на вертолетах устанавливались серийно строившиеся самолетные поршневые двигатели. В 1946—1947 гг. под руководством А. Г. Ивченко (1903—1988) был спроектирован первый специальный вертолетный 7-цилиндровый звездообразный двигатель АИ-26 взлетной мощностью 500—580 л. с. Подобно вертолетным двигателям позднейших типов, он имел вентилятор принудительного воздушного охлаждения и редуктор, муфта которого (с фрикционным сцеплением для плавной раскрутки несущего винта и с жестким кулачковым сцеплением для передачи винту полного крутящего момента) автоматически отключала приводной коленчатый вал от трансмиссии винта при резком снижении числа оборотов двигательной установки и при прекращении ее действия. Четырьмя годами позднее в конструкторском бюро А. Д. Швецова была разработана конструкция легкого вертолетного редуктора, рассчитанного на передачу мощности до 1700 л. с., а осенью 1952 г. завершены государственные испытания вертолетного двигателя АШ-82В, сконструированного на основе самолетного двигателя АШ-82, обладающего той же мощностью и устанавливаемого затем на вертолетах Ми-4 и Як-24.

по команде бортового радиовысотомера были включены тормозные ракетные двигатели, и в 21 час 45 мин 30 сек станция, отделившаяся в момент прилунения от тормозной двигательной установки, совершила мягкую (безударную) посадку в районе Океана Бурь западнее кратеров Рейнер и Марий. Через 4 мин 10 сек после прилунения раскрылись антенны станции и начался первый сеанс радиопередачи, принимавшейся наземными радиоустановками. Утром 4 февраля телевизионная система «Луны-9» с высоты около 60 см над уровнем грунта начала обзор лунного ландшафта и передачу его изображений на Землю [12].

В корпусе корабля-спутника помещалась герметическая кабина весом 2500 кг, сконструированная по типу кабин для пилотов-космонавтов, и находилась аппаратура системы ориентации, обеспечивающей определенное положение корабля при орбитальном полете, и системы терморегулирования и кондиционирования воздуха внутри кабины. Кроме того, корабль был оборудован радиотехнической и радиоэлектронной аппаратурой, осуществлявшей измерения его орбиты, управление бортовыми системами и связь с наземными станциями. Уменьшение скорости полета, необходимое для перехода корабля на траекторию снижения, достигалось с помощью приданной ему специальной тормозной двигательной установки.

Столь же успешно была решена проблема точности и безопасности приземления корабля-спутника в заданном районе. Для этого нужно было в строго определенный момент уменьшить скорость полета на заданную величину при помощи тормозной двигательной установки, обеспечить вход корабля в более плотные слои атмосферы по достаточно пологой траектории, чтобы избежать больших перегрузок и сильного нагрева корабельного корпуса, осуществить выбрасывание катапультируемого контейнера с живыми организмами и при помощи парашютных систем приземлить с небольшой скоростью кабину и приборный отсек.

В кабине корабля находилось катапультируемое кресло пилота, снабженное небходимыми пиротехническими устройствами и парашютами, парашютным кислородным прибором и устройством для вентиляции скафандра пилота. В ней же размещались системы жизнеобеспечения и терморегулирования, приборы контроля и ручного управления полетом (рис. 137), часть радиоаппаратуры для двусторонней связи с наземными станциями, телевизионные камеры для наблюдения за состоянием космонавта во время полета, запас специально приготовленной пищи в тубах и запас питьевой воды в бачке с подводящей трубкой и мундштуком. В приборном отсеке были размещены источники энергопитания корабельных систем (аккумуляторные и солнечные батареи), аппаратура системы ориентации корабля в пространстве и часть аппаратуры радиосвязи. Приданная кораблю система приземления обеспечивала безопасную посадку кабины. При этом космонавт мог либо оставаться в кабине до окончания полета, либо катапультироваться с креслом и приземлиться на парашютах 17. Установленный на приборной доске кабины глобус-индикатор последовательно показывал изменение положения летящего корабля над поверхностью Земли и — после включения тормозной двигательной установки позволял пилоту быстро определять район приземления.

Программа первого полета пилотируемого космического корабля предусматривала выведение его на эллиптическую орбиту, облет земного шара в пределах одного витка, переход на траекторию снижения и приземление. Параметры орбиты (перигей, время обращения) были выбраны с учетом возможности сравнительно быстрого спуска на Землю в случае отказа тормозной двигательной установки за счет аэродинамических сил торможения, особенно ощутимых в области перигея. Запасы пищи и воды, нормальное действие корабельных систем жизнеобеспечения и емкость источников электроэнергии были рассчитаны на непрерывный полет корабля в течение десяти суток.

Применение ядерного реактора как двигательной установки ледокола, начатое уже в 1959 г., т. е. всего через 5 лет после пуска первой\АЭС, очень перспективно в условиях плавания во льдах. Это обусловлено возможностью создания большой единичной мощности, весьма высокой калорийностью топлива, позволяющей выходить в плавание без запаса топлива, и повышенной мощностью разлома ледового покрова за счет значительной массы биологической защиты. Преимущества ядер-

равляющего устройства, преобразующий контролируемую величину (давление, темп-ру, частоту, силу света, электрич. напряжение, силу тока и т.д.) в сигнал, удобный для измерения, передачи, хранения, обработки, регистрации, а также для воздействия им на управляемые процессы. Обычно Д. состоит из воспринимающего (чувствит.) органа и одного или неск. промежуточных преобразователей, но может иметь только один воспринимающий орган, выполняющий также функции преобразователя (напр., термопара, тензодатчик). Д. применяются преим. в системах ав-томатич. управления и контроля тех-нол. процессами, в устройствах дис-танц. измерения и сигнализации. ДВИГАТЕЛЬ - энергосиловая машина, преобразующая к.-л. энергию в механич. работу. В зависимости от типа Д. работа может быть получена от вращающегося ротора, возвратно-поступательно движущегося поршня, реактивного аппарата и др. Различают Д. первичные и вторичные. К первичным относятся Д., непосредственно преобразующие энергию природных ресурсов (воды, ветра, топлива и др.), в механич. энергию, напр., двигатели внутреннего сгорания, гидравлическая турбина и др. Вторичные Д. (напр., двигатель электрический'] получают энергию от первичных Д. или от преобразователей и накопителей энергии (солнечных батарей, пружинных механизмов и др.).

же, что реактивный двигатель. ДВИГАТЕЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ, электродвигатель,- электрическая машина, преобразующая электрич. энергию в механическую. По роду

электростатические (или высоковольтные), в к-рых частицы ускоряются пост, электрич. полем; индукционные, в к-рых частицы ускоряются эдс электромагнитной индукции; резонансные- частицы ускоряются высокочастотным перем. электрич. полем. Энергия электронов, ускоренных в Л.у., может достигать 20 ГэВ и более, протонов - до 800 МэВ. Л.у. применяют для предварит, ускорения и ввода частиц в циклич. ускорители, проведения науч. экспериментов, а также для получения пучков электронов высоких энергий - в металлургии, медицине, пищ. пром-сти и т.д. ЛИНЕЙНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ -двигатель электрический, в к-ром подвижная часть не вращается (как в традиционных двигателях), а линейно перемещается вдоль неподвижной части - разомкнутого магнитопрово-да произвольной длины. Л.э. могут быть пост, и перем. тока. Наиболее перспективно применение асинхр. Л.э. в тяговых электроприводах трансп. машин в сочетании с магн. подвесками и возд. подушками, что позволяет, напр., повысить скорость поездов до 500 км/ч. ЛИНЗА (нем. Linse, от лат. lens - чечевица) оптическая - тело из материала, прозрачного для оптич. излучения в определённом интервале длин волн, ограниченное выпуклыми или вогнутыми поверхностями (одна из поверхностей может быть плоской); один из осн. элементов оптических систем. Наиболее распространены Л. со сферич. поверхностями (двояковыпуклые, двояковогнутые, мениски), а также Л., у к-рых одна поверхность - сферическая, а др.-плоская. Реже используются Л. с двумя взаимно перпендикулярными плоскостями симметрии; их поверхности могут быть цилиндрич., тороидальными и т.п. (очковые Л., исправляющие астигматизм глаза, Л. для анаморфотных насадок и др.). Если толщина Л. по оптической оси пренебрежимо мала по сравнению с радиусами кривизны её поверхностей, то Л. наз. тонкой.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЁМКОСТЬ - хар-ка проводника (системы проводников); его способность удерживать, электрич. заряд. Э.ё. уединённого проводника наз. физ. величина С=О/ф, где О и ф - заряд и потенциал проводника относительно бесконечно удалённой точки. Э.ё. зависит от формы и размеров проводника и от диэлектрической проницаемости среды. Взаимной Э.ё. двух проводников наз. физ. величина, равная отношению электрич. заряда, к-рый переносится с одного проводника на другой, к возникающему при этом изменению разности их электрич. потенциалов. В частности, Э.ё. конденсатора С= Q/(q>i -92), где О -заряд конденсатора, a 2 - потенциалы его обкладок. Взаимная Э.ё. двух проводников зависит от их формы, размеров, взаимного расположения и от диэлектрич. проницаемости среды между ними. Измеряется (в СИ) в фарадах (Ф). ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, электромашин а, - машина, в к-рой происходит преобразование механич. энергии в электрическую (генератор), либо электрич. энергии в механическую (двигатель), либо электрич. энергии с одними параметрами (напряжением, частотой и т.д.) в электрическую с др. параметрами (напр., преобразователь частоты). См. Двигатель электрический, Электромашинный генератор тока, Преобразователь тока электромашинный.

Двигатель электрический.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД, электропривод, - электромеханич. система для приведения в движение механизмов или машин, в к-ром источником механич. энергии служит двигатель электрический. В Э.п. могут входить также передаточный механизм (чаще всего редуктор], силовой преобразователь и аппаратура управления. Различают: индивидуальные и многодвига тельные электроприводы; реверсивные электроприводы и нереверсивные; регулируемые - с изменяемой частотой вращения и нерегулируемые - с пост, частотой вращения. В регулируемых Э.п. используются гл. обр. электродвигатели пост, тока, реже перем. тока, в нерегулируемых - трёхфазные асинхронные или синхронные электродвигатели. Регулируемые Э.п. подразделяются на «генераторы -двигатели-», вентильные электроприводы, ионные электроприводы, каскадные электроприводы и др.

Э.с.- сменная деталь машины в виде стержня или ролика для подвода тока и передачи сжимающего усилия соединяемым частям; выполняется обычно из меди и её сплавов. При др. способах сварки Э.с. - проволока, лента, пластина или стержень, к-рые могут быть неплавящимися (угольный или вольфрамовый) и плавящимися (стальной, алюм. и др.). Иногда плавящийся Э.с. имеет электродное покрытие. Э.с. в виде порошковой электродной проволоки состоит из металлич. оболочки и сердцевины, заполненной порошкообразными хим. в-вами (легирующими и др.). ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ - см. Двигатель электрический.

ДВИГАТЕЛЬ, плазменный ракетный двигатель,- электрический ракетный двигатель, в к-ром для создания тяги используется превра-

ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - электрический ракетный двигатель, в к-ром для создания тяги служит предварительно ионизи-ров. рабочее тело, ускоряемое в сильном электростатич. поле. Тяга создаётся путём разгона положит, ионов щелочных металлов, ртути, висмута (ионные двигатели) или положительно заряж. микроскопич. капель, пылинок и др. коллоидных частиц (коллоидные двигатели). В Э.р.д. предусмотрено устройство для нейтрализации пучка ионов электронами. Макс, тяга ионных РД -0,01 Н, коллоидных - может быть на 2-3 порядка больше.

ЭЛЕКТРОТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА - способы термич. обработки металлов и сплавов с нагревом их (индукционным, контактным и др.) электрич. током. Наиболее распространена электротермич. поверхностная закалка изделий в электролите или токами ВЧ (как всей поверхности изделия, так и отд. её участков). ЭЛЕКТРОТЕРМИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - электрический ракетный двигатель, рабочее тело к-рого нагревается до высокой темп-ры с помощью электрич. энергии, а затем

ДВИГАТЕЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ, электро-двигател ь,— машина, преобразующая электрич. энергию в механическую. По роду тока Д. э. подразделяют на электродвигатели пост, тока, осн. преимущество к-рых заключается в возможности плавной регулировки частоты вращения, и электродвигатели перем. тока (сип-кронные злектродвига-тели, асинхронные электродвигатели). Наиболее распространены асинхронные Д. э., особенно корот-козамкнутые: они просты в произ-ве и надёжны в эксплуатации. Д. э.— осн. вид двигателя в пром-сти, его применяют для привода ходовых колёс нек-рых видов рельсового и безрельсового транспорта (см. Тяговый электродвигатель), для привода подъёмно-трансп. машин, различных механизмов на судах, самолётах, в быту и т. д. (см. Электрический привод). Д. э. выпускаются мощностью от долей Вт до неск. МВт.




Рекомендуем ознакомиться:
Двигателя мощностью
Двигателя несколько
Двигателя передается
Двигателя переменного
Двигателя представлена
Двигателя производится
Двигателя составляет
Двигателя толкателя
Двигателя вследствие
Двигателя значительно
Дополнительные характеристики
Двигателей мощностью
Двигателей постоянного
Двигателей работающих
Двигателей составляет
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки