|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Двигатель электрический«АДЖЁНА» — последняя ракетная ступень в нек-рых ракетах-носителях США, используемая для запусков космич. летат. аппаратов. Приспособлена для длит, пребывания в условиях космического пространства с повторными пусками ракетной двигательной установки. Масса с топливом около 7 т, тяга ЖРД~70кН (7 тс). «А.» использовались в экспериментах по сближению и стыковке на орбите (см. «Джемини»). АККУМУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ — элемент ракетной двигательной установки; сосуд (баллон), в к-ром хранится или генерируется газ высокого давления. Заправляют А. д. газом (воздушные, азотные, гелиевые А. д.); генерация производится в результате сгорания пороха (пороховые А. д.), жидкого топлива (жидкостные А. д.). А. д. используют для наддува баков, подачи топлива в двигатель, срабатывания пневмоавтоматики, продувок и др. целей. КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ — космический летательный аппарат, предназнач. для полёта людей. Отличит, особенности К. к.: наличие герметичной кабины с системой жизнеобеспечения, спускаемого аппарата для возвращения экипажа на Землю, систем ориентации, управления движением и двигательной установки, позволяющих изменять орбиту полёта для маневрирования и посадки. К. к. для полёта по геоцентрич. орбитам наз. иногда кораблями-спутниками; к ним относятся сов. К. к. «Восток», «Восход», «Союз» и амер. К. к. «Меркурий», «Джемини». Амер. К. к. «Аполлон» предназначены для полётов к Луне. К. к. «Союз» и осн. блок корабля «Аполлон» использовались в качестве транспортных для доставки экипажей на орбитальные станции. Масса совр. К. к. достигает ~47 т («Аполлон» с двигательным отсеком), экипаж — до 3 чел. («Восход», «Союз», «Аполлон»), продолжительность самостоят, полёта— до 18 сут («Союз-9»), продолжит, полёта в составе орбит, станции 84 сут («Аполлон», доставивший третью экспедицию на орбит, станцию «Скайлэб»). К 1 янв. 1976 совершили полёты 57 пилотируемых К. к. (26 сов., 31 амер.), в т. ч. 9 полётов к Луне (из них 6 с посадкой на её поверхность). О совместном экспериментальном полёте амер. и сов. К. к. типа «Аполлон» и «Союз» см. в ст. ЭПАС. •Схема устройства станции «Салют»: 1 — антенны радиотехнической системы сближения; 2 — звёздный телескоп «Орион»; 3 — аппаратура для биологических исследований; 4 — регенерационная установка; 5 — ручная кинофртоап-паратура; в — аппаратура исследования антенных систем; 7 — звёздные фотоаппараты; 8 — комплекс средств профилактики и медицинских исследований; 9 — аппаратура исследований потока заряженных частиц; 10 — антенны радиосистем; 11 — баки с рабочим телом для системы исполнительных органов и корректирующей двигательной установки; 12 — двигатели ориентации; 13 — панели солнечной батареи; 14 — санитарно-гигиенический узел; IS — датчики микрометеоритов; 16 — иллюминаторы; 17 — аппаратура регистрации потоков нейтронов и гамма-квантов; 18 — визирное устройство; 19 — бортовая вычислительная машина; 20 — солнечный датчик; 21 — баллоны системы обеспечения газового состава; 22 — контейнер с материалами До середины 40-х годов на вертолетах устанавливались серийно строившиеся самолетные поршневые двигатели. В 1946—1947 гг. под руководством А. Г. Ивченко (1903—1988) был спроектирован первый специальный вертолетный 7-цилиндровый звездообразный двигатель АИ-26 взлетной мощностью 500—580 л. с. Подобно вертолетным двигателям позднейших типов, он имел вентилятор принудительного воздушного охлаждения и редуктор, муфта которого (с фрикционным сцеплением для плавной раскрутки несущего винта и с жестким кулачковым сцеплением для передачи винту полного крутящего момента) автоматически отключала приводной коленчатый вал от трансмиссии винта при резком снижении числа оборотов двигательной установки и при прекращении ее действия. Четырьмя годами позднее в конструкторском бюро А. Д. Швецова была разработана конструкция легкого вертолетного редуктора, рассчитанного на передачу мощности до 1700 л. с., а осенью 1952 г. завершены государственные испытания вертолетного двигателя АШ-82В, сконструированного на основе самолетного двигателя АШ-82, обладающего той же мощностью и устанавливаемого затем на вертолетах Ми-4 и Як-24. по команде бортового радиовысотомера были включены тормозные ракетные двигатели, и в 21 час 45 мин 30 сек станция, отделившаяся в момент прилунения от тормозной двигательной установки, совершила мягкую (безударную) посадку в районе Океана Бурь западнее кратеров Рейнер и Марий. Через 4 мин 10 сек после прилунения раскрылись антенны станции и начался первый сеанс радиопередачи, принимавшейся наземными радиоустановками. Утром 4 февраля телевизионная система «Луны-9» с высоты около 60 см над уровнем грунта начала обзор лунного ландшафта и передачу его изображений на Землю [12]. В корпусе корабля-спутника помещалась герметическая кабина весом 2500 кг, сконструированная по типу кабин для пилотов-космонавтов, и находилась аппаратура системы ориентации, обеспечивающей определенное положение корабля при орбитальном полете, и системы терморегулирования и кондиционирования воздуха внутри кабины. Кроме того, корабль был оборудован радиотехнической и радиоэлектронной аппаратурой, осуществлявшей измерения его орбиты, управление бортовыми системами и связь с наземными станциями. Уменьшение скорости полета, необходимое для перехода корабля на траекторию снижения, достигалось с помощью приданной ему специальной тормозной двигательной установки. Столь же успешно была решена проблема точности и безопасности приземления корабля-спутника в заданном районе. Для этого нужно было в строго определенный момент уменьшить скорость полета на заданную величину при помощи тормозной двигательной установки, обеспечить вход корабля в более плотные слои атмосферы по достаточно пологой траектории, чтобы избежать больших перегрузок и сильного нагрева корабельного корпуса, осуществить выбрасывание катапультируемого контейнера с живыми организмами и при помощи парашютных систем приземлить с небольшой скоростью кабину и приборный отсек. В кабине корабля находилось катапультируемое кресло пилота, снабженное небходимыми пиротехническими устройствами и парашютами, парашютным кислородным прибором и устройством для вентиляции скафандра пилота. В ней же размещались системы жизнеобеспечения и терморегулирования, приборы контроля и ручного управления полетом (рис. 137), часть радиоаппаратуры для двусторонней связи с наземными станциями, телевизионные камеры для наблюдения за состоянием космонавта во время полета, запас специально приготовленной пищи в тубах и запас питьевой воды в бачке с подводящей трубкой и мундштуком. В приборном отсеке были размещены источники энергопитания корабельных систем (аккумуляторные и солнечные батареи), аппаратура системы ориентации корабля в пространстве и часть аппаратуры радиосвязи. Приданная кораблю система приземления обеспечивала безопасную посадку кабины. При этом космонавт мог либо оставаться в кабине до окончания полета, либо катапультироваться с креслом и приземлиться на парашютах 17. Установленный на приборной доске кабины глобус-индикатор последовательно показывал изменение положения летящего корабля над поверхностью Земли и — после включения тормозной двигательной установки позволял пилоту быстро определять район приземления. Программа первого полета пилотируемого космического корабля предусматривала выведение его на эллиптическую орбиту, облет земного шара в пределах одного витка, переход на траекторию снижения и приземление. Параметры орбиты (перигей, время обращения) были выбраны с учетом возможности сравнительно быстрого спуска на Землю в случае отказа тормозной двигательной установки за счет аэродинамических сил торможения, особенно ощутимых в области перигея. Запасы пищи и воды, нормальное действие корабельных систем жизнеобеспечения и емкость источников электроэнергии были рассчитаны на непрерывный полет корабля в течение десяти суток. Применение ядерного реактора как двигательной установки ледокола, начатое уже в 1959 г., т. е. всего через 5 лет после пуска первой\АЭС, очень перспективно в условиях плавания во льдах. Это обусловлено возможностью создания большой единичной мощности, весьма высокой калорийностью топлива, позволяющей выходить в плавание без запаса топлива, и повышенной мощностью разлома ледового покрова за счет значительной массы биологической защиты. Преимущества ядер- равляющего устройства, преобразующий контролируемую величину (давление, темп-ру, частоту, силу света, электрич. напряжение, силу тока и т.д.) в сигнал, удобный для измерения, передачи, хранения, обработки, регистрации, а также для воздействия им на управляемые процессы. Обычно Д. состоит из воспринимающего (чувствит.) органа и одного или неск. промежуточных преобразователей, но может иметь только один воспринимающий орган, выполняющий также функции преобразователя (напр., термопара, тензодатчик). Д. применяются преим. в системах ав-томатич. управления и контроля тех-нол. процессами, в устройствах дис-танц. измерения и сигнализации. ДВИГАТЕЛЬ - энергосиловая машина, преобразующая к.-л. энергию в механич. работу. В зависимости от типа Д. работа может быть получена от вращающегося ротора, возвратно-поступательно движущегося поршня, реактивного аппарата и др. Различают Д. первичные и вторичные. К первичным относятся Д., непосредственно преобразующие энергию природных ресурсов (воды, ветра, топлива и др.), в механич. энергию, напр., двигатели внутреннего сгорания, гидравлическая турбина и др. Вторичные Д. (напр., двигатель электрический'] получают энергию от первичных Д. или от преобразователей и накопителей энергии (солнечных батарей, пружинных механизмов и др.). же, что реактивный двигатель. ДВИГАТЕЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ, электродвигатель,- электрическая машина, преобразующая электрич. энергию в механическую. По роду электростатические (или высоковольтные), в к-рых частицы ускоряются пост, электрич. полем; индукционные, в к-рых частицы ускоряются эдс электромагнитной индукции; резонансные- частицы ускоряются высокочастотным перем. электрич. полем. Энергия электронов, ускоренных в Л.у., может достигать 20 ГэВ и более, протонов - до 800 МэВ. Л.у. применяют для предварит, ускорения и ввода частиц в циклич. ускорители, проведения науч. экспериментов, а также для получения пучков электронов высоких энергий - в металлургии, медицине, пищ. пром-сти и т.д. ЛИНЕЙНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ -двигатель электрический, в к-ром подвижная часть не вращается (как в традиционных двигателях), а линейно перемещается вдоль неподвижной части - разомкнутого магнитопрово-да произвольной длины. Л.э. могут быть пост, и перем. тока. Наиболее перспективно применение асинхр. Л.э. в тяговых электроприводах трансп. машин в сочетании с магн. подвесками и возд. подушками, что позволяет, напр., повысить скорость поездов до 500 км/ч. ЛИНЗА (нем. Linse, от лат. lens - чечевица) оптическая - тело из материала, прозрачного для оптич. излучения в определённом интервале длин волн, ограниченное выпуклыми или вогнутыми поверхностями (одна из поверхностей может быть плоской); один из осн. элементов оптических систем. Наиболее распространены Л. со сферич. поверхностями (двояковыпуклые, двояковогнутые, мениски), а также Л., у к-рых одна поверхность - сферическая, а др.-плоская. Реже используются Л. с двумя взаимно перпендикулярными плоскостями симметрии; их поверхности могут быть цилиндрич., тороидальными и т.п. (очковые Л., исправляющие астигматизм глаза, Л. для анаморфотных насадок и др.). Если толщина Л. по оптической оси пренебрежимо мала по сравнению с радиусами кривизны её поверхностей, то Л. наз. тонкой. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЁМКОСТЬ - хар-ка проводника (системы проводников); его способность удерживать, электрич. заряд. Э.ё. уединённого проводника наз. физ. величина С=О/ф, где О и ф - заряд и потенциал проводника относительно бесконечно удалённой точки. Э.ё. зависит от формы и размеров проводника и от диэлектрической проницаемости среды. Взаимной Э.ё. двух проводников наз. физ. величина, равная отношению электрич. заряда, к-рый переносится с одного проводника на другой, к возникающему при этом изменению разности их электрич. потенциалов. В частности, Э.ё. конденсатора С= Q/(q>i -92), где О -заряд конденсатора, a Двигатель электрический. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД, электропривод, - электромеханич. система для приведения в движение механизмов или машин, в к-ром источником механич. энергии служит двигатель электрический. В Э.п. могут входить также передаточный механизм (чаще всего редуктор], силовой преобразователь и аппаратура управления. Различают: индивидуальные и многодвига тельные электроприводы; реверсивные электроприводы и нереверсивные; регулируемые - с изменяемой частотой вращения и нерегулируемые - с пост, частотой вращения. В регулируемых Э.п. используются гл. обр. электродвигатели пост, тока, реже перем. тока, в нерегулируемых - трёхфазные асинхронные или синхронные электродвигатели. Регулируемые Э.п. подразделяются на «генераторы -двигатели-», вентильные электроприводы, ионные электроприводы, каскадные электроприводы и др. Э.с.- сменная деталь машины в виде стержня или ролика для подвода тока и передачи сжимающего усилия соединяемым частям; выполняется обычно из меди и её сплавов. При др. способах сварки Э.с. - проволока, лента, пластина или стержень, к-рые могут быть неплавящимися (угольный или вольфрамовый) и плавящимися (стальной, алюм. и др.). Иногда плавящийся Э.с. имеет электродное покрытие. Э.с. в виде порошковой электродной проволоки состоит из металлич. оболочки и сердцевины, заполненной порошкообразными хим. в-вами (легирующими и др.). ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ - см. Двигатель электрический. ДВИГАТЕЛЬ, плазменный ракетный двигатель,- электрический ракетный двигатель, в к-ром для создания тяги используется превра- ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - электрический ракетный двигатель, в к-ром для создания тяги служит предварительно ионизи-ров. рабочее тело, ускоряемое в сильном электростатич. поле. Тяга создаётся путём разгона положит, ионов щелочных металлов, ртути, висмута (ионные двигатели) или положительно заряж. микроскопич. капель, пылинок и др. коллоидных частиц (коллоидные двигатели). В Э.р.д. предусмотрено устройство для нейтрализации пучка ионов электронами. Макс, тяга ионных РД -0,01 Н, коллоидных - может быть на 2-3 порядка больше. ЭЛЕКТРОТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА - способы термич. обработки металлов и сплавов с нагревом их (индукционным, контактным и др.) электрич. током. Наиболее распространена электротермич. поверхностная закалка изделий в электролите или токами ВЧ (как всей поверхности изделия, так и отд. её участков). ЭЛЕКТРОТЕРМИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - электрический ракетный двигатель, рабочее тело к-рого нагревается до высокой темп-ры с помощью электрич. энергии, а затем ДВИГАТЕЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ, электро-двигател ь,— машина, преобразующая электрич. энергию в механическую. По роду тока Д. э. подразделяют на электродвигатели пост, тока, осн. преимущество к-рых заключается в возможности плавной регулировки частоты вращения, и электродвигатели перем. тока (сип-кронные злектродвига-тели, асинхронные электродвигатели). Наиболее распространены асинхронные Д. э., особенно корот-козамкнутые: они просты в произ-ве и надёжны в эксплуатации. Д. э.— осн. вид двигателя в пром-сти, его применяют для привода ходовых колёс нек-рых видов рельсового и безрельсового транспорта (см. Тяговый электродвигатель), для привода подъёмно-трансп. машин, различных механизмов на судах, самолётах, в быту и т. д. (см. Электрический привод). Д. э. выпускаются мощностью от долей Вт до неск. МВт. Рекомендуем ознакомиться: Двигателя мощностью Двигателя несколько Двигателя передается Двигателя переменного Двигателя представлена Двигателя производится Двигателя составляет Двигателя толкателя Двигателя вследствие Двигателя значительно Дополнительные характеристики Двигателей мощностью Двигателей постоянного Двигателей работающих Двигателей составляет |