|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Двухкоординатный самописецна воздушный винт, а на компрессор, установленный во втором контуре (его называют вентилятором). Реактивная тяга ТРДД складывается из сил реакции потоков воздуха и продуктов сгорания, получивших ускорение в обоих контурах и вытекающих через два самостоятельных или одно общее реактивное сопло. ТРДД находят наибольшее применение на пассажирских самолетах с дозвуковыми скоростями полета. При сверхзвуковых скоростях полета применяются двухконтурные двигатели с форсажной камерой (ТРДДФ), в таких двигателях дополнительное количество топлива сжигается в одном или в обоих контурах. Двухконтурные двигатели (рис. 4) За последние годы широкое применение в гражданской авиации получили двухконтурные двигатели. Они по существу являются основными двигателями современной авиации. ТРДД состоит из двух контуров: внутреннего (первый контур) и наружного, расположенного вокруг внутреннего (второй контур). Большое развитие получили двухконтурные двигатели, у которых взлетная тяга достигает 250 кН и более, а удельный расход В последние годы созданы новые мощные двухконтурные двигатели Д-ЗОК, НК-8, АИ-25, Д-36 для пассажирских самолетов второго поколения — Ту-134, Ту-154, Ил-62, Як-40 и Як-42, не уступающие по своим техническим характеристикам и ресурсу лучшим однотипным иностранным образцам. Это же относится и к ряду вертолетных двигателей, разработанных под руководством П. А. Соловьева, С. П. Изотова и др. В последние годы наибольшее распространение получили двух-контурные турбореактивные двигатели (ДТРД) *, устанавливаемые на самолетах разных типов. На дозвуковых скоростях полета эти двигатели сочетают преимущества ТРД по тяговой мощности и ТВД — по экономичности. Двухконтурный двигатель с форсажной камерой (ДТРДФ) обеспечивает высокие значения тяги, необходимые для достижения сверхзвуковых скоростей полета, при приемлемой экономичности и низкие расходы топлива (с выключенной форсажной камерой) на дозвуковых скоростях. Двухконтурные двигатели удовлетворяют одному из важнейших требований, предъявляемых к силовым установкам современных военных самолетов, — многорежимности. Эти достоинства ДТРД и ДТРДФ обусловили их широкое применение в современной военной и гражданской авиации. Степень двухконтурности в значительной мере определяет основные показатели и удельные параметры ДТРД, его характеристики и конструктивную схему. ДТРД с т^4 называют двигателями с большой степенью двухконтурности, а двухконтурные двигатели с т^2,5 — двигателями с умеренной и малой степенью двухконтурности. Двигатели с большой степенью двухконтурности, имеющие одноступенчатый вентилятор, иногда называют турбо-'вентиляторными. Частными случаями ДТРД можно считать двигатель со степенью двухконтурности т = 0, при которой внешний контур отсутствует, и двухконтурный двигатель превращается в ТРД, и двигатель с очень большой степенью двухконтурности (т>30), у которого'вентилятор превращается в воздушный винт, а двухконтурный двигатель — в ТВД. В военной авиации, в частности в истребительной, применяются ДТРДФ, например F100 со взлетной форсированной тягой 111,8 кН для истребителя F-15, RB.199 со взлетной тягой 66,7 кН для многоцелевого самолета «Торнадо», «Адур» Mk.804 со взлетной тягой 35,6 кН для истребителя-бомбардировщика «Ягуар», RM.8B со взлетной тягой 125 кН для истребителя-перехватчика JA.37 «Вигген» и т. д. (рис. 10). Двухконтурные двигатели с форсажем применяются и в сверхзвуковой бомбардировочной авиации. В частности, для стратегического бомбардировщика В-1 разработан ДТРДФ F101 со взлетной тягой более 133,4 кН. Двухконтурные двигатели для таких самолетов характеризуются небольшой степенью двухконтурности (/и = 0,7-4-2,1), обеспечивающей высокие тяговые характеристики двигателя на форсажных Значительное распространение получили двухконтурные двигатели на небольших дозвуковых самолетах различного назначения — пассажирских, служебных, тренировочных и т. д. Примерами ДТРД такого назначения являются двигатели «Ларзак» 04 (рис. 11) со взлетной тягой 13,2 кН и TFE731 со взлетной тягой 16,5 кН. На пассажирских самолетах «Тристар» L-1011 и В.747 применяются мощные двухконтурные двигатели RB.211 фирмы «Роллс-Ройс». Этот двигатель является единственным серийным трех-вальным ДТРД большой тяги. Наиболее известны две основные его модификации — RB.211-22B и RB.211-524B. Более мощный двигатель RB.211-524B разработан с учетом эксплуатации ДТРД RB.211-22B и с июля 1977 г. выпускается серийно, причем ежедневно наработка этого ДТРД увеличивается почти на 200 ч. Повышение тяги двигателя RB.211-524B достигнуто усовершенствованием вентилятора, увеличением расхода воздуха через газогенераторную часть (при некотором изменении компрессоров низкого и высокого давления), увеличением температуры газа перед турбиной, а также увеличением КПД элементов. В двигателе RB.211-524B, по данным фирмы, применяется 83% деталей, взаимозаменяемых с деталями ДТРД RB.211-22B. На самом тяжелом американском пассажирском самолете В.747 применяются мощные двухконтурные двигатели фирмы «Пратт-Уитни» JT9D (рис. 75). Первоначально двигатель JT9D устанавливался на различных вариантах самолета В.747, а сейчас и на некоторых модификациях пассажирских самолетов DC-10 и А.ЗОО. ДТРД JT9D разработан на базе газогенератора малой массы LWGG этой фирмы и является высокоэкокомичным двух-вальным двигателем большой тяги. Двигатель JT9D выпускается серийно свыше десяти лет. За это время создано несколько его модификаций, наиболее совершенная и мощная из которых JT9D-70A. них датчиками сопротивления 1—4, как показано на рис. 17.3. Сигнал от датчика подается на тензометрический усилитель, а испытательная машина должна быть оборудована месдозой — упругим элементом с наклеенными на нем датчиками сопротивления. Сигнал от этих датчиков так;ке подается на тензометрический усилитель, а затем на двухкоординатный самописец, на второй ввод которого подается сигнал датчика смещения. Испытание можно проводить как на изгиб, так и па внецент-ренное растяжение. Электронная схема обработки сигнала с выхода СВЧ резонатора обеспечивает цифровую индикацию величины удельного сопротивления и времени жизни носителей тока. Для записи распределения удельного сопротивления вдоль диаметра пластины предусмотрен вывод сигналов с электронного блока и с датчика координаты на двухкоординатный самописец. / — СВЧ генератор; 2 — вентиль; 3, 5 — емкостные зонды; 4 — фазовращатель; 6 — волноводный изгиб; 7 — образец; 6 — сушильный шкаф; 9, 10 — Детекторные секции; и — двухкоординатный самописец Усилие разрыва измеряют путем уравновешивания приложенной силы подвижным грузом или маятниковым рычагом; с помощью гидравлического измерителя; с применением электронного силового измерителя, состоящего из упругого элемента с наклеенными на него тензорезисторами и усилителя, передающего сигнал на ленту машины или двухкоординатный самописец. Большую точность измеряемого усилия и деформации образца дает последний метод. Для усиления сигнала, снимаемого с тензорезисторов, используются усилители Предложен способ определения рассеяния энергии при колебаниях15, способы 16- 17 и устройство '° для определения декремента затухания колебаний. Для записи петли гистерезиса во время деформирования образца сигнал от реохордного и проволочного датчиков подается на двухкоординатный самописец. Использование ЭВМ для записи затухающих колебаний при оценке циклической вязкости предусматривает использование специального электронного прибора, измеряющего величину логарифмического декремента колебаний с автоматической записью абсолютных значений амплитуд колебаний от AI до Ап с точностью до третьего знака при частоте колебаний от 10~3 до 102 Гц [176]. Для возбуждения колебаний применялся прибор, в котором деформация образца осуществлялась по схеме чистого изгиба (рис. 75). Особенностью подключения прибора к ЭВМ является наличие специального электронного согласующего устройства — аттенюатора входа и линейного усилителя, не входящих в комплект машины. Деформация образца измеряется индикатором часового типа 7, дополненным скобой с наклеенными тензорезис-торами, преобразующими линейные величины деформации в электрические сигналы, которые поступают затем на тен-зоусилитель типа ТА-5 и далее — на двухкоординатный самописец типа ПДС-021М. Одновременно с помощью тензорезисторов, наклеенных на динамометр 8, измеряется усилие на образце. Для проведения испытаний образцов при различных видах нагружения установка снабжена соответствующими приспособлениями. динамометров и других тензометрических приборов (деформометров, тензометров на объекте испытаний и т. п.), усилители переменного тока для датчиков хода поршня и универсальные усилители, пригодные для датчиков практически любых применяемых в ЭГС типов. В этот блок входят регуляторы и усилители выходного сигнала для ЭГР. В него входят также модули защиты по отклонению от заданного режима, модули для выбора вида сигнала обратной связи (селектор обратной связи), модуль масштабирования переменной составляющей и специальные регуляторы. Блок индикации и регистрации включает счетчик циклов, осциллограф, цифровой вольтметр с детектором пиковых значений, иногда и двухкоординатный самописец, а также модули, связывающие регистрирующие приборы с блоками регулирования и задания нагрузки. Большинство фирм оснащают детектор пиковых значений модулем памяти, позволяющим вывести на вольтметр наибольшее отклонение от заданного режима. В ЭГС обычно используют двухлучевые осциллографы с устройствами памяти. 1 — тока катода; 2 — рабочего напряжения; 3 — тока эмиссии пушки; 4 — тока смещения; 5 — вакуума; 6 — тока образца; 7 — вакуумный насос; 8 — источник высоковольтного напряжения; 9 — конденсорные линзы; 10 — линзы объектива; 11 — полупроводниковый детектор; 12 — кристалл-спектрометр; 13 — детектор вторичных электронов; 14 — предусилитель; 15 — ЭЛТ; 16 — генератор сканирования; 17 — формирователь растра; 18 — усилитель; 19 — многоканальный анализатор; 20 — одно-канальный анализатор; 21 — процессор; 22 — двухкоординатный самописец; 23 — перс-счетное устройство; 24 — графопостроитель Тензодатчики 1 соединялись по схеме полумоста (рис. 2). Сигнал от тензодатчиков подавался через ртутный токосъемник на тензоусилитель ТА-5, а с тензоусилителя — на шлейфовый осциллограф МПО-2, одновременно с этим на двухкоординатный самописец 2 и электронный осциллограф G1-18. Примененная схема измерений позволяет записывать колебания в системе координат, вращающейся вместе с ротором, что является весьма удобным для дальнейшего анализа деформированного состояния ротора, нагруженного изгибающим моментом, вызванным дисбалансом. а — секционированный излучатель; б — мультиплексор; в — импульсный генератор; г —~ память сигналов 1 — N (память для записи и считывания); д — блок сложения (цифровой); е — двухкоординатный самописец; ж — управление фокусированием; ъ — мини-ЭВМ; и — контроллер для управления системой Рис. 84. Блок-схема установки для испытаний компактных и модифицированных образцов на статическую трещиностойкость: 1 — образец; 2— датчик силы; 3— датчик смещения; 4— источник тока; 5 — компаратор напряжения; 6 — двухкоординатный самописец Рекомендуем ознакомиться: Двухрядных сферических Двухступенчатые планетарные Дополнительные параметры Двухступенчатой сепарацией Двухступенчатого редуктора Двухтактных двигателей Дополнительные переменные Двукратной собственной Двумерная плотность Двусторонней конической Двустороннего всасывания Дополнительные поверхности Дополнительные соображения Дополнительные требования Дополнительные упрощения |