|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Газотурбинными установкамиГАЗОТУРБИННАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ — тепловая электростанция, в к-рой в качестве привода электрич. генератора используется газовая турбина. Получили распространение Г. э. с газотурбинными двигателями. Во мн. странах тепловые блоки мощностью свыше 500 МВт дополняются газотурбинными установками мощностью 25—35 МВт для покрытия «пиковых» нагрузок. Существуют Г. э. с 2—4 турбоагрегатами на базе авиац. турбин, каждый мощностью 10—20 МВт. Г. э. могут быть использованы в качестве осн. источника электрич. энергии на местах новых разработок месторождений полезных ископаемых, особенно нефтяных месторождений, где Г. э. могут работать на попутном газе (природном), а .также в качестве резервных источников электроэнергии. Г. э., как правило, автоматизированы и имеют дистанц. управление. Передвижные Г. э. применяются сравнительно редко, т. к. имеют худшие эксплуатац. характеристики, чем, напр., дизельные электростанции. Перспективны комбиниров. парогазотурбинные установки (ПГУ), в к-рых тепло отработавших газов может быть использовано для подогрева воды или выработки пара низкого давления в парогенераторе. (монопосто) автомобиль, предназнач. для участия в автомоб. гонках, в т. ч. для установления рекордов скорости (рекордно-гоночные и сверхскоростные автомобили — «болиды»). По рабочему объёму двигателя (л) и собственной массе (кг) Г. а. подразделяют на группы — гоночные форму-л ы: \ (до 3 л, не менее 500 кг), 2 (до 1,6 л, не менее 450 кг), 3 (до 1 л, не менее 400 кг). Иногда применяют и формулу 4 — мотоциклетный двигатель с рабочим объёмом до 0,25 л (250 см3). Рекордно-гоночные автомобили с газотурбинными двигателями выделены в отд. класс. В настоящее время на флоте применяют судовые энергетические установки (СЭУ) с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), паровыми турбинами (ПТУ), газотурбинными двигателями (ГТД) и комбинированные. Выбор вида СЭУ обусловлен типом и назначением судна и осуществляется на основе сравнения многих технико-экономических показателей как СЭУ, так и судна в целом. 250 км/час, новые типы более мощных и более экономичных магистральных тепловозов и электровозов. Проверку в эксплуатационных условиях пройдут газотурбовозы — опытные локомотивы с газотурбинными двигателями. В 30-х годах М. В. Келдышем, Н. Е. Кочиным и М. А. Лаврентьевым были разработаны теоретические основы гидродинамики так называемого подводного крыла, и тогда же А. П. Владимировым, И. Н. Фроловым и Л. А. Эп-штейном были проведены в Центральном аэрогидродинамическом институте соответствующие экспериментальные исследования. С1943 г. на заводе «Красное Сормово» под руководством Р. Е. Алексеева начались работы по проектированию опытных скоростных судов на подводных крыльях и в 1957 г.— после длительных испытаний моделей и опытных образцов — в состав действующего речного транспортного флота вошло первое судно на подводных крыльях — пассажирский теплоход «Ракета» (рис. 81), рассчитанный на 66 мест для сидения, снабженный двигателем мощностью 820 л. с. и развивающий скорость до 60—70 км/час. Еще через два года была начата постройка более крупных пассажирских судов этой группы — теплоходов типа «Метеор», каждый из которых рассчитан на 150 пассажиров и снабжен двумя дизельными двигателями общей мощностью 1800 л. с. С 1961 г. ведется постройка 260-местных судов на подводных крыльях типа «Спутник» (см. табл. 15), а в 1964 г. был передан в эксплуатацию газотурбоход «Буревестник» — наиболее быстроходное судно этого класса, снабженное двумя авиационными газотурбинными двигателями и водометными движителями и развивающее скорость до 95—100 км/час. В 1954 г. было построено первое морское пассажирское судно на подводных крыльях — теплоход серии «Комета», и с 1961 г. ведется строительство более крупных скоростных морских судов серии «Стрела». За разработку и освоение новых типов скоростных судов группе работников завода «Красное Сормово» (Р. Е. Алексееву, Н. А. Зайцеву, Л. С. Попову, И. И. Ерлыкину и др.) и капитану-испытателю В. Г. Полуэктову присуждена Ленинская премия 1962 г. Так как мощность двигателя равна произведению силы тяги на скорость полета (N =Рмн), то при одной и той же скорости полета обоих самолетов G-IJG^l==dTfi/dT2P2-Обычно отношение веса пустой машины к взлетному весу самолетов с газотурбинными двигателями G2/GC2 = 0,4 ч- 0,8. Отношения Pi/P2, dyJdT2 и ,GB,/GTl = dBJdTl определяются из расчета циклов сравниваемых двигателей. Неустойчивые режимы работы компрессора создают повышенную опасность при эксплуатации летательных аппаратов с газотурбинными двигателями. Они могут привести к поломке компрессора и серьезному летному происшествию. На рис. 8.11 приведена траектория взлета транспортного самолета, снабженного газотурбинными двигателями, со скоростью разгона (после взлета) до 480 км/ч (кривая а). В книге излагаются основы теории авиационных компрессоров, турбин и входных устройств (воздухозаборников) силовых установок с газотурбинными двигателями (ГТД). Основное внимание уделяется процессам, протекающим в указанных элементах двигателей на различных режимах работы, их характеристикам и влиянию на них условий эксплуатации. ратов еще более ограничен прочностными и аэродинамическими характеристиками несущих роторов вертолетов. Силовые установки с газотурбинными двигателями, обеспечивающие самолетам вертикальный взлет и посадку, Исторически авиационные турбореактивные (ТРД) и турбовинтовые (ТВД) двигатели были первыми ГТУ, получившими массовое применение в военном и гражданском самолетостроении. На рис. 7.13—7.15 показаны конструктивные схемы авиационных ТРД, называемых также газотурбинными двигателями (ГТД). Они выполняются одноконтурными или двухконтурны-ми. Газовая турбина таких двигателей предназначена в основном для привода соответствующего компрессора, и ее мощность приблизительно совпадает с мощностью, потребляемой компрессором. Газы в ГТ расширяются до давления выше атмосферного, а оставшийся теплоперепад расходуется в реактивном сопле и создает силу тяги. В России и Украине создано поколение новых газоперекачивающих агрегатов (ГПА) с газотурбинными двигателями. В табл. 7.17 приведены технические данные перспективных ГПА и ГТД для газотранспортных и газодобывающих предприятий и прежде всего для ОАО «Газпром». Использован большой научно-технический потенциал ОАО «НПО Сатурн», «Сумского НПО им. Фрунзе», ОАО НПО «Искра», НПО «Машпроект» (Украина), ОАОКМПО, ОАО «Невский завод», ОАО «Авиадвигатель», ОАО «СНТК им. Кузнецова» и др. ГАЗОТУРБИННАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ — тепловая электростанция, в к-рой в качестве привода электрич. генератора используется газовая турбина. Получили распространение Г. э. с газотурбинными двигателями. Во мн. странах тепловые блоки мощностью свыше 500 МВт дополняются газотурбинными установками мощностью 25—35 МВт для покрытия «пиковых» нагрузок. Существуют Г. э. с 2—4 турбоагрегатами на базе авиац. турбин, каждый мощностью 10—20 МВт. Г. э. могут быть использованы в качестве осн. источника электрич. энергии на местах новых разработок месторождений полезных ископаемых, особенно нефтяных месторождений, где Г. э. могут работать на попутном газе (природном), а .также в качестве резервных источников электроэнергии. Г. э., как правило, автоматизированы и имеют дистанц. управление. Передвижные Г. э. применяются сравнительно редко, т. к. имеют худшие эксплуатац. характеристики, чем, напр., дизельные электростанции. Перспективны комбиниров. парогазотурбинные установки (ПГУ), в к-рых тепло отработавших газов может быть использовано для подогрева воды или выработки пара низкого давления в парогенераторе. § 131. УХОД ЗА ГАЗОТУРБИННЫМИ УСТАНОВКАМИ § 131. Уход за газотурбинными установками ........... 244 КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНЦИИ, ОБОРУДОВАННОЙ ГАЗОТУРБИННЫМИ УСТАНОВКАМИ Из приведенных величин, характеризующих станцию с газотурбинными установками, следует: I — для станций с паровыми турбинами N = = 200 000 кет', 2 — для станций с блоками котел — турбина N6л = 500 000 кет; р„ = 400 кг/см*, ta = 700° С; 3 — для станций с газотурбинными установками Е„ = 12, tt = 1000° С, Nнаиб = 74 500 кет (допущено). Для определения перспектив, открываемых газотурбинными установками в энергетике, здесь была предположена возможность создания материала, позволяющего длительную работу лопаток при температуре 1Л = 850° С. Наряду с обычными газотурбинными установками (ГТУ) и паросиловыми установками (ПСУ), найдут применение и установки комбинированные, рассчитанные на одновременное использование в качестве рабочих тел как пара, так и продуктов сгорания. В схемах с газотурбинными установками рабочим телом служит смесь продуктов сгорания с воздухом, а аппаратом, готовящим его, является камера сгорания. В реакторах на быстрых нейтронах используются в качестве теплоносителей жидкие металлы, возможно использование газов (гелия, углекислоты), расплавов солей. В МГД-преобразовате-лях энергии, термоэмиссионных, термоэлектрических и других преобразователях так же будут находить применение неводяные теплоносители. Высокотемпературные реакторы с газовым охлаждением будут использоваться с газотурбинными установками замкнутого цикла, в которых рабочим телом будут неводяные теплоносители. Более высокая экономичность таких мощных энергетических установок обеспечит уменьшение загрязняющих выбросов в атмосферу земли. В СССР, Великобритании и Франции накоплен опыт применения углекислоты в качестве теплоносителя реакторов, что позволило начать работы по выявлению возможности и целесообразности создания одноконтурных АЭС с газотурбинными установками закрытого цикла на углекислом газе. Выполненные расчетные исследования и конструктивные разработки показывают, что такие установки имеют определенные преимущества, могут быть конкурентоспособными с другими типами АЭС, хотя по тепловой экономичности они не являются наилучшими. Рекомендуем ознакомиться: Геометрическое скольжение Геометрического скольжения Геометрия поверхности Геометрии инструмента Геометрию инструмента Герметичных помещений Герметичность достигается Герметичность уплотнения Герметичности уплотнения Гетерогенных химических Гармонические коэффициенты Гетерогенное образование Гетерогенную структуру Гидравлическая двухконтурная Гидравлический аккумулятор |