|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Инженерной деятельностиИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - Отрасль науки, изучающая психологич. особенности человека при взаимодействии его с техн. средствами в процессе производств, и управленч. деятельности, а также требования, предъявляемые к конструкции машин и приборов и их эксплуатац. характеристикам с учётом психич. свойств человека. К. разрабатывает общие принципы создания систем управления и систем для автоматизации умств. труда, является теоретич. основой автоматизации производства, науч. исследований, планирования и учёта. Методы К. широко применяют для решения задач оптим. использования ресурсов и производств, возможностей пр-тий промышленности, энергетики, стр-ва, транспорта, связи и бытового обслуживания, задач эко-номич. планирования, анализа стати-стич. данных как в рамках отдельного пр-тия (организации), так и в пределах отрасли нар. х-ва. КИБЕРНЕТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ - Отрасль науки, изучающая технич. системы управления, используя методы кибернетики; науч. основа автоматизации производства. Осн. разделы К.т.: инженерная психология, бионика, распознавание образов, робототехника (см. Робот). Важнейшие направления исследований К.т. - разработка и создание автоматич. и автоматизир. систем управления, а также автоматич. устройств и комплексов для передачи, переработки и хранения информации. К.т. включает теорию автоматич. управления, теорию оптим. систем, теорию адаптивных и обучаемых систем управления, теорию надёжности и технич. диагностики. Гл. задача К.т. при создании систем управления - обеспечить достижение требуемых или наивыгоднейших значений определ. показателей, характеризующих их функционирование. К.т. проводит исследования и решает задачи, относящиеся гл. обр. к нижним уровням управления (управление машиной, технологич. процессом, н.-и. комплексом и др.) в отличие, напр., от системотехники, к-рая делает упор на ср. уровни управления (управление сложными системами - пром. пр-тием, энерге- СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН, система вел и ч и н,- совокупность взаимосвязанных физ. величин, используемая в той или иной области естествознания. Для обозначения С.ф.в. обычно используют группу символов (обозначений) осн. величин системы, напр. Imt в механике, ImtlTnJ - для С.ф.в., охватываемой Международной системой единиц (СИ), где / - длина, m - масса, / -время, /- сила электрич. тока, Т-термодинамич. темп-pa, п - кол-во в-ва, J - сила света. СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК - МАШИНА» -сложная система, в к-рой человек-оператор (группа операторов) взаимодействует с техн. устройством (напр., прокатным станом, трансп. средством, ЭВМ) в процессах пром. производства, управления, обработки информации и т.д. С.«ч. - м.» является предметом исследования таких науч. направлений, как системотехника, инженерная психология, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — научное направление, изучающее проблемы, к-рые возникают в сложных системах управления класса «человек — машина». И. п. тесно связана с физиологией, кибернетикой, математикой и др. технич. науками. И. п. изучает орудия труда и технологич. процессы для выяснения требований, предъявляемых конструкцией инструментов, машин, приборов и особенностями производств, операций к психич. К. является теоретич. основой автоматизации производства. В рамках К. решаются проблемы создания оптимальных систем, обеспечивающих достижение наивыгоднейших режимов управления, что особенно важно для сложных произ-в. Методы К. широко применяют для решения задач эконо-мич. планирования и анализа, они помогают правильно использовать ресурсы и производств, возможности и осуществлять единое управление как отд. предприятиями, так и отраслями х-ва. Для повышения эффективности науч. работы большое значение имеет проблема информац. симбиоза машины и человека, т. е. непосредств. взаимодействия человека и ЭВМ в процессе его творчества при решении научных задач. См. Инженерная психология, Автоматизированная система управления. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ И ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В настоящее время наиболее полные знания о человеке художнику-конструктору, занимающемуся проектированием интерьера и оборудования операторских пунктов, дает инженерная психология. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Отличительной чертой художественного конструирования интерьера и оборудования операторского пункта является его теснейшая органическая связь с инженерной психологией — наукой, изучающей систему «человек—машина». Инженерная психология является разделом эргономики (от греческого слова ergon — работа и nomos — закон), т. е. научной дисциплины, изучающей психофизиологические, антропометрические и т. п. возможности и особенности человека, а также оперирующей данными из гигиены, антропометрии, биофизики, токсикологии и т. д. с целью создания для человека оптимальных условий труда, при которых труд становится высокопроизводительным. Инженерная психология как наука возникла недавно. Первоначально психологи пытались устранить недоделки инженеров и робко напоминали им, что хорошо бы уменьшить шум, увеличить освещенность, сделать побольше отметки на шкале, расположить ручки и кнопки поудобнее. Не всем и не сразу стало ясно, что время полной автоматизации производства еще не пришло, поэтому при проектировании машин и систем нужно относиться к ним как к устройствам, увеличивающим функциональные возможности человека. Чтобы максимально использовать имеющиеся у человека огромные резервы восприятия, памяти, мышления и т. д., инженерная психология требует обеспечения высокой степени психофизиологического, антропометрического и т. п. соответствия между машиной и человеком. Для достиже- Помимо конструктивных рекомендаций по научной организации рабочего места оператора, инженерная психология ставит перед художником-конструктором вопросы, связанные с общебиологическими и социальными аспектами жизнедеятельности человека. Так, например, она утверждает, что человека нельзя непосильно перегружать, так же как и чрезмерно упрощать его труд. Сведение труда человека к простейшим операциям, для выполнения которых достаточно элементарных рефлек- Уже в первые годы инженерной деятельности Беляев успешно разработал рациональную технологию изготовления стальных осей для паровозов и вагонов, пружин для накатников новых артиллерийских орудий, броневой стали, фугасных снарядов и т. д. Эти важные производственные задачи были им быстро и успешно разрешены благодаря строго научному подходу, умелому использованию всех средств исследования металлов. Быстро пролетели 22 года инженерной деятельности Владимира Ефимовича на уральских заводах. В 1907 г. он получил предложение занять кафедру металлургии стали Петербургского политехнического института. С этого момента начинается его плодотворная научно-педагогическая деятельность. Глубокое знание металлургических процессов, умение живо и увлекательно рассказать о них слушателям, простота во взаимоотношениях со студентами и преподавателями быстро выдвинули Грум-Гржимайло в число ведущих профессоров Политехнического института. Здесь он заложил основы замечательной «грумовской» научной школы, сформировавшей немало талантливых инженеров-металлургов. ') Расчет сжатых стержней на устойчивость, материал которых либо нелинейно упруг, либо работает за пределом упругости, впервые был предложен Ф. Энгёссером (Engesser F. Ueber Knickfestigkeit gerader Stabe. — Z. Arch. u. Ing. Ver. zu Hannover, 1889, 35, S. 455; Die Knickfestigkeit gerader Stabe.— Zentralblatt der Bauverwaltung, 1891, 11, S. 483. В этих статьях предлагалось в формулу Эйлера вводить касательный модуль. Ф. С. Ясинский в своей статье: Zu den Knickfragen. — Schweizerische Bauzeitung, 1895, Bd. XXV, NJ 10, S. 63—64 (русский перевод статьи под названием «Еще к вопросам продольного изгиба» помещен в книгу: Ясинский Ф. С. Избранные работы по устойчивости сжатых стержней/С приложением очерка А. Н. Митинского «О жизни и научно-инженерной деятельности Ф. С. Ясинского». — М.—Л.: Гостехиздат, 1952, с. 202—211), указал на неправильность касательно-модуль-ной концепции и отметил причину этой неправильности. Ф. Энгессер в соответствии с критикой внес в свою работу исправление и в исправленном виде, введя приведённый модуль, опубликовал ее в том же году (статья: Ueber Knickfragen. — Schweizerische Bauzeitung, 1895, Bd. XXVI, S. 24). Позднее, независимо от него, приведенный модуль был введен Т. Карманом (К а г -man Th. v.). (Untersuchungen fiber Knickfestigkeit. — Physik Z., 1908, S. 138; Ueber Knickfestigkeit. — Forschungsarbeit, VDI, 1910, № 81). В те годы советского автоматостроения практически не существовало — лишь в 1933 г. были выпущены первые отечественные одноппгандельные автоматы, в 1939 г. — многошпиндельные. Г. А. Шаумян поступает работать по совместительству инженером в институт «Оргметалл», через который проходили в то время об< разцы импортного технологического оборудования, в том числе все полуавтоматы и автоматы. День за днем, месяц за месяцем проводит он в лабораториях института, в цехах предприятий, изучая конструкцию и компоновку различных типов автоматов, делая десятки и сотни эскизов механизмов привода, управления, суппортов; загрузочных, зажимных и поворотных устройств. Вечерами, засиживаясь далеко за полночь, он изучает все известные, главным образом иностранные, публикации по металлорежущим автоматам. Уже здесь, на самых ранних этапах инженерной деятельности, проявились в полной мере такие черты его природного дарования и характера, как аналитический образ мышления, редкая способность сопоставлять и сравнивать, делать далеко идущие обобщения, видеть противоречия в процессах развития, осозна- Постепенно в сознании Шаумяна зарождался, формировался и укреплялся тезис, который стал едва ли не важнейшим во всей его дальнейшей научной и инженерной деятельности: вытеснение ручного труда не главное в автоматизации. Автоматизация — это могучее средство Но вернемся к началу инженерной деятельности Г, А. Шаумяна. Как видим, он уже тогда пришел к важ- Таким образом, уже на ранних стадиях научно-инженерной деятельности Г. А. Шаумяна проявились его самобытность мышления, неповторимое видение основных проблем развития отрасли и путей их решения. Именно тогда уже вырабатывалась особенность творческого метода ученого: постоянный поиск противоречий в существующем состоянии, тщательное и кропотливое противопоставление положительных и отрицательных сторон, достоинств и недостатков, стремление к доведению собственных выводов до предельно ясных, доступных и убедительных форм, где он умел удивительно верно находить образные сравнения, тонко чувствуя грань между доступностью и вульгаризацией. Необходимо отметить, что работы Шаумяна, относящиеся к первой половине 30-х годов, — это плод не только его чисто научной, но и инженерной деятельности. В 1932 г. при его участии в НИИСТИ (ныне ЭНИМС) организуется лаборатория автоматов, которую Шаумян возглавлял (работая по совместительству) с 1932 по 1939 г. Ученый принимал непосредственное участие и в разработке первого в СССР типажа полуавтоматов и автоматов. Важнейшая черта творческих поисков Г. А. Шаумяна в 50-х годах — значительное расширение диапазона научной и инженерной деятельности. Если в 30-х—40-х годах он выступал главным образом как ученый-теоретик, то в последующие годы широко расцвел его талант как разработчика, создателя новых технологических процессов и конструкций, педагога-методиста. Процесс конструирования, как вид инженерной деятельности, и сам продукт труда конструктора характеризуются рядом присущих им признаков. Особенностями процесса конструирования, проявляющимися при этом, являются одновременное создание нескольких решений задачи для отбора лучшего и необходимость выбора оптимального технического решения для последующего отображения его на бумаге в виде чертежа. Эти особенности, резко отличающие процесс конструирования от многих других видов инженерной деятельности, характерны для всех этапов конструирования и всех видов чертежей любой сложности. Рекомендуем ознакомиться: Информационные возможности Информационной поддержки Информационного пространства Информационно измерительной Информацию полученную Информативного параметра Инфракрасном диапазоне Ингибитированных материалов Ингибитора атмосферной Ингибиторов травления Иерархическую структуру Инженерных сооружений Инженерное проектирование Инженерно строительного Инженерно техническим |