Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Инженерной деятельности



ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - Отрасль науки, изучающая психологич. особенности человека при взаимодействии его с техн. средствами в процессе производств, и управленч. деятельности, а также требования, предъявляемые к конструкции машин и приборов и их эксплуатац. характеристикам с учётом психич. свойств человека.

К. разрабатывает общие принципы создания систем управления и систем для автоматизации умств. труда, является теоретич. основой автоматизации производства, науч. исследований, планирования и учёта. Методы К. широко применяют для решения задач оптим. использования ресурсов и производств, возможностей пр-тий промышленности, энергетики, стр-ва, транспорта, связи и бытового обслуживания, задач эко-номич. планирования, анализа стати-стич. данных как в рамках отдельного пр-тия (организации), так и в пределах отрасли нар. х-ва. КИБЕРНЕТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ - Отрасль науки, изучающая технич. системы управления, используя методы кибернетики; науч. основа автоматизации производства. Осн. разделы К.т.: инженерная психология, бионика, распознавание образов, робототехника (см. Робот). Важнейшие направления исследований К.т. - разработка и создание автоматич. и автоматизир. систем управления, а также автоматич. устройств и комплексов для передачи, переработки и хранения информации. К.т. включает теорию автоматич. управления, теорию оптим. систем, теорию адаптивных и обучаемых систем управления, теорию надёжности и технич. диагностики. Гл. задача К.т. при создании систем управления - обеспечить достижение требуемых или наивыгоднейших значений определ. показателей, характеризующих их функционирование. К.т. проводит исследования и решает задачи, относящиеся гл. обр. к нижним уровням управления (управление машиной, технологич. процессом, н.-и. комплексом и др.) в отличие, напр., от системотехники, к-рая делает упор на ср. уровни управления (управление сложными системами - пром. пр-тием, энерге-

СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН, система вел и ч и н,- совокупность взаимосвязанных физ. величин, используемая в той или иной области естествознания. Для обозначения С.ф.в. обычно используют группу символов (обозначений) осн. величин системы, напр. Imt в механике, ImtlTnJ - для С.ф.в., охватываемой Международной системой единиц (СИ), где / - длина, m - масса, / -время, /- сила электрич. тока, Т-термодинамич. темп-pa, п - кол-во в-ва, J - сила света. СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК - МАШИНА» -сложная система, в к-рой человек-оператор (группа операторов) взаимодействует с техн. устройством (напр., прокатным станом, трансп. средством, ЭВМ) в процессах пром. производства, управления, обработки информации и т.д. С.«ч. - м.» является предметом исследования таких науч. направлений, как системотехника, инженерная психология,

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — научное направление, изучающее проблемы, к-рые возникают в сложных системах управления класса «человек — машина». И. п. тесно связана с физиологией, кибернетикой, математикой и др. технич. науками. И. п. изучает орудия труда и технологич. процессы для выяснения требований, предъявляемых конструкцией инструментов, машин, приборов и особенностями производств, операций к психич.

К. является теоретич. основой автоматизации производства. В рамках К. решаются проблемы создания оптимальных систем, обеспечивающих достижение наивыгоднейших режимов управления, что особенно важно для сложных произ-в. Методы К. широко применяют для решения задач эконо-мич. планирования и анализа, они помогают правильно использовать ресурсы и производств, возможности и осуществлять единое управление как отд. предприятиями, так и отраслями х-ва. Для повышения эффективности науч. работы большое значение имеет проблема информац. симбиоза машины и человека, т. е. непосредств. взаимодействия человека и ЭВМ в процессе его творчества при решении научных задач. См. Инженерная психология, Автоматизированная система управления.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ И ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В настоящее время наиболее полные знания о человеке художнику-конструктору, занимающемуся проектированием интерьера и оборудования операторских пунктов, дает инженерная психология.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Отличительной чертой художественного конструирования интерьера и оборудования операторского пункта является его теснейшая органическая связь с инженерной психологией — наукой, изучающей систему «человек—машина». Инженерная психология является разделом эргономики (от греческого слова ergon — работа и nomos — закон), т. е. научной дисциплины, изучающей психофизиологические, антропометрические и т. п. возможности и особенности человека, а также оперирующей данными из гигиены, антропометрии, биофизики, токсикологии и т. д. с целью создания для человека оптимальных условий труда, при которых труд становится высокопроизводительным.

Инженерная психология как наука возникла недавно. Первоначально психологи пытались устранить недоделки инженеров и робко напоминали им, что хорошо бы уменьшить шум, увеличить освещенность, сделать побольше отметки на шкале, расположить ручки и кнопки поудобнее. Не всем и не сразу стало ясно, что время полной автоматизации производства еще не пришло, поэтому при проектировании машин и систем нужно относиться к ним как к устройствам, увеличивающим функциональные возможности человека. Чтобы максимально использовать имеющиеся у человека огромные резервы восприятия, памяти, мышления и т. д., инженерная психология требует обеспечения высокой степени психофизиологического, антропометрического и т. п. соответствия между машиной и человеком. Для достиже-

Помимо конструктивных рекомендаций по научной организации рабочего места оператора, инженерная психология ставит перед художником-конструктором вопросы, связанные с общебиологическими и социальными аспектами жизнедеятельности человека. Так, например, она утверждает, что человека нельзя непосильно перегружать, так же как и чрезмерно упрощать его труд. Сведение труда человека к простейшим операциям, для выполнения которых достаточно элементарных рефлек-

Уже в первые годы инженерной деятельности Беляев успешно разработал рациональную технологию изготовления стальных осей для паровозов и вагонов, пружин для накатников новых артиллерийских орудий, броневой стали, фугасных снарядов и т. д. Эти важные производственные задачи были им быстро и успешно разрешены благодаря строго научному подходу, умелому использованию всех средств исследования металлов.

Быстро пролетели 22 года инженерной деятельности Владимира Ефимовича на уральских заводах. В 1907 г. он получил предложение занять кафедру металлургии стали Петербургского политехнического института. С этого момента начинается его плодотворная научно-педагогическая деятельность. Глубокое знание металлургических процессов, умение живо и увлекательно рассказать о них слушателям, простота во взаимоотношениях со студентами и преподавателями быстро выдвинули Грум-Гржимайло в число ведущих профессоров Политехнического института. Здесь он заложил основы замечательной «грумовской» научной школы, сформировавшей немало талантливых инженеров-металлургов.

') Расчет сжатых стержней на устойчивость, материал которых либо нелинейно упруг, либо работает за пределом упругости, впервые был предложен Ф. Энгёссером (Engesser F. Ueber Knickfestigkeit gerader Stabe. — Z. Arch. u. Ing. Ver. zu Hannover, 1889, 35, S. 455; Die Knickfestigkeit gerader Stabe.— Zentralblatt der Bauverwaltung, 1891, 11, S. 483. В этих статьях предлагалось в формулу Эйлера вводить касательный модуль. Ф. С. Ясинский в своей статье: Zu den Knickfragen. — Schweizerische Bauzeitung, 1895, Bd. XXV, NJ 10, S. 63—64 (русский перевод статьи под названием «Еще к вопросам продольного изгиба» помещен в книгу: Ясинский Ф. С. Избранные работы по устойчивости сжатых стержней/С приложением очерка А. Н. Митинского «О жизни и научно-инженерной деятельности Ф. С. Ясинского». — М.—Л.: Гостехиздат, 1952, с. 202—211), указал на неправильность касательно-модуль-ной концепции и отметил причину этой неправильности. Ф. Энгессер в соответствии с критикой внес в свою работу исправление и в исправленном виде, введя приведённый модуль, опубликовал ее в том же году (статья: Ueber Knickfragen. — Schweizerische Bauzeitung, 1895, Bd. XXVI, S. 24). Позднее, независимо от него, приведенный модуль был введен Т. Карманом (К а г -man Th. v.). (Untersuchungen fiber Knickfestigkeit. — Physik Z., 1908, S. 138; Ueber Knickfestigkeit. — Forschungsarbeit, VDI, 1910, № 81).

В те годы советского автоматостроения практически не существовало — лишь в 1933 г. были выпущены первые отечественные одноппгандельные автоматы, в 1939 г. — многошпиндельные. Г. А. Шаумян поступает работать по совместительству инженером в институт «Оргметалл», через который проходили в то время об< разцы импортного технологического оборудования, в том числе все полуавтоматы и автоматы. День за днем, месяц за месяцем проводит он в лабораториях института, в цехах предприятий, изучая конструкцию и компоновку различных типов автоматов, делая десятки и сотни эскизов механизмов привода, управления, суппортов; загрузочных, зажимных и поворотных устройств. Вечерами, засиживаясь далеко за полночь, он изучает все известные, главным образом иностранные, публикации по металлорежущим автоматам. Уже здесь, на самых ранних этапах инженерной деятельности, проявились в полной мере такие черты его природного дарования и характера, как аналитический образ мышления, редкая способность сопоставлять и сравнивать, делать далеко идущие обобщения, видеть противоречия в процессах развития, осозна-

Постепенно в сознании Шаумяна зарождался, формировался и укреплялся тезис, который стал едва ли не важнейшим во всей его дальнейшей научной и инженерной деятельности: вытеснение ручного труда не главное в автоматизации. Автоматизация — это могучее средство

Но вернемся к началу инженерной деятельности Г, А. Шаумяна. Как видим, он уже тогда пришел к важ-

Таким образом, уже на ранних стадиях научно-инженерной деятельности Г. А. Шаумяна проявились его самобытность мышления, неповторимое видение основных проблем развития отрасли и путей их решения. Именно тогда уже вырабатывалась особенность творческого метода ученого: постоянный поиск противоречий в существующем состоянии, тщательное и кропотливое противопоставление положительных и отрицательных сторон, достоинств и недостатков, стремление к доведению собственных выводов до предельно ясных, доступных и убедительных форм, где он умел удивительно верно находить образные сравнения, тонко чувствуя грань между доступностью и вульгаризацией.

Необходимо отметить, что работы Шаумяна, относящиеся к первой половине 30-х годов, — это плод не только его чисто научной, но и инженерной деятельности. В 1932 г. при его участии в НИИСТИ (ныне ЭНИМС) организуется лаборатория автоматов, которую Шаумян возглавлял (работая по совместительству) с 1932 по 1939 г. Ученый принимал непосредственное участие и в разработке первого в СССР типажа полуавтоматов и автоматов.

Важнейшая черта творческих поисков Г. А. Шаумяна в 50-х годах — значительное расширение диапазона научной и инженерной деятельности. Если в 30-х—40-х годах он выступал главным образом как ученый-теоретик, то в последующие годы широко расцвел его талант как разработчика, создателя новых технологических процессов и конструкций, педагога-методиста.

Процесс конструирования, как вид инженерной деятельности, и сам продукт труда конструктора характеризуются рядом присущих им признаков.

Особенностями процесса конструирования, проявляющимися при этом, являются одновременное создание нескольких решений задачи для отбора лучшего и необходимость выбора оптимального технического решения для последующего отображения его на бумаге в виде чертежа. Эти особенности, резко отличающие процесс конструирования от многих других видов инженерной деятельности, характерны для всех этапов конструирования и всех видов чертежей любой сложности.




Рекомендуем ознакомиться:
Информационные возможности
Информационной поддержки
Информационного пространства
Информационно измерительной
Информацию полученную
Информативного параметра
Инфракрасном диапазоне
Ингибитированных материалов
Ингибитора атмосферной
Ингибиторов травления
Иерархическую структуру
Инженерных сооружений
Инженерное проектирование
Инженерно строительного
Инженерно техническим
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки