Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Контактирующих поверхностей



Фреттинг-коррозия возникает вследствие малых вибрационных смещений контактных поверхностей друг относительно друга, если одна из них или обе металлические. Обычно коррозия этого типа сопровождается появлением питтингов на контактирующих поверхностях. Оксиды и продукты истирания металла заполняют питтинги, так что они становятся заметны только после удаления этих продуктов.

Лабораторные исследования [84] показали, что для возникновения фреттинг-коррозии при трении стали о сталь требуется кислород, а не влага. Разрушение во влажном воздухе меньше, чем в сухом; еще меньшие разрушения наблюдаются в атмосфере азота. С понижением температуры коррозия усиливалась. Таким образом, становится очевидным, что механизм фреттинг-коррозии не электрохимический. Разрушение увеличивается с возрастанием нагрузки вследствие интенсивного питтингообразования на контактирующих поверхностях, так как продукты коррозии, например a-Fe2O3, занимают больший объем (в случае железа — в 2,2 раза), чем металл, из которого образуется данный оксид. Так как при колебательном скольжении оксиды не могут удаляться с поверхности, их-накопление ведет к локальному увеличению напряжения, а это ускоряет разрушение металла в тех местах, где скапливаются оксиды. С увеличением скольжения фреттинг-коррозия также возрастает, особенно при отсутствии смазки на . трущихся поверхностях. Увеличение частоты при одном и том же числе циклов снижает разрушение, но в атмосфере азота этого эффекта не наблюдается. На рис. 7.19 представлены графики зависимости фреттинг-коррозии от разных факторов. Заметим, что скорость коррозии в начальный период испытаний больше, чем при установившемся режиме.

Испытанием стали с сульфоцианированным слоем при ударно-контактных нагрузках установлено, что в первый момент происходит интенсивный износ наиболее мягкой по сравнению с другими зонами слоя сульфидной пленки и «вмазывание» сернистых соединений в микронеровности поверхности находящейся под ней карбо-нитридной зоны (20]. Дальнейшее воздействие нагрузок и теплоты, выделяющейся на контактирующих поверхностях, способствует миграции серы в более глубокие зоны слоя, что обеспечивает повышение его износостойкости.

Фреттинг-коррозия возникает на контактирующих поверхностях деталей машин, совершающих относительно друг друга колебательное движение с малой амплитудой при определенном-давлении в условиях воздействия коррозионных сред. Коррозия; нарушает требуемый допуск посадок, которые должны обеспечивать высокую точность хода. Она увеличивает трение, а поврежденные места становятся очагами усталостных изломов. Фреттинг-коррозия представляет собой процесс, в котором действуют составляющая механического изнашивания и химическая составляющая, т. е. процесс образования и удаления пленки окисла на-трущихся поверхностях. Обе составляющие действуют одновременно и влияют друг на друга. Фреттинг-коррозия часто возникает в болтовых, заклепочных, шарнирных соединениях, особенно в конструкциях летательных аппаратов.

Образование частиц износа в форме тонких пластинок объясняется с позиций теории износа «отслаиванием» [126]. Хотя в настоящем своем состоянии эта теория применима только для случая низких скоростей скольжения, когда увеличение температуры на контактирующих поверхностях так мало, что диффузия и фазовые превращения не входят в механизм износа, достоинство ее заключается в том, что размер частиц износа и механизм их образования рассмотрен с позиций развития дислокационных процессов, протекающих в поверхностных слоях металлов. Теория износа отслаиванием основана на следующих соображениях:

где п = 0 соответствует случаю кулонова трения (в контактирующих поверхностях), п=\ при линейном трении, « = 2 при турбулентном (внутреннем) трении в материале МС.

а) Канонический оператор измерения не учитывает эффекта сопротивления поперечной деформации, обусловленной трением 15]. Это происходит тогда, когда сопрягаются силоизмерители и дополнительные силовводящие детали с весьма различными поперечными размерами, из-за чего на контактирующих поверхностях возникают дополнительные касательные напряжения, которые находятся в равновесии благодаря силам трения. Неизбежным следствием этого является увеличение гистерезиса. Явление сопротивления поперечной деформации весьма трудно поддается описанию, но, так как причина его возникновения ясна [9], это явление может в большинстве случаев исключаться из рассмотрения.

При исследовании явления ИП было установлено, что на поверхности трения образуется тонкая пленка, обогащенная медью. Толщина этой пленки обычно составляет 1 — 2 мкм и меньше, в зависимости от условий испытания. Формирование ее на контактирующих поверхностях обусловливает ничтожно малое сопротивление сдвигу при трении [12]. В связи с этим структура и свойства поверхностных слоев металлов при трении в условиях ИП и, в частности, собственно пленки заслуживают особого внимания.

приведены на рис. 22. Начальные участки зависимостей относительного момента трения М1М0 (М0 — начальный момент) от времени для разных нагрузок соответствуют периоду приработки. Приблизительно через час наблюдается установление режима ИП, о чем свидетельствует низкое значение относительного момента трения, а также наличие медной пленки на контактирующих поверхностях. Как следует из кривых 4—6, наибольшие изменения концентрации приходятся на период приработки.

С помощью тензометрического устройства, усилителя и осциллографа производилась запись величины силы трения, возникающей на контактирующих поверхностях образцов при их относительном перемещении. Сопротивляемость процессу схватывания оценивалась по качественным изменениям, происходящим в трущихся поверхностных слоях деталей с помощью комплексного металловедческого анализа, и по изменению коэффициента трения с учетом прочностных характеристик исследуемых металлов.

С помощью тензометрического устройства, усилителя и осциллографа производилась запись величины силы трения, возникающей на контактирующих поверхностях образцов при их относительном перемещении.

создается моментом М. в узле колебаний. В результате ультразвуковых колебаний в тонких слоях контактирующих поверхностей создаются сдвиговые деформации, разрушающие поверхностные пленки.

При черновой и получистовой обработке, когда требуется сильное охлаждающее действие среды, применяют водные эмульсии. Количество эмульсии, используемой в процессе резания, зависит от технологического метода обработки и режима резания и колеблется от 5 до 150 л/мин. Увеличивать количество подаваемой жидкости рекомендуют при работе инструментов, армированных пластинками твердого сплава, что способствует их равномерному охлаждению и предохраняет от растрескивания. При чистовой обработке, когда требуется получить высокое качество обработанной поверхности, используют масла. Для активизации смазочных материалов к ним добавляют активные вещества — фосфор, серу, хлор. Под влиянием высоких температур и давлений эти вещества образуют с металлом контактирующих поверхностей соединения, снижающие трение — фосфиды, хлориды, сульфиды. При обработке заготовок из хрупких металлов, когда образуется стружка надлома, в качестве охлаждающей среды применяют сжатый воздух, углекислоту.

р=50 МПа — уменьшают в два раза. Давления выбирают в зависимости от прочности и сопротивления заеданию контактирующих поверхностей. Приведенные в табл. 6.4 значения Т и Fa соответствуют коэффициенту трения на сопрягаемых поверхностях / = 0,12.

В табл. 6.4 приведены размеры колец, значения осевых сил затяжки /^i и Лат2> передаваемых вращающих моментов Т и осевых сил Ра при давлении в контакте р = 100 МПа. При р = 200 МПа значения Ттл Fa удваивают, при р = 50 МПа — уменьшают в два раза. Давления выбирают в зависимости от прочности и сопротивления заеданию контактирующих поверхностей. Приведенные в табл. 6.4 значения Ттл Fa соответствуют коэффициенту сцепления (трения) на сопрягаемых поверхностях /= 0,12.

о — переменное напряжение цикла; N — число циклов изменения этих напряжений до появления признака разрушения испытуемого элемента; т и G — постоянные величины, зависящие от свойств материала и состояния контактирующих поверхностей. Учитывая, что контактные напряжения в подшипнике качения связаны с действующей на него нагрузкой э (в кН) нелинейно [30],

(А — коэффициент, зависящий от кривизны контактирующих поверхностей, распределения нагрузки \ ежду телами качения, коэф-Пуассона и модуля упругости материала; Ь — для шари-равно 3, для роли <оподшипников •—2), расчет грузоподъемности С п юизводят по нагрузке, дей-;й на подшипник. Число цикло з

Для полумуфты и вала используется сталь 40Х. Термообработка шлицев вала — закалка с нагревом ТВЧ, твердость HRC 50...54, текучести сердцевины OT = 500 МПа. Термообработка шли-полумуфты — улучшение, твердость НВ 260...280, предел те-аг — 700 МПа. Исходные данные для расчета: передава-момент Тц = 89 Н-м, частота вращения вала п — 100 мин"1, средняя, режим работы среднеравнс вероятный, полумуфта посажена на валу подвижно. Длина шлицев в полумуфте принята / = = 55 мм, что соответствует рекомендациям, приведенным в § 6.10 ч. 1. Срок службы принимаем 10000 ч. Поскольку одна из контактирующих поверхностей упрочнена, вторая улучшена, расчеты на и износ производятся для периода после приработки.

Шлицевые соединения применяют как без термообработки, так с термообработкой контактирующих поверхностей. Термообработ-

ни я скольжения между роликами и бортами колец происходит нагрев контактирующих поверхностей и температура в подшипниковой сборочной единице может превысить допустимую, а при

К числу упрочняющих факторов относятся процессы «тренировки» материала действием кратковременных Напряжений, превосходящих предел текучести; деформационное упрочнение, вызываемое структурными изменениями в напряженных микрообъемах материала; самопроизвольно протекающие процессы старения, сопровождающиеся кристаллической перестройкой материала и рассеиванием внутренних напряжений. Положительно влияет приспособляемость конструкции — общие или местные пластические деформации, возникающие под действием перегрузок и вызывающие перераспределение нагрузок. Определенный упрочняющий эффект дает износ первых стадий (сглаживание микронеровностей),'способствующий увеличению фактической площади контактирующих поверхностей, снижению пиков давлений и выравниванию нагрузки на поверхности.

ности контакта возникает трение первого рода. Так как в начале контакта тело А уже движется относительно тела В, то обычно считают, что на тело А начинает сразу действовать сила трения движения ^д = fuN, направленная в сторону, противоположную относительной скорости этого тела. Однако, как показал Пэнлеве [20], такое допущение приводит в ряде случаев к парадоксам, противоречащим законам классической механики. Парадоксы Пзнлеве снимаются, если принять, что коэффициент трения между движущимися относительно друг друга поверхностями при их внезапном контакте не сразу становится равным динамическому коэффициенту трения, а достигает этой величины в течение некоторого весьма малого промежутка времени, соответствующего предварительным смещениям контактирующих поверхностей, причем в начале этого промежутка коэффициент сцепления равен нулю. Если связи, наложенные на вступившие в контакт тела, таковы, что после контакта возможно относительное движение этих тел, то конечное значение коэффициента сцепления равно коэффициенту трения движения /д, но в процессе изменения этого коэффициента от / = 0 до f — /д он может (не всегда) принять значение / = /ст коэффициента трения покоя1. Эту возможность необходимо учитывать для надежности расчета в тех случаях, когда в проектируемом механизме должно быть самозаклинивания. Подобное поведение коэффициента трения вытекает из механической теории трения, если учесть деформации трущихся тел.




Рекомендуем ознакомиться:
Конструкция предусматривает
Конструкция разработана
Конструкция современного
Конструкция устройства
Конструкцией механизма
Конструкции энергетических
Конструкции аппаратуры
Композиционных материалах
Конструкции диаметром
Конструкции двигателей
Конструкции гидромуфты
Конструкции инструмента
Конструкции изготовляют
Конструкции компрессора
Конструкции контактных
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки