|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Компрессоров газотурбинныхсооружение в виде башни и камера, в к-рых происходит охлаждение воды, отводящей тепло от теплооб-менных аппаратов, компрессоров, двигателей и т.п. Применяется гл. обр.'в системах циркуляц. (оборотного) водоснабжения пром. предприятий, в устройствах кондиционирования воздуха. Вода охлаждается потоком проходящего через неё воздуха, собирается в располож. внизу Г. бассейне, откуда поступает обратно в систему водоснабжения. ГРАДУИРОВКА средств измерений (нем. graduieren - градуировать, от лат. gradus - шаг, ступень) -метрологич. операция, в результате к-рой делениям шкалы измерит, прибора придаются значения, с требуемой точностью соответствующие значениям измеряемой физ. величины в принятых единицах измерений. Г. производится обычно по показаниям более точных (образцовых, эталонных), чем градуируемые, средств измерений. Представлены методологические основы установления предельного состояния элементов конструкции ВС гражданской авиации и их силовых установок. Изложены принципы использования методов и средств иеразрушающего контроля на разных этапах эксплуатации ВС с учетом их разрешающей способности. Интегрированы в единую методологию представления физики металлов, мезомеханики разрушения, фрактографии и синергетики о процессах роста усталостных трещин, позволившие ввести единое их описание для сплавов на основе Al, Ti, Fe, Ni и Mg. Обсуждены и систематизированы синерге-тические критерии, принципы, модели, методы и способы управления ростом усталостных трещин в элементах конструкций при одноосном, асимметричном многоосном синфазном и несинфазном нагружении, а также комплексном температурном, разночастотном и агрессивном воздействии окружающей среды. Особое внимание уделено влиянию формы цикла нагружения на процесс разрушения, включая длительную выдержку при постоянной нагрузке сплавов Ti и Ni. Изложена методология определения длительности роста усталостных трещин в эксплуатации, на основе которой в результате анализа, измерений и систематизации параметров рельефа излома обобщены закономерности роста усталостных трещин в титановых дисках компрессоров двигателей, дисках турбин, лопатках из сплавов Al, Ti и Ni, в лопастях несущих и воздушных винтов, в сосудах под давлением, в зубчатых колесах и корпусах редукторов вертолетов, в стыковочных болтовых узлах, шлицевых соединениях, валах, силовых элементах конструкции планера, рычагах, а также в элементах конструкции стоек шасси самолета. 9.5. Разрушение дисков компрессоров двигателей Д-36 и Д-18..................................... 518 Применительно к Ti-сплавам влияние окружающей среды также выражено в увеличении СРТ [128-132]. Механизмы охрупчивания материала, связанные с проникновением водорода у вершины трещины, в большей степени аналогичны механизмам влияния окружающей среды на рост трещины в сталях. Особенно заметными они становятся в случае длительной выдержки материала под нагрузкой в условиях эксплуатации, что характерно для дисков компрессоров двигателей. Однако, как было показано в предыдущих разделах, необходимо учитывать чувствительность структуры материала по границам пластинчатой, глобулярной или моноструктуры после изготовления детали на выдержку его под нагрузкой, а уже затем давать оценку роли окружающей среды в кинетике трещин. Очевидно, что для структурно чувствительных к выдержке под нагрузкой Ti-сплавов роль окружающей среды в кинетике трещин может оказаться значительной. Применительно к сплавам, не чувствительным к выдержке под нагрузкой, рост трещин сопровождается формированием усталостных бороздок, которые наблюдают даже в вакууме [131]. Рис. 9.3. Типовые блоки циклов нагружения дисков компрессоров двигателей Д-ЗОКУ (а), Д-36 (6) и НК-8-2у (в) за полет - ПЦН 9.5. РАЗРУШЕНИЕ дисков КОМПРЕССОРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ Д-36 и Д-18 5».5. РАЗРУШЕНИЕ ДИСКОВ КОМПРЕССОРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ Д-36 ИД-18 9.5. РАЗРУШЕНИЕ ДИСКОВ КОМПРЕССОРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ Д-36 ИД-18 Большую помощь оказали ультразвуковые толщиномеры также при определении размеров литых деталей сложной конфигурации с недоступными для обычных измерительных инструментов полостями (блоки цилиндров компрессоров, двигателей внутреннего сгорания и пр.). Опыт ультразвуковой толщинометрии наглядно показал преимущество применения малогабаритных раздельно-совмещенных искателей в сочетании с импульсными приборами, например, УДМ-1М при выявлении локальных дефектов и оценке истинной толщины стенки над ними. Особый интерес в этом отношении представляют результаты измерений образца, вырезанного из трубы газового коллектора диаметром 170 мм с толщиной стенки около 26 мм. Кроме того, в значительном числе случаев детали различных конструкций машин, выполняющие тождественные функции, например шатуны компрессоров, двигателей внутреннего сгорания, паровых машин и др., технологически индивидуализируются в большей степени, чем это практически необходимо. В силу этого типизацией технологических процессов с точки зрения обобщения методов производства может быть охвачена значительно большая номенклатура деталей машин различного функционального назначения, чем это имеет место в настоящее время. Сказанное подтверждается работами в области систематизации и классификации деталей машин самого различного назначения. Так, например, ЭНИМС установлено, что 88—85% по числу деталей автомобиля являются общемашиностроительными деталями и только 12—15% специфическими, предопределяющими особенности устройства и назначение автомобиля. Аналогичные явления имеют место и в других отраслях машиностроения. Назначение ремонтно- механического цеха—планово-предупредительный ремонт, металлорежущего, кузнечно-прессового, литейного, подъёмно-транспортного, энергетического(в том числе насосов, вентиляторов, компрессоров, двигателей, электрооборудования, печей, трубопроводов) и другого заводского оборудования. из-за непрерывно возрастающей сложности, меняется соотношение между численностью производящего и контролирующего персонала. Число технических контролеров год от года растет. Удельный вес контрольно-испытательных операций в электронной и приборостроительной промышленности уже сейчас составляет до 15 % объема всего производственного цикла. Не следует забывать о трудоемкости этих операций в общей технологии производства: зачастую она настолько высока, что названный показатель увеличивается, достигая, например, по американским данным, 30 % в производстве атомных реакторов и 40 % в космическом производстве. Общее число измерений (поля давлений, температур, скоростей, другие параметры) в процессе испытаний компрессоров газотурбинных двигателей доходит до 2 тыс. Так, при испытаниях компрессоров газотурбинных двигателей количество измерений достигает десятков тысяч. К сожалению, чем больше диагностических приборов и измерительных каналов, тем ниже надежность системы диагностики в целом. Традиционный путь наращивания количества приборов и измерительных каналов становится неприемлемым. Возникает диалектическое единство противоположностей: количество должно перейти в качество. Ставится задача — получать максимальный объем информации в одном измерительном канале. лес осевых компрессоров газотурбинных двигателей. Эти сплавы обладают высокой механической прочностью и повышенной жаропрочностью. Для сплавов АК-2 и Д-1 предел прочности при растяжении после термообработки составляет около 42 км/мм2, при удельном весе, не превышающем .2,85 г/см3. Сталь ЭИ961Л используют при изготовлении деталей осевых компрессоров газотурбинных двигателей с рабочими температурами до 600° С [1, 16]. Она имеет высокие механические свойства (рис. 67, 68) и достаточную пластичность и при дли Известны случаи самовозбуждения лопаток, отстроенных от резонанса, при которых наблюдались интенсивные колебания [Л. 35] и даже усталостные поломки [Л. 19]. В статье {Л. 34] описано испытание судовой турбины, во время которого на одном из режимов были обнаружены большие амплитуды колебаний лопаток, хотя их частота находилась между шестой и седьмой кратностями по отношению к числу оборотов турбины. Анализ причин этого явления привел авторов к заключению, что на режиме, при котором имел место отрыв вихрей, возникли автоколебания лопаток. Такие явления особенно часто наблюдаются на лопатках осевых компрессоров газотурбинных установок. На основании бпы- Титан используют в турбостроении, авиации, ракетной технике и морском судостроении, В условиях глубокого холода прочность титана повышается при сохранении хорошей пластичности, что позволяет применять его как конструкционный материал в криогенной технике, особенно в виде сплавов. В табл. 8.36 приведены химический состав титановых спла-вои и их механические свойства. Наибольшее применение находят литейный титановый сплав ВТ5Л, свариваемые сплавы ВТ5-1, ОТ4-0, ОТ4-1, ОТ4, ВТ20, ВТ6-С, ВТ14, ВТ15 и жаропрочные сплавы для штамповок ВТЗ-1, ВТ8, ВТО. Сплав ВТ6-С рекомендуется для изготовления баллонов высокого давления. Все жаропрочные титановые сплавы используют при изготовлении дисков, лопаток и других деталей компрессоров газотурбинных двигателей. Основной задачей технического водоснабжения промышленных тепловых электростанций являете:• обеспечение водой конденсаторов турбин и воздухоохладителей компрессоров газотурбинных и парогазовых установок. В связи с повышением рабочих температур паросиловых установок и силовых компрессоров газотурбинных установок созданы и получили широкое распространение сложнолегированные 12%-ные хромистые нержавеющие и жаропрочные стали (1Х11МФ, 1Х12ВНМФ, 1Х12В2МФ, 2Х12ВМБФР, 1Х12В4МФ, 13Х14Н2ВФР, 1Х12Н2ВМФ, -21Х15НЗМА, 1Х16Н4Б и др.). Дополнительное легирование хромистых сталей молибденом, вольфрамом, ванадием, ниобием, бором позволило наряду с сохранением нержавеющих свойств, высокой прокаливаемое™, способности к закалке на воздухе, невысокого коэффициента расширения обеспечить более высокие жаропрочные свойства (сохранение прочности при 550—600 и до 650° С при кратковременных сроках службы). силовых конструкций, бандажных дисков и роторов компрессоров газотурбинных двигателей. Так, применение упрочняющих колец из бороволокна в конструкции диска, выполненного из титанового сплава, компрессора газотурбинного двигателя уменьшает его массу на 40% при сохранении показателей надежности и прочности изделия. литейный титановый сплав ВТ5Л, свариваемые сплавы ВТ5-1, ОТ4-0, ОТ4-1, ОТ4, ВТ20, ВТбс, ВТ14 и жаропрочные сплавы для штамповок ВТЗ-1, ВТ8, ВТ9. Сплав ВТбс рекомендуется для изготовления баллонов высокого давления. Все жаропрочные титановые сплавы используют при изготовлении дисков, лопаток и других деталей компрессоров газотурбинных двигателей. Химический состав отечественных жаропрочных титановых сплавов помещен в табл. 8. Основная область применения жаропрочных титановых сплавов — диски, лопатки, кольца компрессоров газотурбинных двигателей (табл. 9). Рекомендуем ознакомиться: Креплением многогранных Крепление инструмента Крепление заготовки Криогенных температурах Концентрация взвешенных Кристаллы мартенсита Кристалла содержащего Кристаллических материалов Кристаллических плоскостей Кристаллическими решетками Кристаллической составляющей Кристаллического состояния Кристаллич структура Кристаллизации эвтектики Кристаллизации расплавленного |