|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Коррекция динамическихКАНАЛЬНЫЙ РЕАКТОР - ядерный реактор, в к-ром тепловыделяющие элементы с ядерным топливом размещаются в отд. каналах (с индивидуальной системой охлаждения), располож. в замедлителе нейтронов (обычно графите). Разделение теплоносителя (обычно вода или пароводяная смесь) и замедлителя в К.р. позволяет исключить или ослабить влияние гидродинамич. хар-к на форму нейтронного поля. В отличие от корпусных реакторов, размеры активной зоны К.р. не имеют ограничений, что обусловливает возможность создания К.р. большой единичной мощности за счёт увеличения числа каналов. См. также Графито-водный реактор. КАНАЛЬНЫЙ РЕАКТОР — ядерный реактор на тепловых нейтронах, в к-ром тепловыделяющие сборки с ядерным горючим размещаются в отд. каналах (с индивидуальной системой охлаждения), расположенных в замедлителе. Разделение теплоносителя и замедлителя в К. р. позволяет исключить или ослабить влияние гидродинамич. хар-к на форму нейтронного поля. Давление теплоносителя в К. р. воспринимается стенками каналов. В отличие от корпусных реакторов размеры активной зоны К. р., представляющей собой совокупность каналов и находящегося между ними замедлителя, не ограничиваются размерами корпуса, что приводит к принципиальной возможности создания К. р. большой единичной мощности путём включения в активную зону необходимого кол-ва каналов, содержащих горючее. Преимущества атомных (правильнее было бы «ядерных») электростанций по сравнению со всеми другими заключаются главным образом в независимости от источников топлива и отсутствии таких собственных нужд, как очистные сооружения, площади для сбора золы, шлака и т. д. Немаловажное значение имеет огромная единичная мощность атомных реакторов — 1 —1,5 тыс. МВт, дальнейшее повышение которой ограничивается у корпусных реакторов трудностью транспортировки (из-за больших габаритов и веса), а у канальных — величиной мощности станций, допускаемой данной энергетической системой. Рентабельность АЭС особенно высока в местах, лишенных запасов органического топлива, например, в Европейской части и отдаленных районах СССР, в большинстве стран Европы, в Японии и др. Мощность корпусных реакторов лимитируется их размерами, затрудняющими или исключающими их транспортировку. Так, при мощности 1300 МВт диаметр корпуса ВВР — 5 м, высота — 14 м, а у ВВЭРК — соответственно 6,5 и 20 м. Осуществление задач в области развития АЭС связано с проведением комплекса научно-исследовательских работ, в том числе при применении корпусных реакторов: СкЙ вбдб-водййых корпусных реакторов единичной мощностью 1000 МВт (ВВЭР-1000). Головной образец такого типа агрегатов, разработанный и изготовленный в СССР, введен в строй в 1980 г. на Нововоронежской АЭС. В рамках СЭВ разрабатывается совместная программа по освоению энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000 и дальнейшему усовершенствованию реакторов этого типа. Из табл. 6.4 следует, что совершенствование парогенераторов идет не только в направлении увеличения единичной мощности, но и в направлении интенсификации теплового потока в основном за счет повышения коэффициента теплопередачи. Основная сложность в создании более мощных корпусных реакторов и парогенераторов заключается в стремлении сохранить «железнодорожные» габариты. При проектировании исполнительных двигателей корпусных реакторов ВВЭР возникает серьезная проблема передачи движения внутрь корпуса в среду с высокими температурой и давлением (до 16 МПа). Она решается путем применения электрических двигателей переменного тока, ротор которых находится в среде первого контура [24]. Управление ротором производится за счет электромагнитных полей, передаваемых от статора к ротору через кожух, выдерживающий давление среды. При установившемся течении жидкости в замкнутом канале (трубе) также наблюдаются пульсации. Эти пульсации определяются внутренней структурой потока, в котором тепловая энергия переносится молями, имеющими случайный характер движения. В зависимости от частоты колебаний моли имеют разную "проницаемость" в потоке жидкости. При малых тепловых нагрузках от жидкости в стенку проходят лишь низкочасточные возмущения (0,2—1 Гц), однако при увеличении теплового потока стенке будут передаваться и высокочастотные (8—10 Гц) пульсации. Из сказанного следует, что данный тип пульсаций турбулентным может быть назван лишь условно. При больших тепловых потоках, по-видимому, следует учитывать влияние этих пульсаций на долговечность. К этому же типу пульсаций можно отнести колебания температур в приводах, патрубках СУЗ и ряде других элементов водоохлаждаемых корпусных реакторов, где возникают неустановившиеся конвективные течения воды, заполняющей полости узлов, при наличии значительных температурных градиентов по высоте. рактеристики кипящих корпусных реакторов на примере двух станций: Дуан Арнольд и Ла Салл Конти. Видно, что ВК, с одной стороны, приблизительно в два раза уступают ВВЭР по удельному энерговыделению в активной зоне, т. е. для выработки той же мощности, что и в ВВЭР, для ВК требуются корпусы большего диаметра, поэтому снижение давления в корпусе практически не ведет к уменьшению веса корпуса. Однако в АЭС с кипящими корпусными реакторами нет необходимости в парогенераторах. С другой стороны, вся турбинная установка работает на радиоактивном паре, т. е. требует защиты. Установка на АЭС водо-водяных корпусных реакторов типов ВВЭР-1000, ВВЭР-2000 предполагает применение двухконтурной тепловой схемы, где к первому контуру относят сам ядерный реактор с его установками по обеспечению надежной и бесперебойной эксплуатации, главные циркуляционные насосы (ГЦН), парогенераторы и связывающие их с реактором водяные трубопроводы в виде самостоятельных петель, количество которых обычно выбирают от трех до шести. Второй контур питается паром парогенераторов и включает турбогенераторные установки с их вспомогательными элементами. КОРРЕКЦИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ с и-с т е м ы — придание системе требуемых динамич. св-в при помощи устройств с легко изменяемыми параметрами и хар-ками. Цель К. д. с.— удовлетворение требований, предъявляемых к запасу устойчивости, форме переходного процесса, динамич. точности системы. По способу включения корректирующих устройств различают последовательные и параллельные К. д. с., а также их комбинации. § 20. Коррекция динамических характеристик систем с ограниченным § 20. Коррекция динамических характеристик систем с ограниченным возбуждением g 20] КОРРЕКЦИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК 303 § 20] КОРРЕКЦИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК . 305 § 20]КОРРЕКЦИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК 307 КОРРЕКЦИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК КОРРЕКЦИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК Коррекция динамических характеристик 302 3. Коррекция динамических характеристик средств измерений . . 119 3. КОРРЕКЦИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИИ Коррекция динамических характеристик — Методы 119, 121 Рекомендуем ознакомиться: Конструктивно нормализованный Компрессионное прессование Конструктивно технологическим Конструктивно технологическому Конструктивную прочность Конструкторов машиностроителей Конструкторский коллектив Конструкторских документов Конструкторских технологических Конструкторской деятельности Конструкторской разработки Конструкторско технологических Компрессора двигателя Контактировании поверхностей Контактирующих материалов |