|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Коррозионными повреждениямиСледовательно, гидравлические жидкости на основе нефтепродуктов (MIL-L-5606) из-за существенных изменений вязкости и коррозионного воздействия на металлы совершенно непригодны для использования в самолетах с ядерными двигателями даже в условиях относительно низкой интенсивности излучения. Жидкости типа дисилоксанов (MLO-8200 и MLO-8515) могут работать до доз у-облучения 1-Ю10 эрг/г, хотя относительно высокое газообразование в последней жидкости может вызывать трудности при работе. Жидкости, содержащие соли эфира кремневой кислоты (OS-45), по-видимому, сохраняют свои физические свойства до доз порядка 5 • 1010 эрг/г. Однако их реакционная способность с точки зрения окисления и коррозионных воздействий является предельно допустимой уже в отсутствие радиации, а при дозах излучения 1 • 1010 эрг/г она становится чрезмерной. В табл. 5.1 и 5.2 рассмотрено влияние срока эксплуатации и окружающей среды на выбор покрытия и его толщины. Так, блестящий никель непригоден для использования на открытом воздухе в условиях исключительно сильных коррозионных воздействий; допускается уменьшение толщины никелевого покрытия на 15—50% в зависимости от степени воздействия окружающей среды, а также на 23—16% в случае использования микропористого покрытия вместо обычного хромового при эксплуатации на открытом воздухе. Толщина алюминиевого покры- Эмали ЭП-141 на основе смолы Э-40 и тиокола. Применяются для защиты изделий от эрозионно-коррозионных воздействий; отвердитель — № 2 (50 ч, на 100 ч. полуфабриката). В зависимости от соотношения эпоксидной смолы и тиокола выпускаются эмали марок А и Б. Тёмп-ра X, с. определяется обычно путем испытания серии образцов с надрезом на удар при различных темп-pax. Для железа и отожженной стали при понижении темп-ры испытания обычно происходит довольно резкий переход от вязкого к хрупкому разрушению. Для закаленной и от* пущенной стали этот переход плавный и распространяется на сравнительно широкую область темп-р. Испытание стали при низких темп-pax с определением темп-ры хладноломкости позволяет выявить такие особенности состояния металла, какие не выявляются стандартными испытаниями при комнатных темп-pax. Т. к. темп-ра хладноломкости зависит от формы, размеров образца и вида напряженного состояния, то определить абсолютную темп-ру X. с. нельзя. О темп-ре безопасной работы тех или иных стальных деталей судить на основании определения темп-ры хладноломкости образцов можно только косвенно — чем ниже темп-pa Х. с., тем безопаснее эксплуатация деталей, изготовленных из этой стали, при низких темп-pax. Следует отметить, что темп-pa хладноломкости, характеризуя относительную способность стали работать при низких темп-pax, не оценивает, однако, склонности к хрупкому разрушению при нормальных темп-рах в результате действия надрезов и др. факторов, способствующих хрупкости. Так, напр., высокопрочная конструкционная сталь, обладающая значительно более низкой темп-рой хладноломкости, чем железо и мягкая отожженная сталь, при работе в условиях комнатной темп-ры значительно более склонна к хрупкому разрушению под влиянием надрезов, водорода, коррозионных воздействий и т. п. (см. Сталь конструкционная высокопрочная). Строение усталостных изломов зависит [15, 16] в основном от нагру-жения в процессе зарождения и развития усталостной трещины, от сопротивления детали, определяемого ее геометрической формой, свойствами -материала и состоянием по-вехности, от внешней среды (температуры, коррозионных воздействий .и пр.). 4.4.3. Эффект коррозионных воздействий учитывается в зависимости от типа коррозии -т- общей или местной (язвенной), характера коррозионной среды, давления и скорости среды и длительности коррозионного воздействия, частоты нагружени я и концентрации напряжений. Снижение долговечности за счет коррозионных повреждений оценивается по экспериментальным данным. При отсутствии таких данных долговечность NKG для малоуглеродистых и низколегированных сталей в коррозионной среде при равномерной коррозии можно определять по формуле 4.4.3. Эффект коррозионных воздействий пароводяной среды учитывается в соответствии с п. 4.4.3 § 2. Равномерные коррозионные повреждения аустенитных нержавеющих сталей в первом приближении можно учесть линейным увеличением показателя степени т^ на 10% при повышении температуры от 450 до 600° С. 10) Ветвящаяся со следами сильных коррозионных воздействий 10) Ветвящаяся со следами сильных коррозионных воздействий Поверхностное пластическое деформирование благоприятно влияет на сопротивление усталости соединений также и в условиях коррозионных воздействий. Так, по данным М. И. Клестова [70], пределы выносливости при симметричном изгибе сваренных пластин (сечение 6х 10 мм), испытывавшихся в морской воде, повысились в результате дробеструйного наклепа приблизительно в 2 раза (табл. 68). Эффекты коррозионных воздействий учитываются в зависимости от типа коррозии, характера коррозионной среды и длительности коррозионного воздействия. Расчетная долговечность в условиях коррозии может быть определена по формуле 19. Волгина Н.И., Ильюхина М.В., Королев М.И. и др. Изучение изменения физико-механических свойств, наводороживания и топографии растрескивания стали в процессе переиспытания трубопроводов со стресс-коррозионными повреждениями. Международная научно-практическая конференция по проблеме: Безопасность трубопроводов. М.: 1995. - с. 165-179. Наряду с коррозионными повреждениями газопромысловых металлических конструкций наблюдаются их механические разрушения, которые в большинстве случаев происходят при опрессовке трубопроводов и оборудования и обусловлены их несоответствием техническим условиям на поставку. Разрушение трубопровода 0219x16 мм из стали 20 отечественной поставки произошло при его опрессовке вследствие наличия в металле трубы большого количества расслоений, возникших при прокатке металла в местах неметаллических включений. Подобное разрушение трубопровода 0168x9 мм, сооруженного из импортных труб (Испания), также было вызвано наличием в стали неметаллических включений и заводских дефектов (закаты и риски). Трещины, возникшие поперек сварного шва крана фирмы Сгсше при опрессовке, были инициированы дефектами металла сварного соединения (поперечные трещины и цепочка пор), а также охрупченным состоянием основного металла, содержавшего большое количество сульфидов. ваемого старением оборудования и коррозионными повреждениями. Уменьшается также толщина стенок труб, стареют эластомеры, однако пропорциональное снижение энергии пласта обеспечивает достаточный запас прочности конструкций. На АГКМ резкого уменьшения пластового давления не произошло из-за низких темпов отбора газа, что привело к увеличению срока эксплуатации месторождения (согласно геологическому прогнозу, сто лет) и, как следствие, самой скважины. Слабая проницаемость продуктивных горизонтов заставляет применять методы интенсификации притока газа, связанные с закачкой в пласт значительных объемов соляной кислоты, что вызывает кислотную коррозию труб и оборудования. 2. Напряженно-деформированное состояние и прочность элементов с коррозионными повреждениями 2. Напряженно-деформированное состояние и прочность сосудов и труб с коррозионными повреждениями................... 15 Все это потребовало подробного изучения закономерности развития усталостных трещин в лопатках с оценкой периода их роста для обоснования периодичности возможного эксплуатационного контроля по одной или по двум указанным сечениям разрушения. Наибольший интерес в этой части представляла лопатка (см. п. 8, табл. 11.3), в которой произошло развитие двух трещин с очевидными коррозионными повреждениями поверхности самой лопатки. Таким образом, разрушение лопатки IV ступе- j ни направляющего аппарата имело усталостный характер и было обусловлено снижением устало- I стной прочности материала в результате поверхно- ; стного эрозионного повреждения защитного покрытия мелкими посторонними частицами с по- ; следующими коррозионными повреждениями ма- териала, сопровождавшимися образованием язв и микротрещин. Разрушения в эксплуатации редукторов вертолетов недопустимы, они могут быть связаны либо с перегрузкой вертолета в момент его столкновения с землей, либо с возникновением и развитием до критических размеров усталостных трещин. Во всех случаях усталостные трещины в картерах были инициированы либо дефектами материала производственного происхождения, либо коррозионными повреждениями на значительную глубину. Нагруженность картера определяется общей нагруженностью редуктора и характеризуется низкоамплитудной вибрацией и низким уровнем максимального напряжения цикла. Поэтому протяженность зоны с усталостной трещиной на момент ее обнаружения или на момент окончательного разрушения картера по тем или иным причинам составляет несколько десятков миллиметров. Общие закономерности разрушения конструкций систем управления В С рассмотрены далее на примере деталей различной геометрии, изготовленных из различных сплавов. Их разрушение в эксплуатации было обусловлено как недостаточной усталостной прочностью в пределах заданного ресурса, так и различного рода конструктивно-производственными отклонениями от требований чертежа, коррозионными повреждениями, а также нарушениями условий сборки при проведении ремонта ВС (табл. 14.1). Метод .Покати рекомендуется: а) в качестве контрольного при испытании партий материала и деталей, изготавливаемых серийно; б) при наличии одиночных, отличающихся друг от друга объектов испытаний, например рельсов с коррозионными повреждениями подошвы. Особенно многочисленны требования к прочности стали, используемой в различных активных средах, характеризующихся или коррозионными повреждениями, или воздействием поверхностно-активных веществ, или проникновением газов. Рекомендуем ознакомиться: Конструктору необходимо Контактирования поверхностей Контактирующихся поверхностей Контактирующим поверхностям Компрессора необходимо Контактные перемещения Контактных экономайзерах Контактных жидкостей Контактных осветлителей Контактных теплообменниках Контактных устройств Контактным экономайзером Контактным поверхностям Контактная поверхность Контактной деформации |