|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Коррозионно агрессивныхИспользование хозяйственно-бытовых сточных вод' в парогене-рирующих установках, в частности в испарителях, вызывало опасение, что присутствующие в них органические вещества могут ухудшать коррозионно-агрессивные и накипеобразующие свойства концентрата. Эти опасения были связаны с опытом использования для питания парогенерирующих установок природных вод или производственного конденсата, загрязненных кислыми или потенциально кислыми органическими соединениями. Присутствие их Наличие повышенных напряжений и появление концентратов котловой воды, содержащей коррозионно-агрессивные агенты, вызывает возникновение коррозионного растрескивания в этой части парогенератора. Поэтому такие щели следует ликвидировать, например, с помощью заварки. Если насыщенный пар загрязнен хлоридами и едким натром, то такие щели могут возникать даже на стенках пароперегревателей парогенераторов барабанного типа. Если при подаче питательной воды в водяной объем парогенератора в ней содержится остаточный кислород, уже имеющееся коррозионное растрескивание может усилиться. При подаче питательной воды в промывочное устройство она, перед поступлением к поверхностям нагрева, вследствие вскипания полностью освобождается от растворенного в ней кислорода. Поэтому, чтобы уменьшить возможность возникновения коррозии и выноса с паром продуктов коррозии, питательную воду в парогенератор рекомендуется подавать только через паропромывочное устройство так, как показано на рис. VI-1. Общей особенностью контактно-поверхностных котлов является коррозионная активность воды, нагретой путем контакта с дымовыми газами. Хотя в некоторых конструкциях и предусмотрены специальные конструктивные и режимные меры по дегазации воды, коррозионно-агрессивные газы (03 и С02) даже В заключение краткого обзора известных конструкций контактных и контактно-поверхностных котлов необходимо подчеркнуть их достаточно высокие теплотехнические качества: экономию газообразного топлива (не менее 10 %) и металла на их изготовление. Можно согласиться с авторами работы [173, 174], полагающими, что возможности и преимущества контактных и контактно-поверхностных котлов до конца еще не выявлены, и предлагающими новые области их применения. Вместе с тем есть и вопросы, требующие решения. Общей особенностью контактно-поверхностных котлов является коррозионная активность воды, нагретой путем контакта с дымовыми газами. Хотя в некоторых котлах и предусмотрены специальные конструктивные и режимные меры по дегазации воды, коррозионно агрессивные газы — Ог и СОа — даже в небольших количествах весьма активны при высокой температуре, близкой к 100 °С, и способствуют коррозии собственно котла и системы теплоснабжения. Известны, например, случаи быстрого выхода из строя стальных радиаторов, включенных в систему теплоснабжения от контактно-поверхностных котлов ФНКВ-1. Металлы, применяемые в теплоэнергетическом хозяйстве предприятий, обладают способностью вступать во взаимодействие с соприкасающейся средой (пар, вода, газы), которая содержит различные коррозионно-агрессивные примеси (кислород, кислоты, щелочи и др.). В результате воздействия агрессивной среды вследствие химических и электрохимических процессов происходит коррозионное разрушение металла, которое обычно начинается с поверхности и быстро продвигается вглубь. Коррозионные поражения принимают различный вид и форму в зависимости от характера процесса. Особенно опасны точечные разъедания металла и появление в нем трещин, быстро приводящих металл в негодность. Химическая коррозия металла в теплоэнергетике протекает при высоких температурах под действием перегретого пара. Такой вид коррозии обычно называют § 275. Аппараты, в которых перерабатываются коррозионно-агрессивные продукты, должны быть изготовлены из соответствующих коррозионно-стойких материалов или иметь антикоррозионную защиту. Для деталей изделий, эксплуатирующихся в герметизированных объемах при наличии органических материалов, способных при старении выделять летучие коррозионно-агрессивные вещества, вызывающие коррозию покрытия, не допускается применять цинковые и кадмиевые покрытия без дополнительной защиты лакокрасочными покрытиями. Это явление отмечено в металле нефтегазового оборудования на месторождениях, содержащих коррозионно-агрессивные компоненты — сероводород и диоксид углерода (углекислый газ) [2.1 ], в напряженных элементах строительных конструкций, работающих в атмосфере промышленных городов с повышенной кислотностью дождевых бсадков [2.2], и др. Преждевременное разрушение оборудования в среде сернистого газа связано с коррозионным сероводородным растрескиванием (СР) и вспучиванием стали, вызванными водородом (ВР). Активный (атомарный) водород, проникающий в сталь, образуется в данном случае в результате электрохимических процессов, идущих на поверхности стали при участии сероводорода, углекислого газа и влаги. Отложения в значительной степени влияют на протекание коррозионных процессов, затрудняя диффузию кислорода к поверхности металла. Поры в слое отложений образуют своего рода капилляры, по которым к поверхности металла поступает морская вода. Капиллярный эффект проявляется тем значительнее, чем меньше размеры частиц отложений. В порах адсорбируются многие коррозионно-агрессивные составляющие морской воды. Кроме перечисленных факторов, на скорость коррозии влияют минералогическая природа и смачиваемость отложений. В слое морской воды, непосредственно контактирующей со слоем отложений, рН меньше, чем в объеме воды в целом, и меньше, чем в воде, заполняющей капилляры в слое отложений. Наблюдаемое на практике загрязнение конденсатов анионами различного состава оказывает существенное влияние на его коррозионно-агрессивные свойства. Нитриты, хроматы и другие •окислители, как правило, снижают общую коррозию, но могут вызывать ее локализацию при недостаточной концентрации для полной пассивации металла. Надежность и долговечность автомобилей, тракторов во многом определяется коррозионно-механическим износом двигателя внутреннего сгорания, в частности, коррозионными процессами, протекающими в парах трения ци-линдропоршневой группы, газораспределительного механизма, подшипниках коленчатого вала. Многочисленными работами показано, что при эксплуатации двигателя в моторном масле накапливаются коррозионно-агрессивные продукты окисления и разложения масел, неполного сгорания сернистых топлив, галогенсодержащих антидетонаторов [2-4]. При остановке и охлаждении двигателя конденсация влаги на поверхностях трения приводит к образованию кислого электролита с рН около 3, способствующего интенсивному развитию электрохимической коррозии. Установлено, что ресурс двигателей, работающих с перерывами, снижается на 40% в сравнении с двигателями непрерывно работающих машин [5]. ции сильфона на этих же наиболее нагруженных участках за счет геометрической концентрации напряжений могут создаваться уп-ругопластические деформации, которые, суммируясь с остаточными, в присутствии коррозионной среды вызывают его коррозионно-механическое разрушение, происходящее путем распространения коррозионно-механических трещин в окружном направлении. Кроме того, основные физико-механические свойства материалов, применяемых для изготовления сильфонов УЧЭ (повышенные прочность и хрупкость при весьма малом запасе пластичности), делают их склонными к коррозионному растрескиванию, особенно з присутствии таких коррозионно-агрессивных агентов, как сероводород, углекислота и хлориды. ПРИМЕНЕНИЕ ИНГИБИТОРОВ КОРРОЗИИ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПРОМЫСЛОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ В КОРРОЗИОННО-АГРЕССИВНЫХ ВОДНЫХ И ДВУХФАЗНЫХ СРЕДАХ Применение ингибиторов коррозии для защиты промыслового оборудования в коррозионно-агрессивных водных и двухфазных средах...... 153 Если учесть, что для многих современных машин характерен не только широкий диапазон скоростей и нагрузок, но и воздействие коррозионно-агрессивных сред, высоких и низких температур, наличие вакуума, электромагнитных влияний, ядерных облучений и других воздействий, то отыскание закономерностей протекания процесса разрушений возможно только на основе применения методов и средств физико-химической механики материалов. Изучение влияния совместного действия силовых и физико-химических факторов на поведение твердых тел в процессе их эксплуатации привело к появлению нового направления—физико-химической механики материалов [106]. Здесь делается попытка привлечения физики твердого тела, физической химии, химии твердых состояний и неравновесной термодинамики для изучения деформации и разрушения твердых тел, работающих в условиях одновременного действия нагрузок, температур, коррозионно-агрессивных сред и ядерных облучений. Контроль за протеканием коррозии металла трубной системы конденсаторов турбин несомненно следует предусматривать на стадии проектирования этих агрегатов. Эта рекомендация в первую очередь касается блоков сверхкритических параметров, для которых совершенно необходимо руководствоваться правилом выбора конструкционных материалов трубок конденсаторов с учетом коррозионно-агрессивных свойств охлаждающей воды [2]. Стендовые испытания на ударную коррозию, применяющиеся в частности, для конденсаторных трубок, проводятся путем воздействия на металл струей коррозионно-агрессивных растворов либо морской воды. для постоянного расхода пара на барботаж возрастание в воде начальной концентрации коррозионно-агрессивных газов приводит к увеличению их концентрации в деаэрированной воде. При концентрации кислорода более 1,5—2 мг/кг и свободного диоксида углерода более 1—1,5 мг/кг установленная правилами технической эксплуатации глубина дегазации не достигается, что требует применения химических методов их удаления; Потенциально кислые соединения, опасные своим разрушающим действием на металл оборудования в зонах образования «первичного* конденсата, периодически определяют при отборе проб конденсата из проточной части турбин. При этом концентрация коррозионно-агрессивных соединений на два порядка выше в этих зонах, чем в конденсате турбин (рН снижается до 4,0— 5,0). При химическом анализе отложений на лопатках, разрушенных в результате коррозии, находят до 12 % хлоридов (остальное — соединения кремния и натрия). Хлориды и едкий натр вызывают, по-видимому, наиболее тяжелые коррозионные поражения. В турбине имеются две зоны, в которых коррозия и коррозионное растрескивание под действием агрессивных веществ, таких, как хлориды и едкий натр, проявляются наиболее часто: зона соприкосновения с перегретым паром; зона вблизи линии насыщения, где достигается температура кипения растворов соединений, содержащихся в каплях влаги. Графитовые и угольные волокнистые материалы могут применяться для теплоизоляции различных объектов, при изготовлении емкостей для коррозионно-агрессивных жидкостей, фильтров, теплостойких прокладок и др. Температурная область применения до +400° на воздухе, при более высокой темп-ре —• в защитной атмосфере. Рекомендуем ознакомиться: Контактными деформациями Компрессора производится Контактным устройством Контактная выносливость Контактной жесткости Контактной поверхностью Контактной выносливости Контактное термическое Контактного формования Контактного нагружения Контактного сопротивления Контактному напряжению Контактно поверхностные Контактно реактивной Контактную усталость |