|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Коррозионно механическимОдной из наиболее важных задач трубопроводного транспорта углеводородов является сокращение риска возникновения аварийных ситуаций. Ее решение позволит снизить безвозвратные потери транспортируемых продуктов, улучшить экологическую обстановку, предотвратить разрушения инженерных сооружений и обеспечить таким образом оптимальное функционирование трубопроводных систем. Актуальность данной проблемы связана с высокой частотой отказов магистральных трубопроводов, приводящих в ряде случаев к катастрофическим последствиям. Надежность трубопроводных систем снижается в процессе эксплуатации вследствие накопления внутренних и внешних повреждений, усиливающихся при одновременном взаимосопряженном воздействии на металл механических напряжений и коррозионных сред и проявляющихся на действующих объектах в виде коррозионно-механич-еских разрушений (КМР), и естественного старения трубопроводных коммуникаций. Наиболее опасными видами КМР для линейной части трубопроводных систем, обеспечивающих магистральную транспортировку углеводородов, являются коррозионное растрескивание (КР) металла, зарождающееся на внешней, катодно-защищенной поверхности труб, коррозионная усталость и общая коррозия, усиленная воздействием механических напряжений (механохимичес-кая коррозия). Причем первый вид коррозионно-механических разрушений характерен для магистральных газопроводов, второй - магистральных нефтепродуктопроводов. Проявление третьего вида разрушений наблюдается при контакте напряженного металла с агрессивной средой, в частности, в системах сбора, транспортирующих сырые неподготовленные углеводороды. Несмотря на то, что рассмотрению двух последних видов коррозионно-механических разрушений металлоконструкций посвящен ряд известных публикаций, в последние годы авторским коллективом разработаны и апробированы новые подходы к прогнозированию и повышению долговечности трубопроводных систем, эксплуатирующихся в условиях коррозионно-механических воздействий. Как видно, действительно наблюдается предсказанная значительная неоднородность свойств металла труб_по периметру, проявляющаяся в существенном наклепе выделенных участков (I, П, IV) и соответствующих им в диаметрально противоположном полупериметре. Таким образом, на поверхности трубы выделяются-четыре наиболее наклепанных участка, на которых уровень остаточных напряжений (деформаций) примерно вдвое превышает их среднее значение. Причем вследствие подгибки кромок и потери устойчивости заготовки в закрытом штампе на внешней поверхности трубы на участках II и ГУ проявляются характерные продольные полосы скольжения, направленные вдоль образующей трубы, что свидетельствует о значительных деформациях металла в этих зонах. На поверхности трубы обнаруживаются островки закатанной в поверхность металла металлургической окалины. Такие участки в процессе эксплуатации потенциально являются местами локализации коррозионных и коррозионно-механических повреждений трубопровода и, в частности, КР. Об -этом свидетельствует местная точечная коррозия поверхности поперечного шлифа стенки трубы в области полос скольжения, проявившаяся в обычных атмосферных условиях в течение 5 суток. Снятые в карбонат-бикарбонатном растворе сравнительные анодные поляризационные кривые металла участков II и V показали, что на участке II, как значительно более наклепанном, пики токов КР в опасной области потенциалов в 1,5 раза выше (рис. 10). ции сильфона на этих же наиболее нагруженных участках за счет геометрической концентрации напряжений могут создаваться уп-ругопластические деформации, которые, суммируясь с остаточными, в присутствии коррозионной среды вызывают его коррозионно-механическое разрушение, происходящее путем распространения коррозионно-механических трещин в окружном направлении. Кроме того, основные физико-механические свойства материалов, применяемых для изготовления сильфонов УЧЭ (повышенные прочность и хрупкость при весьма малом запасе пластичности), делают их склонными к коррозионному растрескиванию, особенно з присутствии таких коррозионно-агрессивных агентов, как сероводород, углекислота и хлориды. Таким образом, одним из основных факторов, определяющих надежность и долговечность ГМР, компенсаторов и сильфонов УЧЭ КИП и А, является совместное действие низкочастотных переменных механических напряжений и коррозионно-активной среды, протекающее по критериям малоцикловой коррозионной усталости. ГЛАВА 5. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОРРОЗИОННО-МЕХАНИЧЕСКИХ РАЗРУШЕНИЙ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПУЛЬСИРУЮЩИХСЯ НАГРУЗОК............................................................................................101 Таким образом, в случае отсутствия эффективных противокоррозионных мероприятий при эксплуатации коммуникаций и оборудования в условиях воздействия сероводородсодержащих сред возможно изменение коррозионно-механических свойств материалов, образование блистеров, расслоений и коррозионных трещин, вызывающих разрушение металлических конструкций. Ингибиторной защитой на ОНГКМ охвачены все объекты добычи, подготовки и транспорта газа, а также системы очистки сточных вод и подземные емкости хранения конденсата. Ингибирование подземного оборудования скважин производят периодически через насосно-компрессорные трубы и постоянной или периодической (в зависимости от концентрации скважин) подачей ингибитора через затрубное пространство. Во все скважины постоянно подают комплексный ингибитор гидратообразования и коррозии (0,15-6,3%-й раствор в метаноле) в количестве 40-60 л/ч по метанолопроводу из насосной УКПГ. Периодическое Ингибирование скважин производят один раз в год высококонцентрированным ингибиторным раствором, а Ингибирование аппаратов УКПГ — согласно графику (один раз в три месяца). Защиту шлейфов скважин и блоков входных ниток осуществляют ингибитором, который находится в выносимом из скважин газоконденсатном потоке [147]. Отсутствие изменений коррозионно-механических свойств металла катушек, периодически вырезаемых из этих трубопроводов, свидетельствует об их эффективной ингибиторной защите. Разработана установка189 для испытаний на круговой изгиб и на кручение в коррозионной среде, камера190 для испытаний на коррозионную усталость при высоких температурах и давлении, установка191 для коррозионно-механических испытаний трубчатых образцов при переменных температурах в циркуляционном контуре. Таким образом, решая вопрос о применении высокопрочных сталей, необходимо учитывать механохимический эффект 1. В частности, принимаемый обычно для насосно-компрессорных труб коэффициент запаса 1,5 не может быть единым для всех случаев, а должен устанавливаться, исходя из заданного срока службы труб, коррозионной активности среды, толщины стенки и предельно допустимого напряжения, зависящего от типа и физико-механических свойств стали. 6. Коррозионное. Происходит от совместного воздействия коррозионно-активной рабочей среды и внутреннего дав-псния в аппаратах. Особенно возрастает коррозионное разрушение в связи с усталостным и коррозионно-механическим воздействием. механического изнашивания. В зависимости от условий взаимного перемещения сопряженных деталей различают два вида коррозионно-меха-нического изнашивания. Изнашивание в условиях значительного относительного смещения деталей, т.е. в условиях скольжения, называют коррозионно-механическим. Изнашивание в условиях малых колебательных относительных перемещений называют фреттинг-коррозией. химическое взаимодействие металла трущихся поверхностей с компонентами окружающей среды. В результате на поверхности деталей появляются пленки (продукты коррозии), которые истираются под действием нормальных сил и сил трения и снова возобновляются. Этот вид повреждения поверхностей называется коррозионно-механическим изнашиванием. При наличии коррозии износостойкость деталей машин существенно уменьшается. Коррозия * является причиной преждевременного разрушения многих машин. ской гетерогенности, которая может приводить к локализации коррозии и коррозионно-механическим разрушениям. Показателем коррозионно-механической стойкости сварного соединения служили изменения в механических свойствах и структуре, определяемые механическими испытаниями и макро- и микроструктурными исследованиями до и после эксперимента. Особенно сильно ускоряется коррозия металлов вследствие их контакта с другими металлами, имеющими более положительные значения электродных потенциалов, поскольку здесь уже возникает типичная коррозионная макрогальванопара и катодный процесс переходит на более благородный металл. Так, например, ряд аварий морских судов обусловлен коррозионно-механическим разрушением систем рулевого управления (стального пера руля и его деталей) вследствие того, что вблизи руля в кормовой части судна находится латунный гребной винт и возникает коррозионная гальванопара руль—винт, стимулирующая коррозию рулевого устройства.'Характерным примером является также активное коррозионное разрушение зубных коронок из нержавеющей стали, если рядом находятся золотые коронки. Вторая часть справочника содержит данные о влиянии химически активных сред на некоторые физические, главным образом механические свойства материалов. По сравнению с имеющимся рбъемом информации о скорости коррозии количество публикаций по коррозионно-механическим свойствам материалов невелико. Предлагаемая сводка, суммирующая в какой-то мере опыт химической промышленности, является первой в справочной литературе попыткой объединения сведений о склонности сталей и сплавов к коррозионному растрескиванию и о влиянии различных сред на прочность и пластичность металлов, пластмасс и резин. Число сред, представленных в разделе, далеко не исчерпывает номенклатуры важнейших соединений, но все же позволяет получить сведения о таких промышленно важных явлениях, как сульфидное и хлоридное растрескивание сталей, щелочная хрупкость, водородная коррозия и охрупчивание, аммиачное растрескивание медных сплавов, изменение механических свойств неметаллических материалов под действием галогенпроизводных, аммиака, кислот и т. д. К коррозионно-механическим видам изнашивания М. М. Хру-щов относит различные сочетания химических процессов на поверхностях трения, ведущих к образованию на них пленок соединений металла с компонентами окружающей среды, и процессов механического разрушения и уноса этих пленок из зоны контакта. В зависимости от характера явлений и условий эксплуатации износ материалов может быть механическим, молекулярно-меха-ническим и коррозионно-механическим. К последней группе относятся явления, рассматриваемые в настоящей главе. Отмечается, что нет четкой связи между строением органических радикалов,, адсорбционными, защитными свойствами ингибиторов и влиянием их на долговечность стали 20. Однако данные коррозионноусталостных и коррозионных испытаний хорошо ^коррелируют между собой. Так, наиболее эффективный ингибитор, содержащий в молекуле радикал изопропил, обеспечивает максимальное торможение коррозии и максимальную долговечность, а содержащий изобутил — минимальную защиту и от коррозии и от коррозионно-механического разрушения. Наличие подобной корреляции позволяет по мнению авторов считать что долговечность стали 20 при малоцикловых испытаниях в 5М НС1 определяется в основном коррозионно-механическим фактором и водородным охрупчиванием. При некоторых условиях трения одна деталь пары может подвергаться одному виду изнашивания, а другая иному. Это, например, следует непосредственно из приведенных выше результатов испытаний чугуна при трении по хромированной поверхности без смазочного материала. При работе вала по мягкому металлу и смазочном материале, загрязненном твердыми частицами, последние впрессовываются в мягкий металл и вызывают абразивное изнашивание вала, в то время как подшипник изнашивается весьма мало, подвергаясь диспергированию (при повышенной кислотности масла изнашивание подшипника может быть коррозионно-механическим). При работе вала по капролактаму после некоторого незначительного начального износа вала в результате диспергирования продукты износа впрессовываются в пластик, частично обволакиваются им при размягчении от повышенной температуры трения, действуют как"абразив; сам капролактам изнашивается вследствие диспергирования. Рекомендуем ознакомиться: Контактным формованием Контактная деформация Контактной электросварки Контактной коррозией Контактной прочности Контактное формование Контактное уплотнение Компонентами деформации Контактного напряжения Контактного термического Контактном нагружении Компрессорные установки Контактную жесткость Контактов разнородных Контрольные диаграммы |