Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Коррозионную усталость



Приведены сведения о коррозии и коррозионно-усталостном разрушении металлов. Дан анализ современных методов и средств изучения коррозионной усталости. Рассмотрено влияние на коррозионную выносливость металлов структуры сплавов, агрессивности среды,; масштабного фактора, частоты приложения механической .нагрузки и др. Приведены закономерности коррозионно-усталостного разрушения сталей, подвергнутых упрочняющим поверхностным обработкам. Изложены вопросы электрической защиты металлов от коррозионно-усталостного разрушения.

Проведенные нами исследования [115] на образцах диаметром 5 мм при чистом изгибе их в 3 %-ном растворе NaCI также показали увеличение условного предела коррозионной выносливости. Так у стали 20 при базе 5 • 107 циклов а_1 с — 30 МПа, в то время как у сталей 45 и У8 при тех же условиях .испытания 0[_1с = 50 МПа. Положительное влияние углерода на коррозионную выносливость углеродистых сталей можно объяснить по-видимому, уменьшением общей гетерогенности металла и повышением прочности при сохранении относительно низкой химической активности. В.В.Романов [116] указывает, что низкоуглеродистые стали при коррозионной усталости разупрочняются Меньше, чем средне- или высокоуглеродистые стали.

Изотермическое старение стали в широком температурном интервале существенно изменяет ее сопротивление коррозионно-усталостному разрушению. Старение при 600—700°С обеспечивает повышение условного предела коррозионной выносливости стали с 150 до 230 МПа. Сравнительно низкое значение условного предела коррозионной выносливости можно объяснить пересыщением ^-твердого раствора и возникновением вследствие этого напряжений II рода. Повышение температуры нагрева до 600°С интенсифицирует диффузионные процессы, приводящие к некоторому перераспределению легирующих элементов без образования вторичных фаз, что снижает уровень напряжений при сохранении высокой химической однородности стали и тем самым повышает ее сопротивление коррозионно-усталостному разрушению. Проведенные нами металлографические исследования показали, что повышение температуры старения до 800°С приводит к выделению и коагуляции вторичных фаз, увеличивает электрохимическую гетерогенность стали и снижает ее коррозионную выносливость.

Автор с сотр. [178] установили, что и соленасыщенный, и щелочной растворы в большей степени снижают сопротивление коррозионно-уста-лостному разрушению образцов из этого сплава, чем 3 %-ный раствор NaCI. Добавка в соленасыщенный и щелочной растворы ингибиторов ЩОД и СГ увеличивает коррозионную выносливость сплава, особенно при высоких уровнях напряжений.

выполняя роль протектора, предотвращает анодное растворение наиболее напряженных участков вала и сопряженной с ним втулки и повышает сопротивление коррозионно-уста-лостному разрушения таких узлов. Например, с помощью цинкового кольца, прикрепленного к торцам втулки из стали 40Х, можно резко повысить коррозионную выносливость образцов из той же стали в 3 %-ном растворе NaCI , (рис. 84). Положительное влияние на повышение выносливости оказывают прокладки не только из цинка, но из углеродистой и нержавеющей сталей, а также алюминия и меди [ 215].

и опубликованных в литературе данных можно сделать заключение, что при больших базах испытания влияние начальной микрогеометрии поверхности образцов на их коррозионную выносливость будет уменьшаться.

В результате нагрева химически осажденное никелевое покрытие превращается в двухфазную структуру — интерметаллическое соединение Ni3P и твердый раствор фосфора в никеле. Термообработка при 400°С увеличивает твердость и снижает пластичность покрытия. Повышение температуры нагрева до 750°С дифференцирует защитное покрытие на фосфорсодержащий хрупкий никелевый слой на поверхности и бесфосфористый никелевый слой, имеющий более высокую пластичность [231]. Поскольку электродные потенциалы обоих слоев различаются мало, 'то хрупкое разрушение внешнего слоя при коррозионной усталости углеродистой стали не приведет к преимущественному растворению бесфосфористого слоя. Так как последний имеет более высокую пластичность, то возникшая в фосфорсодержащем слое трещина замедляет скорость развития. В результате нагрев химически никелированных образцов в слабоокислительной среде до 750°С существенно повышает эффективность покрытий на стали 45 и соответственно ее коррозионную выносливость в водопроводной воде.

Гальваническое меднение снижает коррозионную выносливость сталей в пресной и соленой воде в два раза, покрытие кадмием практически не влияет на коррозионную усталость образцов из углеродистой стали в пресной воде и существенно повышает ее в соленой воде. Условный предел кофррзионной выносливости образцов из стали 40ХН2МА в 4 %-ном раст-

воре NaCI после кадмирования повышается на 30 %, а после хромирования снижается на 10 %. Фосфатирование мало изменяет коррозионную выносливость стали.

Гальваническое и горячее цинкование, кадмйрование также существенно повышают коррозионную выносливость углеродистых и низколегированных сталей в пресной и соленой воде. При /V= (2 ^5) • 107 цикл условный предел коррозионной выносливости этих сталей составлял 80—100 % от предела выносливости в воздухе. Гальваническое цинкование не оказало заметного влияния на изменение предела выносливости в воздухе. Наряду с существенным повышением сопротивления коррозионной усталости цинкование по данным работ [20,114} обусловливает существование в коррозионной среде истинного предела выносливости, или, по крайней мере, снижение величины циклических напряжений до разрушения в коррозионной среде с увеличением базы испытаний незначительно.

выносливость в дистиллированной воде. Резкий спад кривых 3 и 4 по сравнению с кривыми / и 2 указывает на то, что даже слабая коррозионная среда, действующая на образец во время циклической деформации, дает больший эффект снижения выносливости, чем наводороживание, произведенное до испытания. Сопоставление кривых 3 и 4 приводит к заключению, что предварительное наводороживание также уменьшает коррозионную выносливость- образца. Кривая 5 характеризует адсорбционную выносливость образца из стали АВ12 (испытание

Вместе с тем можно отметить, что эти методы могут быть использованы для предварительной сравнительной оценки различных сталей использующихся для изготовления конструкций, отдельные конструктивные элементы которых подвергаются жесткому, циклически изменяющемуся нагружению, вызывающему в концентраторах напряжений малоцикловую коррозионную усталость (например, магистральные нефтепроводы).

Анализ условий эксплуатации магистральных трубопроводов показал, что наряду со статической труба испытывает циклически изменяющуюся нагрузку с широким спектром частот. При этом, кроме высокочастотной составляющей спектра, обусловленной работой компрессорных станций, присутствуют низкочастотные колебания, возникающие в результате изменения температуры §тен-ки трубы, биений, изменения режимов перекачки и т. д., что может вызвать малоцикловую коррозионную усталость трубопроводов, транспортирующих, в первую очередь, жидкие углеводороды.

Следует отметить, что подавляющая часть повреждений, не связанных с дефектами строительно-монтажного происхождения и воздействием внешних факторов магистральных трубопроводов, транспортирующих жидкие углеводороды, обусловлена, в первую очередь, возникновением и развитием усталостных трещин. Отмеченные выше циклические деформации в металле труб, возникающие за счет изменения давления и температуры перекачиваемого продукта для указанной группы трубопроводов, соответствуют критериям малоциклового нагружения, а в присутствие коррозионных сред вызывают малоцикловую коррозионную усталость металла (МКУ).

11) коррозию под напряжением —коррозию металлов при одновременном воздействии коррозионной среды и механических напряжений. В зависимости от характера нагрузок может быть коррозия при постоянной нагрузке (например, коррозия металла паровых котлов) и коррозия при переменной нагрузке (например, коррозия осей и штоков насосов, рессор, стальных канатов); одновременное воздействие коррозионной среды и знакопеременных или циклических растягивающих нагрузок часто вызывает коррозионную усталость — понижение предела усталости металла;

коррозии, например пассиваторов в воду и в некоторые нейтральные электролиты; ж) катодной поляризацией от внешнего источника тока или с помощью протектора (кривая 3 на рис. 235), которая, снижая коррозионное растрескивание и коррозионную усталость, подтверждает значительную роль электрохимического фактора в развитии трещин.

Испытания на коррозионную усталость металлов проводят на обычных машинах для определения предела усталости, к которым приспособлены устройства для осуществления подвода коррозионной среды к образцу (рис. 340), или на специально предназначенных для испытаний металлов на коррозионную усталость машинах. В испытаниях определяют число циклов N до разрушения образца при заданных напряжениях 0 и строят кривую зависимости числа циклов от напряжения (см. рис. 235).

нагрузках или внутренних напряжениях — коррозионное растрескивание и коррозию при переменных нагрузках — коррозионную усталость; многие аппараты в химической промышленности работают в указанных условиях и подвержены этому виду коррозии в случае неправильного конструирования отдельных узлов;

после определенного числа циклов независимо от напряжения. Типы сред, вызывающих коррозионную усталость, разнообразны и неспецифичны.

Пресные и особенно слабосрленые воды в большей степени влияют на коррозионную усталость стали, чем на медь. Нержавеющая сталь и никель или никелевые сплавы также более устойчивы, чем углеродистая сталь. В целом, склонность металла к коррозионной усталости в большей степени определяется его коррозионной стойкостью, чем механической прочностью.

Рис. 13.2. Подтравливание никелевого гальванического покрытия на стали в результате контактной коррозии в 3 % растворе NaCl (X100). Трещина образовалась вследствие циклического нагружения при испытаниях на коррозионную усталость [2а ]

ческой труба испытывает циклически изменяющуюся нагрузку с широким спектром частот. При этом, кроме высокочастотной составляющей спектра, обусловленно. работой компрессорных станций, присутствуют низкочастотные колебания, возникающие в результате изменения температуры стенки трубы, биений, изменения режимов перекачки и т. д.. что может вызва1., малоцикловую коррозионную усталость труб (МКУ). Причем корровионно - усталостные трещины имеют жесткую привязку к концентраторам напряжения в виде царапин, вмятин, сварных швов и т.д. Вместе с тем явление КР проявляется при оиеиифическом воздействии карбонат - бикарбонатной среды, катодной поляризации и статически приложенных нагрузок на участках трубопровода с поврежденной изоляцией. Причем в результате изучения очагов разрушения по причине КР не наблюдалось привязки трещин к концентраторам напряжения, хотя по своей топографии трещины КР и коррозионной усталости близки. Более того, в ряде случаев в очагах разрушения наблюдалось даже растворение концентраторов напряжения в виде царапин. Несмотря на этот очевидный факт вопрос о КР как о самостоятельном явлении продолжает оставаться открытым. Поэтому в целях идентификации явления КР, в лабораторных условиях УГНТУ и были проведены МКУ исследования на образцах труиной стали 17Г1С в карбонат - бикарбонатной среде.




Рекомендуем ознакомиться:
Контактной поверхностью
Контактной выносливости
Контактное термическое
Контактного формования
Контактного нагружения
Контактного сопротивления
Контактному напряжению
Контактно поверхностные
Контактно реактивной
Контактную усталость
Контрастность изображения
Компрессорных установок
Контрольных испытаниях
Контрольных соединений
Контрольным испытаниям
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки