Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Космических летательных



Продолжая выполнение программы космических исследований, советские исследовательские организации приступили с 1962 г. к систематическому запуску искусственных спутников Земли серии «Космос», снабжаемых измерительно-информационной аппаратурой для регистрации корпускулярных лотоков и частиц малых энергий, изучения энергетического состава радиационных поясов и магнитного поля Земли, исследования космических лучей, верхних слоев атмосферы, образования и распределения облачных систем в атмосфере и пр. Помимо получения научной информации на них проводилась отработка оборудования и проверка новых источников энергии для бортовых приборов и аппаратов — радиоизотопных генераторов (см. третью главу второго раздела настоящей книги) и квантового генератора, разработанного под руководством лауреата Ленинской и Нобелевской премий акад. Н. Г. Басова и проф. М. И. Борисенко. Первый спутник серии •«Космос» вышел на орбиту 16 марта 1962 г. К концу июля 1966 г. общее число спутников этой серии достигло 122. На одном из них («Космос-110»), выведенном на эллиптическую орбиту с апогеем 900 км, в течение 22 суток находились подопытные животные (собаки Ветерок и Уголек); проведенный при этом обширный комплекс медико-биологических исследований и последующие наблюдения за состоянием животных после приземления спутника обусловили получение уникальных сведений о реакции организма на длительное пребывание в космическом пространстве при значительном удалении от поверхности Земли. К концу июля 1967г. число спутников «Космос», выведенных на околоземные орбиты, составляло 170, к началу ноября 1968г. их стало 251.

2 апреля 1964 г. на гелеоцентрическую орбиту была выведена межпланетная станция «Зонд-1». Восемью месяцами позднее — 30 ноября того же года — осуществлен запуск межпланетной станции «Зонд-2», впервые в практике космических исследований снабженной электроплазменными двигателями для обеспечения действия системы ориентации [18]. 18 июля 1965 г. последовал запуск межпланетной станции «Зонд-3», на борту которой помещались научная аппаратура и аппаратура для фотографирования и передачи снимков на Землю. За время до 2 марта 1966 г., когда станция находилась на расстоянии 153,5 млн. км от Земли, с нею было проведено 135 сеансов связи, получены фотографии ранее не заснятых участков обратной стороны Луны [2], приняты различные научно-информационные данные и сведения о работе бортовых систем. Еще через четыре месяца — 12 и 16 ноября 1965г. — в сторону планеты Венера были отправлены автоматические межпланетные станции «Венера-2» весом 963 кг и «Венера-3» весом 960 кг. Предназначенная для продолжения исследований дальнего космического пространства «Венера-2» 27 февраля 1966 г. прошла по заданной трассе в 24 тыс. км от планеты 1в. Позднее стартовавшая «Венера-3» после коррекции траектории полета, осуществленной по команде с Земли на расстоянии 13 млн. км от цели, 1 марта 1966 г. достигла планеты Венера, доставив на ее поверхность вымпел с Государственным гербом СССР. Наконец, 12 июня 1967 г. в 5 час 40 мин по московскому времени состоялся запуск космической ракеты с автоматической межпланетной станцией «Венера-4» весом 1106 кг.

В соответствии с программой космических исследований в 1967 г. состоялся запуск на околоземную орбиту советской экспериментальной метеорологической системы «Метеор» с двумя одновременно действующими автоматическими станциями-спутниками и наземным комплексом управления, приема и обработки информации о распределении облачности, снегового и ледового покровов на дневной и ночной сторонах Земли и о количестве отраженного тепла, излучаемого Землей и атмосферой. Получаемые сведения используются в оперативной работе метеоцентров СССР и других стран 34.

Руководствуясь основной идеей исследования космоса в мирных целях, Советский Союз последовательно предпринимает усилия по организации и расширению международного сотрудничества в этой области. Еще в 1927 г. в Москве была проведена Первая Международная выставка межпланетных аппаратов и механизмов, на которой, помимо советских ученых, инженеров и изобретателей, участвовали французские, австрийские, немецкие, английские и американские ученые и инженеры (Р. Эно-Пельтри, М. Валье, Г. Оберт, Ф. Уэлш, Р. Годдард и др.). После второй мировой войны, в 1958 г., Советское правительство представило на рассмотрение XIII сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций проект международного соглашения о сотрудничестве в изучении космического пространства. Годом позднее, на XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН по совместному советско-американскому предложению был учрежден Комитет по мирному использованию космического пространства, имеющий целью изучение практических мер международного сотрудничества, обеспечение информационного обмена и разработку правовых проблем, которые могут возникать при проведении космических исследований. В 1961 г. при поддержке СССР XVI сессия Генеральной Ассамблеи, «признавая общую заинтересованность человечества в развитии использования космического пространства в мирных целях» и полагая, что исследование и использование этого пространства «должны быть направлены только на благо человечеству и на пользу государств», рекомендовала вести соответствующие исследования, руководствуясь нормами международного права. Еще через два года также при деятельной поддержке Советского Союза XVIII сессия Генеральной Ассамблеи приняла Декларацию основных принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства.

Контейнеры для космических исследований 425, 436, 437

Оба тома задуманы как единое целое; на две части книга разделена по техническим соображениям. Причины, побудившие группу авторов *, работавших в области космических исследований в США, взяться за перо, указаны в предисловии редакторов издания. Они руководствовались идеей обобщить результаты обширных исследований композиционных материалов в США. Во многом это удалось сделать, хотя практическая направленность и интересы авторов сказались на подборе материала, стиле и глубине его изложения. Часть результатов, например, по соединениям деталей из композиционных материалов, оценке надежности, концентрации напряжений правильнее считать приближенными.

талла, но и, прежде всего, в том, чтобы повысить его прочность. Эта задача выдвинута бурным развитием автомобилестроения, самолетостроения, космических исследований.

Жидкий водород и программа космических исследований С1ЛА

2. Область применения стандарта. Обычные установки промышленного типа, где используется жидкий водород. Сюда не относятся специальные устройства (например, небольшие емкости лабораторного типа или крупные, предназначенные для космических исследований) требующие специальной техники безопасности.

В брошюре рассказывается об истории развития и современном состоянии ракетно-космической техники зарубежных стран. Приводится описание конкретных проектов освоения космоса в этих странах и излагаются перспективы развития космических исследований на примере национальных и совместных программ.

Вспомним, что Г. Герц не видел никакой практической: возможности для применения радиоволн, а знаменитый Э. Резерфорд перед самой второй мировой войной утверждал, что время практического использования атомной; энергии наступит лишь в XXI веке. И многие ли из нас всего лишь двадцать лет назад могли предвидеть бурный; рост космических исследований, изучения планет Солнечь ной системы, космическую радиосвязь или например,, гигантский прогресс лазерной техники? И поэтому если; мы откажемся от исследований по всему «фронту», то неизбежно рискуем проглядеть росток того нового, что завтра, быть может, окажется самым важным, самым существенным. Но сегодня такая стратегия научного поиска просто «не по карману» многим странам — для этого нет ни денег, ни достаточного количества ученых. А раз так, то страна рискует отстать не только в научном поиске, но и в применении открытий, сделанных ее «соседями».

ории, а движение микрочастиц изучается в квантовой механике. М. разделяется на кинематику, динамику и статику. В зависимости от характера системы различают: М. материальной точки и системы точек, М. твёрдого тела, механику тел переменной массы, механику сплошных сред и др. Законы М. используются для расчётов разл. машин и механизмов, строит, сооружений, транспортных средств, космических летательных аппаратов и т.п.

Реактивные двигатели являются основным видом силовых установок авиационных, ракетных и космических летательных аппаратов, создающих приложенную к ним реактивную тягу.

Например, технические условия W>J^%%^^'Mfxft)? на параметры точности прецизион- VN^r^^^br^xvy^ 4 ( и ного металлорежущего станка во много раз строже, чем для станка нормальной точности; требования к суммарному дрейфу гироскопов все время возрастают, особенно при их использовании в космических летательных аппаратах и т. п. На рис, 8 показаны две области работоспособности изделия G!—для обычных и G2 — для более жестких технических условий на параметры изделия.

Задачи эти крайне сложны и многообразны. Достаточно указать, например, что для освоения околосолнечного пространства могут использоваться летательные аппараты, существенно различные по выполняемым функциям и по конструктивному исполнению. К числу их основных классов относятся ракеты-зонды, орбитальные самолеты, взлетающие с земной поверхности и совершающие полеты по орбитам за пределами земной атмосферы, искусственные спутники Земли без тяговых двигателей и сателлоиды (искусственные спутники, снабженные тяговыми двигателями), межпланетные автоматические станции, оборудованные регистрирующими измерительными приборами и передающие накапливаемую информацию наземным станциям связи, космические корабли, используемые для межпланетных сообщений, и космические лаборатории, предназначенные для длительного пребывания в космосе научно-исследовательского персонала. Более того: отдельные классы космических летательных аппаратов подразделяются на большое количество групп применительно к различным аспектам их использования. Так, искусственные спутники Земли выполняются в различных модификациях для проведения научных исследований, для удовлетворения нужд дальней радиосвязи и телевидения, навигации и метеорологии и для осуществления ряда других практических задач.

Книга содержит много полезных сведений о свойствах армированных пластиков и более современных композиционных материалов и дисперсных систем, номенклатуре выпускаемых промышленностью исходных компонентов (армирующих наполнителей, связующих смол), технологическим приемам изготовления деталей и узлов конструкций, объемам их производства и применения, перспективам роста применения композиционных материалов и ожидаемой технико-экономической эффективности от их использования. Несомненный интерес представляет конструкторская и технологическая проработка ряда узлов и деталей, используемых в космических летательных аппаратах (гл. 3), авиационной технике (гл. 2, 4), транспортном машиностроении (гл. I и V), судостроении (гл. 7), промышленном строительстве (гл. 8, 9) и др.

В связи с освоением космического пространства возникла потребность в энергии, необходимой для работы аппаратуры в космических летательных аппаратах. Вначале ядерные устройства использовались в качестве вспомогательного источника энергии, основным же источником служили солнечные элементы, аккумуляторный батареи и т. п. С тех пор как ядерная энергия стала основным источником энергии, была создана серия устройств типа SNAP (сокращенное название источника вспомогательной ядерной энергии), способных полностью обеспечивать энергией космическую аппаратуру. В этих устройствах реализуются различные способы преобразования энергии, включая термоэлектрический, термоионный системы Штирлинга, Рэнкина и Брайтона. Обычно в первых двух системах используется изотопный источник теплоты, а в третьей системе — реактор. Требования в отношении топлива для реакторных систем аналогичны соответствующим требованиям для других ядерных реакторов, поэтому детально будет рассмотрен только изотопный источник тепловой энергии.

личины. Самое точное значение, естественно, дает эксперимент, и чем ближе модель к натуральной величине, тем лучше. Но не будет же проектировщик рядом с кульманом строить опытную установку, чтобы для данного материала именно того же гранулометрического состава, что и на практике, «снять» кривые псевдоожижения. Безусловно, нет, как и конструктор космических летательных аппаратов, разрабатывающий их тепловую защиту, не станет эмпирическим путем подбирать ее оптимальный вариант, апробируя сотни дорогостоящих ракет. При возвращении на Землю аппараты проходят плотные слои атмосферы с огромными скоростями, и температура воздуха между ударной волной и головной частью аппарата, т. е. в непосредственной близости от обшивки, достигает примерно 13 000 К. Неудачный вариант тепловой защиты—-и аппарат, испарившись, растает, как облако, не достигнув поверхности Земли.

Дж. С. Тоз, В. Д. Брентналл и Г. Д. Менке [213] указывают, чтсУборалюминиевые композиции могут быть применены на космических летательных аппаратах в узлах конструкций, подвергающихся нагреву от реактивной струи двигателя, в герметических кабинах экипажа, для элементов жесткости панелей с солнечными генераторами энергий, кожухов, юбок ракетного двигателя, удлинителей, промежуточных конструкций между ступенями баллистических ракет. Ими же указано, что фирмой «Америкэн Рокуэлл» (США) исследовано применение боралюминиевых композиций для панелей, расположенных вблизи системы управления отсека технического обслуживания космического корабля «Аполлон» [214].

Метод плазменного напыления применяется для придания поверхности деталей, различных конструкций, машин и приборов таких свойств, как износостойкость, жаростойкость, коррозионная; устойчивость, а также тепло- и электроизоляционных свойств. Разнообразие применяемых покрытий позволяет использовать их в различных отраслях машиностроения, в авиации, ракетной технике, энергетике (в том числе атомной), металлургии, химической и нефтяной, промышленности, электронике, радио- и приборостроении. Терморе-гулирующие плазменные покрытия применяют для космических летательных аппаратов. Большой практический интерес представляет использование покрытий для защиты от коррозии труб большого диаметра.

5-5. Мак-Адаме К., Скала Е. Взаимодействие сильно нагретого воздуха с материалами космических летательных аппаратов во время их возвращения на Землю. — В кн.: Исследования при высоких температурах. Под ред. В. А. Кириллина. М., Изд-во иностр. лит., 1962, с. 89—99.

Гироскопы [G 01 С < 19/00-19/64; с аэродинамическим подвесом ротора 19/16; с жидкостным ротором 19/14; индикаторные или регистрирующие устройства для гироскопов 19/32); использование гироскопического эффекта <в поворотно-чувствительных с колеблющимися массами G 01 С 19/32; для измерения G 01 Р (скорости 9/00; ускорения и замедления 15/04; 15/14); в космических летательных аппаратах В 64 G 1/28; G 01 (в поворотно-чувствительных устройствах С 19/56-19/62; в расходомерах F 1/84); для стабилизации (кузовов автомобилей, тракторов и т. п. В 62 D 37/06; летательных аппаратов В 64 С 17/06; судов В 63 В 39/04) >; в системах связи между колесами транспортных средств В 60 G 21/08




Рекомендуем ознакомиться:
Контактное формование
Контактное уплотнение
Компонентами деформации
Контактного напряжения
Контактного термического
Контактном нагружении
Компрессорные установки
Контактную жесткость
Контактов разнородных
Контрольные диаграммы
Контрольные соединения
Контрольных операциях
Контрольными шпильками
Контрольным приспособлением
Контрольной аппаратуры
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки