|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Косозубых передачахНа специализирОЕ1анных заводах-изготовителях редукторов направление линии зубьев косозубых цилиндрических колес с целью уменьшения их номенклатуры задают правым, а сопряженных шестерен -- левым; на lie-специализированных заводах направление линии зубьев выбирают таким, чтобы осевые силы, действующие на колеса промежуточных валов, вычитались. На специализированных заводах-изготовителях редукторов направление линии зуба косозубых цилиндрических колес с целью уменьшения их номенклатуры задают правым, а сопряженных шестерен —левым. косозубых цилиндрических и прямозубых конических колес, Остальные параметры колес винтовой передачи определяют по формулам для косозубых цилиндрических колес, расположенных на параллельных валах (см, § 7 гл. 18), с той лишь разницей, что каждое колесо имеет свой угол наклона зубьев, а следовательно, и свой окружной модуль. Для косозубых цилиндрических колес стандартными назначают нормальные модули. Параметры исходного контура цилиндрических зубчатых колес стандартизованы (ГОСТ 13755—81); угол профиля а = 20°. Высота головки зуба ha = h'am, h'a=l. Глубина захода зубьев Л3 = 2т; радиальный зазор между зубьями с = 0,25т (при нарезании долбя-ками до 0,35 т); радиус выкружки у корня зуба р, = 0,38т (рис. 10.3, а). Расчет аналогичен расчету косозубых цилиндрических колес, только зубья червячных колес принимают на 20...40 % прочнее косозубых. Повышенная прочность зубьев червячных колес связана с их дуговой формой и с так называемым естественным смещением, имеющим место во всех сечениях, кроме среднего (см. рис. 11.4, сечение А—А). Интенсивность выхода из строя зубчатых колес зависит, в первую очередь, от значений напряжений, возникающих в зубьях. Эти напряжения зависят, с одной стороны, от прикладываемых нагрузок, а с другой — от геометрических колес и зубьев. Для обеспечения необходимого срока службы зубчатых передач надо рассчитать параметры зубчатой передачи так, чтобы они обеспечивали достаточную контактную прочность и прочность на изгиб. Методы расчета на прочность прямозубых и косозубых цилиндрических передач с модулем т '~>- 1 мм стандартизован (ГОСТ 21354—75).'" Стандартом предусмотрены следующие виды расчетов: Оценка прочности зубьев передачи на изгиб производится приближенно по формулам для косозубых цилиндрических колес. Кпд винтовых колес с перпендикулярными осями определяют по формуле Геометрические расчеты прямозубых и косозубых цилиндрических колес произв щятся операторной функцией Расчет прочности зубьев из условия сопротивления контактной усталости рабочих поверхностей. Расчет на прочность прямозубых и косозубых цилиндрических передач стандартизован ГОСТ 21354-75. В излагаемых ниже основах расчета введены некоторые упрощения, мало влияющие на результаты расчетов для большинства случаев практики. В общем случае для прямозубых и косозубых цилиндрических колес радиусы кривизны профилен зубьев: В шевронных и косозубых передачах с раздвоенным силовым потоком для передачи одинаковой нагрузки по потокам один из валов фиксируют в осевом направлении, другой делают «плавающим». В этом случае осевое положение колес регулируется автоматически. В качестве В шевронных и косозубых передачах с раздвоенным силовым потоком для Зацепление здесь распространяется в направлении от точек / к точкам 2 (см. рис. 8.24). Расположение контактных линий в поле косозубого зацепления изображено на рис. 8.26, а, б * (ср. с рис. 8.5 — прямозубое зацепление). При вращении колес линии контакта перемещаются в поле зацепления в направлении, показанном стрелкой. В рассматриваемый момент времени в зацеплении находится три пары зубьев 1, 2 и 3. При этом пара 2 зацепляется по всей длине зубьев, а пары / и 3 лишь частично. В следующий момент времени пара 3 выходит из зацепления и находится в положении 3'. Однако в зацеплении еще остались две пары 2' и Г. В отличие от прямозубого косозубоезацепление не имеет зоны, однопарного зацепления. В прямозубом зацеплении нагрузка с двух зубьев на один или с одного на два передается мгновенно. Это явление сопровождается ударами и шумом. В косозубых передачах зубья нагружаются постепенно по мере захода их в поле зацепления, "а в зацеплении всегда находится минимум две пары. Плавность косозубого зацепления значительно понижает шум и дополнительные динамические нагрузки. Дополнительный коэффициент /(//« учитывает следующее. В косозубых передачах теоретически зацепляются одновременно не менее В § 8.7 указано, что в косозубых передачах зубья шестерни целесообразно выполнять с твердостью, значительно превышающей твердость зубьев колеса (например, шестерня ^НВ400, колесо Применение высокотвердых тестере! в косозубых передачах дает возможность повысить несущую способность их до 25...30 %. Рекомендуется выполнять шестерню с I:Bi^400, колесо с HB2=S^ ==?320. Расчет зубьев по контактным напряжениям. В отличие от прямых, косые зубья входят в зацепление не сразу по всей длине зуба, а постепенно. Поэтому в косозубых передачах зубья нагружаются В зубчатых колесах при твердости <350 НВ отношение от/аи = 0,01...0,02, а при твердости > 45 HRC, 0,016. ..0,0315. В косозубых передачах редукторов для шестерен рекомендуют принимать направление зуба левое, для колес —• правое. Выкрашивание может быть ограниченным или прогрессирующим. Ограниченное выкрашивание связано с концентрацией нагрузки по длине зубьев (в косозубых передачах — также с неполнотой использования контактных линий вследствие погрешностей шагов). В колесах из мягких, хорошо прирабатывающихся материалов выкрашивание после приработки мо- Косозубые и шевронные передачи. В точных косозубых передачах в связи с большим общим коэффициентом перекрытия и лучшей приработкой нагрузка распределяется между зубьями более равномерно. В косозубых передачах угловая коррекция для увеличения приведенного радиуса кривизны малоэффективна из-за отрицательного влияния уменьшения коэффициента перекрытия. При малых значениях zi и относительно небольших перепадах твердостей целесообразна высотная коррекция с коэффициентом смещения х\ — = 0,3, х2=— 0,3. Рекомендуем ознакомиться: Контактного напряжения Контактного термического Контактном нагружении Компрессорные установки Контактную жесткость Контактов разнородных Контрольные диаграммы Контрольные соединения Контрольных операциях Контрольными шпильками Контрольным приспособлением Контрольной аппаратуры Контрольное устройство Контрольного приспособления Компрессорного двигателя |