|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Катастрофическое разрушениеОдной из наиболее важных задач трубопроводного транспорта углеводородов является сокращение риска возникновения аварийных ситуаций. Ее решение позволит снизить безвозвратные потери транспортируемых продуктов, улучшить экологическую обстановку, предотвратить разрушения инженерных сооружений и обеспечить таким образом оптимальное функционирование трубопроводных систем. Актуальность данной проблемы связана с высокой частотой отказов магистральных трубопроводов, приводящих в ряде случаев к катастрофическим последствиям. Надежность трубопроводных систем снижается в процессе эксплуатации вследствие накопления внутренних и внешних повреждений, усиливающихся при одновременном взаимосопряженном воздействии на металл механических напряжений и коррозионных сред и проявляющихся на действующих объектах в виде коррозионно-механич-еских разрушений (КМР), и естественного старения трубопроводных коммуникаций. При оценке циклической долговечности нельзя ошибаться (или допускать погрешность) в сторону завышения числа Np, так как это может привести к катастрофическим последствиям при принятии решений по результатам расчета. Погрешности в сторону занижения числа Np допустимы, так как они идут в запас долговечности. Поэтому в настоящей методике, во-первых, предлагается уравнение Пэриса-Махутова продолжить в область малых АК[ (или АК[е), как показано на расчетной диаграмме усталостного разрушения (рис. 5.6, б). Eto-вторых, предлагается не рассматривать подобласть III. Для этого считается долговечность исчерпанной, как только АК[ (или АК(е) по мере роста трещины доходит до границы II и III подобластей кинетической диаграммы циклического разрушения. зуемое в растворах сероводорода, кислот, аммиака, цианистого водорода, щелочей, двуокиси углерода, хлоридов, а также в газообразном водороде и других средах. Коррозионному растрескиванию характерно отсутствие заметных макропластических деформаций в изломах, что свидетельствует о высокоскоростном характере (лавинном) процесса распространения разрушения, в силу чего они в ряде случаев приводят к катастрофическим последствиям. Предварительные перечни деталей и узлов, которые должны подвергаться неразрушающему контролю при эксплуатации и ремонте объекта, устанавливают на основе результатов прочностных испытаний деталей и узлов, которые дополняют с учетом опыта эксплуатации аналогичной техники предыдущих поколений. Опыт показывает, что многие детали и узлы, прошедшие прочностные испытания, могут разрушаться в условиях эксплуатации. Поэтому в дополнение к указанным данным проводят анализ нагруженности и других условий работы, в частности, климатических, коррозионных, локально-температурных и т. д. всех деталей и узлов объекта, вплоть до каждого болта и гайки, и определяют возможность их разрушения в эксплуатации. Затем выполняют экспертную оценку вероятности образования трещин, расслоений и разрушения деталей и узлов. Выявляют критические детали и узлы, разрушение которых может привести к аварийным или катастрофическим последствиям. Предварительные перечни деталей и узлов, которые должны подвергаться неразрушающему контролю при эксплуатации и ремонте объект, устанавливают на основе результатов прочностных испытаний деталей и узлов, которые дополняют с учетом опыта эксплуатации аналогичной техники предыдущих поколений. Опыт показывает, что многие детали и узлы, прошедшие прочностные испытания, MOiyr разрушаться в условиях эксплуатации. Поэтому в дополнение к указанным данным проводят анализ нагруженности и других условий работы, в частности, климатических, коррозионных, локально-температурных и т. д. всех деталей и узлов объекта, вплоть до каждого бол-га и гайки, и определяют возможность их разрушения в эксплуатации. Затем выполняют экспертную оценку вероятности образования трещин, расслоений и разрушения деталей и узлов. Выявляют критические детали и узлы, разрушение которых может привести к аварийным или катастрофическим последствиям. 2. При обычных требованиях к надежности (где отказ не приводит к катастрофическим последствиям) можно задаваться ресурсом аппарата t = Тр (или сроком службы t = Тсл), например, из условия необходимости проведения планового ремонта всего 2. При обычных требованиях к надежности (где отказ не приводит к катастрофическим последствиям) можно задаваться ресурсом изделия t = Тр (или сроком службы t — Тсл), например, из условия необходимости проведения планового ремонта всей машины. В этом случае о безотказности изделия судят непосредственно по значению Р (t). *.« Эти задачи решаются на базе эргономики — науки, занимающейся исследованием «человеческого фактора» в производственной деятельности человека — оператора, ремонтника, эксплуатационника, потребителя. Она изучает функциональные возможности и особенности человека в трудовых процессах, способствуя созданию таких условий, методов и организации труда, которые делают его высокопроизводительным и вместе с тем создают удобства и безопасность в работе. Последнее особенно важно при эксплуатации машин, отказ которых может привести к катастрофическим последствиям [33]. Решение этих задач предполагает приспособление техники к человеку, к условиям труда. Человеческий фактор в современном производстве является одним из важнейших, от которого зависит эффективность и надежность использования техники. Как показывает анализ аварий, нарушений технологических процессов, ошибок управления в сложных технических системах, они вызваны часто тем, что в конструкциях машин и приборов недостаточно учтены особенности и возможности человека. Избирательное коррозионное разрушение металлических материалов является наиболее опасным, так как при незначительных потерях массы металла и сохранении в общем прежнего внешнего вида конструкции, аппарата или отдельной детали резко снижаются их механические свойства, что может привести к катастрофическим последствиям. Большинство случаев структурной и локальной коррозии может быть объяснено с позиции представлений о парциальных анодных кривых, развитых В. П. Батраковым на основании литературных данных и собственных экспе- Коррозионно-усталостная прочность металлов. Разрушения от коррозионной усталости встречаются практически во всех отраслях техники и являются весьма опасным видом разрушений, часто приводящим к катастрофическим последствиям. Коррози-онно-усталостному разрушению подвергаются лопатки компрессоров и турбин, валы, гребные винты, детали автомобилей, само- Влияние СЭ на людей и окружающую среду при отказах, естественно, зависит от характера отказа. Потенциально наибольшую опасность могут представлять СЭ, отказы которых (связанные с отказами - авариями оборудования) могут приводить к очень тяжелым и даже катастрофическим последствиям (например, разрушению реактора АЭС). Тяжелые последствия могут быть связаны с авариями на газо- или нефтепромыслах, разрывами труб МГ, МК и МНП. Меньшая, но серьезная опасность для людей и окружающей среды возникает при отказах в системах очистки уходящих газов на ТЭС и т.п.1 В совокупности, по-видимому, большее влияние на людей и окружающую среду при отказах оказывают ЭЭС, меньшее - ГСС и НСС. Наиболее безопасными с этой точки зрения являются ТСС и ВСС. Катастрофическое разрушение при усталости в конце этой стадии связано с достижением критического коэффициента интенсивности напряжений при циклическом нагружении (циклическая вязкость разрушения) для образ- Более высокую коррозионную активность, чем сульфаты, проявляют хлориды щелочных металлов. Наличие щелочных хлоридов в отложениях золы даже в незначительных количествах может сильно повышать интенсивность коррозии труб поверхностей нагрева котла, а в более высоких концентрациях вызывать катастрофическое разрушение металла. Теоретическая прочность при сдвиге тТСОр определяет тот уровень напряжений, выше которого происходят деформация и катастрофическое разрушение материала, не содержащего дефектов. Кристаллическая структура такого материала является механически нестабильной. Такое поведение можно описать через скорость деформации х как Если на образцах без покрытий после испытания невооруженным глазом видно катастрофическое разрушение сплава, а под микроскопом на глубине 0.5—1.0 мм обнаруживается неметаллическая Для более детальной оценки трещиностои кости при многоцикловом нагружении различных сплавов в последние годы используют основные положения линейной механики разрушения [ 109, с. 5—37]. За основной параметр, определяющий поле упругих напряжений в окрестностях усталостной трещины, принимают коэффициент интенсивности напряжений, которым измеряют вязкость разрушения при статическом нагружении. Но в условиях циклического нагружения это—амплитуда коэффициента интенсивности напряжений А/С. Именно этот параметр контролирует скорость роста усталостной трещины. Для анализа трещиностойкости строят кривые зависимости скорости распространения трещины йот приложенного значения А/С (кривые Пэриса). Эти кривые в координатах 1дД/С— \gv имеют три явно выраженных участка. В области малых значений А/С скорость роста трещины резко снижается с уменьшением А/С так, что можно выявить физический порог коэффициента интенсивности, обозначаемый А/СГЛ или просто Kth, ниже которого магистральная .трещина в образце данной геометрии не распространяется. Величина Kth является важным параметром трещиностойкости при многоцикловой усталости. В области средних значений А/С кривая в координатах IgA/C— \gv имеет прямолинейный участок, закон роста трещины подчиняется формуле Пэриса: v = C(AK)n, где Си п — постоянные. В области больших значений А/С наблюдается резкое ускорение роста трещины так, что можно объективно определить критическое значение А/С^С, при достижении которого наступает катастрофическое разрушение образца данной геометрии. Величина A/Cfc называется циклической вязкостью разрушения. Если трещина усталости распространяется в условиях плоской деформации, то Kfc = Kc [ 109, с. 5-19; 110]. Величина Д/С^С является тоже важным параметром трещиностойкости металлов. Установлена корреляция между пороговыми значениями пэрисовской кривой и микрофрактографическими особенностями поверхностей усталостных где ст и р — параметры распределения Вейбулла; 8 — параметр, характеризующий минимальную эффективную длину волокна. Гипотеза разрушения слабейшего звена, предложенная Цвебеном [40], предполагает, что после разрыва одного или небольшого числа волокон происходит катастрофическое разрушение композита. Перераспределение напряжений, вызываемое первичным разрушением, создает неустойчивость, проявляющуюся в появлении трещины или волны напряжений, приводящих к фактически мгновенному разрушению. В том же предположении, что прочность волокон описывается распределением Вейбулла, получена следующая оценка разрушающих напряжений; хорошо описываются теоретическими зависимостями, если характерная длина а = 1 мм. Из-за особенностей микроструктуры композита макроскопических трещин обнаружено не было. Однако область с интенсивным выделением энергии (высокой интенсивностью напряжений) все же существует, поскольку катастрофическое разрушение материала начинается при нагрузках, соответствующих достижению высвобождаемой энергией критического уровня. придерживаясь критерия Гриффитса, нельзя сказать, что произошло разрушение; если же он неустойчив, как этого следует ожидать при распространении трещины в направлении, перпендикулярном нагружению, то произойдет неизбежное катастрофическое разрушение. Конструкция из слоистого композита, для которой подобное разрушение принципиально возможно, не может считаться надежной. 4. ТНП-{-68 °С — катастрофическое разрушение не имеет места до достижения предела прочности. / — окисление; // — образование сульфидов (а — слабое; б —сильное); /// — начало разрушения оксида; IV — катастрофическое разрушение; /—обеднение хромом; 2 — сульфиды хрома; 3 — шпинель; 4 — нитриты; 5 — смешанный оксид; 6 — поры Катастрофическое разрушение емкостей из сплава Ti—6 А1—4 V, заполненных сухим метанолом реактивной чистоты под давлением для корабля «Apollo», в процессе их испытания на надежность стимулировало в конце 60-х годов интенсивное проведение работ по исследованию КР титановых сплавов в органических средах. Основная информация в историческом плане и результаты этих исследований приведены в работе [113]. Более поздние работы по ^ому вопросу обобщены в обзоре [114]. Титан и его сплавы подвергаются межкристаллитному разрушению в некоторых органических растворителях, особенно в растворах метанол — НС1, и в отсутствие напряжения. В некоторых растворах величина KIKP не лимитируется, поэтому выбор образцов не является критическим для качественной оценки материалов. Например, не имеет значения, будут ли использованы U-образные изгибные образцы или гладкие образцы на растяжение, или образцы с предварительно нанесенной усталостной трещиной. Тем не менее тип образца может повлиять на интерпретацию результатов. Рекомендуем ознакомиться: Компенсационных напряжений Компенсировать увеличением Качественных показателей Компенсирующей способности Компенсирующими свойствами Комплекса исследований Касательным напряжением Комплексные амплитуды Комплексные потенциалы Комплексных коэффициентов Комплексных показателей Комплексными амплитудами Комплексным потенциалом Комплексная переменная Комплексная стандартизация |