Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Кавитационная стойкость



При разрушении от коррозионного растрескивания и коррозионной усталости основное воздействие механического фактора определяется действием растягивающих напряжений первого рода, т. е. макронапряжений, уравновешиваемых в объемах, соизмеримых с размерами детали. Для кавитационных разрушений основную роль играют напряжения второго рода — неоднородные микроискажения, уравновешивающиеся в пределах элементов микроструктуры металлов. При эрозии и фреттинге характерным является искажение кристаллической решетки. Механическое воздействие в этих случаях распространяется главным образом на поверхностные слои атомов металла или окисные пленки.

Еще в 1937 г. [Л. 61] Фатер констатировал аналогию характера эрозионных разрушений от ударов капель конденсата по лопаткам паровых турбин и кавитационных разрушений деталей, омываемых скоростным потоком воды. Однако прямых доказательств того, что механизм и первопричины этих разрушений одинаковы, до последнего времени не было опубликовано. В последние годы в разных странах появилось несколько экспериментальных работ, анализ которых позволяет достаточно конкретно обрисовать эти связи и составить определенное представление о механизме эрозионного разрушения при многократно повторяющихся ударах капель.

В турбинах, работающих на водяном паре, относительные скорости капель конденсата при ударе о передние кромки лопатки рабочих колес не настолько велики, чтобы непосредственно вызывать разрушение материала, поскольку известно, что эрозионный износ лопаток появляется не сразу. Здесь основную роль в эрозионном разрушении (во всяком случае на первом его этапе, когда еще не образовались глубокие язвины и не происходит выкрашивание зерен материала под воздействием ударов отдельных капель) играют, по-видимому, гидравлические удары, возникающие при несимметричном смыкании кавитационных пузырей, которые появляются при растекании капли по поверхности лопаток. При таком объяснении становится очевидным давно установленный факт [Л. 61], заключающийся в том, что одинаков характер эрозионных разрушений от удара капель конденсата по лопаткам паровых турбин и кавитационных разрушений деталей, омываемых скоростным потоком воды.

105. Ноде, Эллис, О механизме кавитационных разрушений неполусферическими пузырьками, смыкающимися при контакте с твердой пограничной поверхностью, «Техническая механика», 1961, № 4, стр. 204—212 (перевод Trans. ASME, Ser. D).

Способы повышения кавитационной стойкости деталей гидроагрегатов. Известными в настоящее время способами можно лишь частично повысить стойкость деталей гидроагрегатов против кавитационных разрушений, поэтому в первую очередь следует устранять причины возникновения кави-тационного режима.

Миличенко Семен Логинович Ремонт кавитационных разрушений гидротурбин

Рис. 9. Схема кавитационных разрушений на поворотнолопастных гидротурбинах.

Объем эрозионных разрушений на камерах гидроагрегатов с увеличением длительности эксплуатации возрастает, а зона эрозии увеличивается в основном вниз по ходу потока. После 6—10 тыс. ч эксплуатации площадь кавитационных разрушений на камерах достигала 1 м2 при грубине до 18 мм, а еще через 10—15 тыс. ч эксплуатации площадь разрушений возросла до 16 ж2 при глубине 20 — 25 мм. Это можно объяснить не только тем, что металл в этой зоне уже «подготовлен» к разрушению при предыдущих воздействиях, но и тем, что в данном случае большую роль начинает играть «вторичная» кавитация — появление местных кавитационных образований при обтекании ранее возникших эрозионных раковин, т. е. кавитация неровностей поверхности.

Рис. 10. Внешний вид кавитационных разрушений по кромке лопасти радиально-осевой турбины. Сталь ЗОЛ.

И у поворотнолопастных, и у радиально-осевых гидротурбин характер кавитационных разрушений поверхности деталей одинаков. При внешнем осмотре обнаруживаются локальные крайне неравномерные поврежде-

Работа турбин в кавитационном режиме также приводит к увеличению эрозионных разрушений. На некоторых ГЭС вследствие неправильного выбора компоновочных схем агрегатов работа их в таком режиме неизбежна. Это относится в первую очередь к выбору отметки заглубления рабочих колес для обеспечения требуемой высоты отсасывания. Уменьшение этого параметра, например на Каунасской ГЭС, привело к тому, что требовалось производить ежегодный ремонт рабочих колес гидротурбин, так как площадь кавитационных разрушений на камерах, изотовленных из Ст. 3, достигала от 4 до 18 м2 за 5—6 тыс. ч эксплуатации. На Днепровской ГЭС имени В. И. Ленина до создания Каховского водохранилища также приходилось почти ежегодно ремонтировать турбины (сталь ЗОЛ). С повышением уровня в нижнем бьефе при пуске Каховской ГЭС объем эрозионных разрушений значительно снизился. В качестве примера, подтверждающего большое влияние заглубления рабочих колес на интенсивность эрозии, можно привести данные эксплуатации гидроэлектростанций на Днепре. Так, Каховская, Днепродзержинская и Кременчугская гидроэлектростанции имеют примерно одинако-• вый режим работы по мощности и многим другим показателям. Однако уровень кавитационной эрозии на этих ГЭС различен. На Каховской ГЭС, у агрегатов которой высота отсысывающих труб уменьшена, интенсивность эрозионных разрушений значительно выше, чем на Дне-продзержинской и Кременчугской ГЭС, имеющих больший подпор со стороны нижнего бьефа.

Кавитационная стойкость стали после азотирования возрастает(рис. 40 к Так стойкость стали марки 38ХМЮА после азотирования более чем в 17 раз превышает стойкость ее в улучшенном состоянии и в 8 раз — стойкость цинкового покрытия с пассивированием этой же стали. Положительное влияние оказывает азотирование и на кавитационную стойкость аустенитной стали марок 1Х18Н9Г, ЭИ123 и др. Наличие е фазы в слое снижает сопротивление кавитации. Поэтому шлифование азотированных деталей приводит к повышению сопротивления кавитационной эрозии.

За последнее время появились работы, показывающие в ряде случаев целесообразность замены хромоникелевых сталей хромо-марганцевыми. Так, например, разработанная И. Н. Богачевым и Р. М. Минцем сталь ЗОХ10Г10 нашла применение в качестве ка-витационностойкого материала для лопастей гидротурбин. "Высокая кавитационная стойкость этой стали объясняется метаста-бильностью марганцевого аустенита (по сравнению с никелевым), который в процессе воздействия кавитационных ударов претерпевает фазовые превращения с образованием а- и е-фазы.

Кавитационная стойкость стали определялась на магнитострик-ционном вибраторе при частоте колебаний вибратора 8 кгц и двойной амплитуде 0,07 мм.

Из сказанного следует, что кавитационная стойкость определяется не столько усредненными свойствами макроскопических объемов, сколько свойствами микроскопических объемов, т. е. прочностью отдельных структурных составляющих и их групп. При неблагоприятном распределении малопрочной структурной составляющей разрушение ее приводит к выкалыванию сравнительно больших частиц более прочных структурных составляющих. Зарождение трещин и выкрашивание происходит по границам зерен.

65. П ы л а е в Н. И., Кавитационная стойкость материалов гидротурбин в натурных и лабораторных условиях, «Энергомашиностроение», 1960, № 9, стр. 28—31.

В гидротурбостроении эти методы пока еще не получили распространения, хотя поверхностный наклеп повышает не только усталостную прочность, но и коррозионно-усталостную прочность. При этом кавитационная стойкость сталей существенно не изменяется, а для коррозионностойких материалов может повыситься [21, 86].

§ 7. КАВИТАЦИОННАЯ СТОЙКОСТЬ МАТЕРИАЛОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ГИДРОМАШИНОСТРОЕНИИ

Способность материалов сопротивляться кавитационной эрозии обычно называют кавитационной стойкостью. Кавитационная стойкость материалов изменяется в широких пределах в зависимости от их физико-механических свойств и состояния, а также, как об этом уже говорилось ранее (см. § 4), от гидродинамических характеристик потока и свойств жидкости.^

Критерием кавитационной стойкости 'материала при всех испытаниях принято считать потери веса образца вследствие кавитационной эрозии в течение времени, которое определяется условиями опыта. Кавитационная стойкость тем выше, чем меньше потери веса. При определении кавитационной стойкости неметаллических материалов определяющим показателем в отдельных случаях может быть изменение объема образца, а не потери веса.

Кавитационная стойкость металлов

Высокая кавитационная стойкость нержавеющих сталей определяется их физико-химическим состоянием, обеспечивающим, в частности, образование поверхностной защитной (пассивирующей) пленки и однородность внутреннего строения.




Рекомендуем ознакомиться:
Комплексные потенциалы
Комплексных коэффициентов
Комплексных показателей
Комплексными амплитудами
Комплексным потенциалом
Комплексная переменная
Комплексная стандартизация
Комплексной механизацией
Комплексной плоскости
Касательной составляющей
Комплексное применение
Комплексного исследования
Комплексного показателя
Комплексному использованию
Комплексно механизированные
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки