Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Карбидную неоднородность



ных фазах. В карбидных фазах также находится до 50% молибдена. Хром в основном содержится в твердом растворе. В структуре стали присутствуют карбиды трех размеров — крупные карбидные частицы эквивалентным диаметром 0,2—0,3 мкм; мелкие карбиды вытянутой формы, расположенные по границам и субграницам, размером 0,02—0,05 мкм и дисперсные частицы размером до 0,01 мкм округлой формы, расположенные в теле зерен. Таким образом, оба вида термической обработки обеспечили как субструктурное, так и карбидное упрочнение обеих сталей.

Повышение сто,2 аустенитных нержавеющих сталей достигается двумя путями: дисперсионным твердением, когда в сталь вводят Ti и А1 или V и N, или выделением ег - фазы из а - твёрдого раствора, которому сопутствует а —> 72 превращение; упрочнением в результате выделения дисперсных карбидов (карбидное упрочнение).

Карбидное упрочнение, проводимое посредством дополнительного легирования V и некоторыми другими элементами, которые приводят к образованию термостойких карбидов без введения N, характерно для таких сталей, как 35Х13Н8Г9М2ФБ, 26Х5Н15Г8Ф, 45Х5Н12Г5Ф и т.п. Однако некоторые из них, имеющие повышенное содержание С и, соответственно, высокую прочность, не обладают достаточной пластичностью, ударной вязкостью и коррозионной стойкостью.

Высокая жаропрочность и карбидное упрочнение сталей достигаются введением в хромоникелевый или хромоникелемарган-цевый аустенит 0,3—0,5 % С и карбидообразующих элементов Mo, W, V, Nb и др. Такими сталями являются 45Х14Н14В2М и 40Х15Н7Г7Ф2МС. Сталь 45Х14Н14В2М применяют после отжига при 820 °С (охлаждение на воздухе) для изготовления клапанов авиационных двигателей и в газотурбостроении для крепежа. После отжига структура стали — аустенит и карбиды типа МзСв и МвС

Существующие виды упрочнения промышленных никелевых сплавов (дисперсное твердение, карбидное упрочнение, сложное легирование и термомеханическая обработка) позволяют сохранять их работоспособность только до температур 1223-1323К. Поэтому важным явилось создание МВКМ никеля, армированных волокнами и способных работать длительное время при более высоких температурах. Применяют следующие упрочнители: нитевидные кристаллы («усы»), проволоки тугоплавких металлов, керамические и углеродные волокна.

В конце 1940-х гг. обнаружили (впервые - на сплаве М-252), что добавки Мо обеспечивают существенное дополнительное твердорастворное и карбидное упрочнение. А вскоре для этой цели стали применять и другие тугоплавкие элементы: W, Nb, Та, и в наши дни - Re. В сложном наборе реакций с у'-фазой, карбидами и матрицей участвует Hf.

Понятно, что углерод играет определяющую роль в литейных сплавах, разработанных в расчете на самую высокую длительною прочность, поскольку карбидное упрочнение — основной механизм, реализуемый в Со сплавах при обработке старением. Известно, что с изменением содержания углерода в диапазоне 0,3-0,6 % (по массе) происходит нелинейный рост прочности, поэтому для поддержания характеристик прочности при растяжении, длительной прочности и пластичности управление действием углерода имеет критическое значение. В отличие от прочности пластичность снижается с ростом содержания углерода в этом диапазоне. Еще важнее то, что пластичность может заметно снизиться в результате образования вторичных карбидных выделений во время эксплуатации при 650 — ~927 °С. В простых деформируемых сплавах [содержание С <0,15% (по массе)] важным вкладом углерода является также сдерживание роста зерен при опера-

Механизмы упрочнения, которые реализуют в кобальтовых сплавах, зиждутся на тщательно соразмеренном соотношении вклада тугоплавких легирующих элементов в твердораствор-ное и в карбидное упрочнение. И тот и другой вид упрочнения необходим для обеспечения высокотемпературной длительной и усталостной прочности. Карбидные выделения в сильной степени подавляют зернограничное проскальзывание и рост зерен, а также снижают дислокационную подвижность. В интервале 538-816 °С вдоль дефектов упаковки и в зоне их взаимного пересечения происходит активное образование мелкодисперсных вторичных выделений М23С6, оказывающих сильное разнонаправленное влияние на прочность и пластичность. Зернограничные карбидные выделения подавляют зер-ноГраничное проскальзывание при 7">982 °С. Роль твердо-растворного упрочнения при участии тугоплавких легирующих элементов возрастает, коль скоро упрочняющее влияние внутризеренных карбидных выделений снижается в результате их срастания.

Упрочняемые старением сплавы, содержащие одновременно значительные количества Ni и Fe, составляют самостоятельный класс суперсплавов. Их используют для изготовления множества деталей газотурбинных двигателей и паровых турбин: 'рабочих лопаток, дисков, валов, кожухов, деталей крепежа; в некоторых автомобильных двигателях применяют клапаны, изготовленные из суперсплавов этого класса. В данной главе мы рассмотрим природу суперсплавов на же-лезоникелевой основе, их состав (химический и фазовый) и структуру, проследим, в какой связи с этими особенностями находятся разнообразные свойства. Объектом нашего внимания являются железоникелевые суперсплавы, обладающие аустенитной у-матрипеб со структурой г.ц.к., которая упрочнена выделениями упорядоченной интерметаллической фазы или карбидными. Для суперсплавов данного класса характерно содержание 25—60 % Ni и 15—60 % Fe. Основное место в данной главе мы уделим железоникелевым суперсплавам, которые упрочняются старением, и лишь вкратце коснемся тех сплавов этого класса, для которых применяют главным образом твердорастворное деформационное и/или карбидное упрочнение. Некоторые сведения, касающиеся сплавов этого вида, опубликованы в обзорах [1, 2].

Основными легирующими элементами для создания сплавов на основе ниобия являются W, Mo, Ti, Та, V, Zr, Hf и элементы внедрения (С, О, N). Сплавы ВН-2, ВН-3, ВН-4 содержат Мо и Zr (основа — ниобий), сплавы 5ВМЦУ, РН-6С, ИРМН-3 — W, Mo, Zr и карбидное упрочнение. Как чистый ниобий, так и его сплавы активно взаимодействуют при нагреве с атмосферными газами — кислородом, азотом и водородом, что требует применения защитных покрытий.

Для теплоустойчивых и жаропрочных сталей перлитного, бейнитного, мартенситного и аустенитного классов, а также для сплавов на никелевой основе в настоящее время находят основное применение карбидное и интерметаллидное упрочнения. При реализации эффекта карбидного упрочнения основными легирующими элементами являются в сталях с решеткой а — Fe хром, молибден, ванадий и иногда ниобий; в аустенитных сталях — хром, молибден, титан и ниобий. Эффект карбидного упрочнения определяется стойкостью карбидов и наибольший при использовании карбидов типов TiC, NbC и VC, в состав которых не входит основной элемент — железо. За счет карбидного упрочнения может быть сохранена удовлетворительная длительная жаропрочность сталей с решеткой а—Fe до 550—570° С, а аустенитных сталей до 650° С. В сплавах на никелевой основе карбидное упрочнение не используется ввиду его нестабильности при температурах выше 650° С.

Для плоскопараллельных рабочих частей калибров и другого инструмента применяют сталь X, которая имеет незначительную карбидную неоднородность.

Сталь Х6ВФ имеет меньшую карбидную неоднородность по сравнению с высокохромистыми сталями, однако уступает им по прокали-ваемости и теплостойкости; применяется она для штампов сравнительно небольших размеров.

Особенностью быстрорежущих сталей является наличие в их структуре большого количества специальных карбидов типа МвС (на основе Fe3W3C или Fe3Mo3C), МС (на основе VC) и М23Св (на основе Сг23Се) [4]. Карбид цементитного типа Fe3C в быстрорежущих сталях обычно не обнаруживается. Образующиеся в процессе первичной кристаллизации карбиды приводят к существенной неоднородности строения, появлению эвтектической карбидной сетки. Последующая пластическая деформация позволяет уменьшить карбидную неоднородность, улучшить механические свойства.

Увеличение содержания легирующих элементов, особенно вольфрама, приводит к увеличению карбидной неоднородности. В связи с этим стали Р9 и Р12 по сравнению со сталью Р18 имеют меньшую карбидную неоднородность и соответственно лучшие механические свойства как в отожженном, так и в термически обработанном состоянии.

Таким образом, молибденовые и молибденовольфрамовые быстрорежущие стали имеют меньшую карбидную неоднородность и лучшие механические свойства. Технологические преимущества сталей Р9, Р12, Р9МЗ перед сталью Р18 заключаются также в лучшей пластичности. Малопластичная сталь Р18, как правило, не может быть применена при изготовлении инструмента методами пластических деформаций. Легирование быстрорежущих сталей ванадием и особенно кобальтом заметно повышает твердость и ухудшает обрабатываемость в отожженном состоянии.

Высокохромистые штамповые стали типа Х12 позволяют получить высокую износостойкость и прочность, хорошо шлифуются. Эти стали при закалке не получают значительной деформации, что весьма важно для изделий сложной конфигурации. Они содержат большое количество карбидов хрома типа Сг7С3 (16% в стали Х12Ф1). После закалки в структуре остается значительное количество (12%) избыточных карбидов высокой твердости. Особенностью сталей типа Х12 является их высокая карбидная неоднородность. Горячая механическая обработка снижает карбидную неоднородность, но поскольку стали этого типа применяют в основном в больших

В этом отношении весьма перспективна сталь Х6ВФ, которая практически при той же теплостойкости, что и сталь типа Х12, имеет значительно меньшую (на 2—3 балла) карбидную неоднородность (табл. 21).

Для обеспечения высокой износостойкости инструментальной легированной стали проверяют: глубину обезуглероживания поверхностного слоя, микроструктуру по 10-балльной эталонной шкале (см. приложение I к ГОСТу 5950—63), карбидную неоднородность по 10-балльной шкале (см. приложения 2 и 3 к ГОСТу 5950—63).

снижая износостойкости, устранить карбидную неоднородность и повысить технологичность.

Однако присутствие большого количества избыточных карбидов создает значительную карбидную неоднородность стали Р18 (недостаточно устранимую горячей механической обработкой), ухудшающую ее ковкость и прочность тем значительнее, чем меньше была деформация при прокатке (табл. 47).

Сталь Р9, более экономичная по составу, чем сталь Р18, имеет меньшую на 1—2 балла карбидную неоднородность, чем сталь Р18, и более




Рекомендуем ознакомиться:
Комбинированного производства
Комбинированном производстве
Коммунальных предприятий
Коммунистическое отношение
Комнатная температура
Компьютерных технологий
Компактные теплообменники
Компактность конструкции
Компенсации деформации
Компенсации отклонения
Касательных составляющих
Компенсации уменьшения
Компенсацию уменьшения
Компенсируется снижением
Касательными напряжениями
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки