Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Межотраслевого применения



межотраслевой унификации и агрегатирования машин, оборудования и приборов;

1) определяет основные направления развития и разрабатывает научно-методические и технико-экономические основы стандартизации, измерительного дела, межотраслевой унификации и агрегатирования машин, оборудования и приборов;

Значительно расширен Всесоюзный научно-исследовательский институт по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ), который теперь осуществляет разработку научных основ межотраслевой унификации, агрегатирования и стандартизации в машиностроении.

Технологичность изготовляемой машиностроительной продукции определяется, в частности, уровнем стандартизации деталей, узлов и агрегатов, которые могут выпускаться специализированными заводами, для многих предприятий. Унификационная основа подетальной специализации важна для каждой отрасли машиностроения, а во многих случаях имеет и межотраслевое значение. Межотраслевая унификация деталей и агрегатов имеет явно выраженную тенденцию: наибольшее распространение получают изделия массового производства и большой точности обработки. Например, агрегаты, узлы и детали тракторов или автомобилей, изготовленные в массовом производстве по 2 и 3-му классам точности, широко применяются в сельскохозяйственных, дорожных, строительных и других машинах. Но узлы, агрегаты и детали дорожных или строительных машин, изготовленные по 4-му классу точности в серийном производстве, не находят применения в тракторе-, и тем более в автомобилестроении. Следовательно, при проектировании тракторных, автомобильных и других машиностроительных предприятий массового производства, отличающихся высокой точностью обработки, надо учитывать все возрастающие потребности других отраслей машиностроения, основанные на межотраслевой унификации деталей, узлов и агрегатов. Все это надо заранее учесть в производственной структуре завода-поставщика. В противном случае в других отраслях машиностроения

Большой технико-экономический эффект дает внедрение межотраслевой унификации универсальных колесных самоходных машин со сменным рабочим оборудованием. При агрегатировании 13 типов унифицированных стандартных узлов (одного двигателя, трех типов трансмиссий, двух типов мостов, одной оси, трех типов колес и шин, двух типов кабин, комплекта управления) можно создать много вариантов двухосных и многоосных базовых машин, тягачей, специализированного транспорта, автосамосвалов и т. п., на изготовление которых обычным методом потребовалось бы не менее 60 неунифицированных узлов индивидуальной конструкции. Это позволит в несколько раз сократить сроки освоения машин, в 5—6 раз повысить уровень поузловой и подетальной специализации, автоматизировать производство, создать условия для осуществления комплексной механизации трудоемких работ в различных отраслях народного хозяйства при значительном повышении надежности и долговечности машин. Агрегатирование 8—10 типоразмеров одноосных и двухосных тягачей из унифицированных узлов со сменным полуприцепным и навесным оборудованием позволяет создать сотни 2000 типоразмеров новых высокопроизводительных машин мощностью от 6 до

во много раз больше не только в автомобильной, но и в строительно-дорожной, сельскохозяйственной, подъемно-транспортной и других отраслях машиностроения, если бы выпускались дешевые агрегаты, узлы и детали на специализированных предприятиях, которые можно было бы создать на основе отраслевой и межотраслевой унификации. Если сравнить этот эффект с эффектом, получаемым автомобильной промышленностью, то станет видно, сколько теряет наше народное хозяйство. Следовательно, надо считать экономию не путем сравнения технико-экономических показателей по старому и новому автомобилям, а сравнивая варианты лучших технических решений, учитывающих интересы многих отраслей машиностроения, интересы народного хозяйства. Сложившаяся в настоящее время структура автомобильной промышленности, развивающейся по линии все большего увеличения номенклатуры на нескольких имеющихся комплексных автомобильных заводах, должна быть пересмотрена.

Разработка оптимального типажа с учетом потребностей народного хозяйства, широкое развитие отраслевой и межотраслевой унификации машин, агрегатов, узлов и деталей и на этой базе углубление специализации путем концентрации выпуска однородной продукции в массовых количествах позволит существенно поднять экономику и обеспечить дальнейший технический прогресс в автомобилестроении. В равной степени это относится и к тракторному, сельскохозяйственному, строительно-дорожному, подъемно-транспортному машиностроению и ряду других отраслей. Этим отраслям свойственна децентрализация научных исследований, опытно-конструкторских и технологических работ.

пахоте составляет лишь 61 % общего времени смены, а чистое время работы комбайнов при подборе и обмолоте валков и прямом комбайнировании — 50%. Простои из-за технических неисправностей составляют до 25% времени работы машины или агрегата. Таким образом, решение задачи повышения эффективности производства в машиностроении связано в первую очередь с народнохозяйственным подходом к специализации производства на базе отраслевой и межотраслевой унификации машин и их элементов.

Целесообразно разработать классификатор машин и оборудования с таким расчетом, чтобы на его основе можно было определить границы отраслевой и межотраслевой унификации. Для этой цели следует объединить машины в однородные группы исходя из общности выполняемых ими технологических процессов. Например, в группу самоходных колесных и гусеничных машин войдут машины для механизации трудоемких работ: строительно-дорожных, автотранспортных, сельскохозяйственных, лесных, коммунальных и др.

Работы по унификации обычно проводятся на трех уровнях — заводской, отраслевой, межотраслевой унификации.

Создание машин и линий на основе унифицированных агрегатных узлов и механизмов (блоков) — эффективное средство повышения мобильности, надежности, экономичности и пр. Однако следует учитывать необходимость внутри- и межотраслевой унификации функциональных элементов, а также целесообразность создания типовых методов проектирования и расчета машин и линий на основе агрегатных блоков. 18

Разработка типовых стальных конструкций производственных зданий ведется в двух направлениях: создание типовых проектов отдельных зданий, приспособленных к различным отраслям промышленности, и разработка конструкций и их сортаментов. Наибольшее распространение получило второе направление - типизация массовых элементов стальных конструкций производственных зданий межотраслевого применения с созданием сортаментов типовых конструкций.

талей межотраслевого применения. Повышение уровня унификации в отраслях машиностроения было предусмотрено еще в 1974г. в государственных планах стандартизации. Работы в этой области охватывают создание типоразмерных и параметрических рядов изделий, комплектующих узлов и деталей, установление их рациональной номенклатуры и обеспечивают сокращение сроков и затрат на создание, производство и эксплуатацию машин и оборудования.

В машиностроении и металлообработке удельный вес заготовительных производств в среднем по трудоемкости технологических процессов составляет около 32%, механической обработки— 37%, сборки и окраски — 31%. Научно-технический прогресс вносит изменения в структуру производимых заготовок как в части удельного веса отливок, поковок и штампованных заготовок, так и в части применения вместо них профильного проката, изделий из пластмасс, металлокерамики, сварных конструкций. Изменения происходят и в соотношении трудоемкости между основными технологическими переделами. Постоянно расширяется состав продукции межотраслевого применения, в том числе и заготовительных производств, под влиянием технико-экономических условий развития сферы применения машин, стандартизации и унификации в машиностроении.

Проведенное обследование показало, что специализация заводов, ремонтирующих оборудование межотраслевого применения, весьма низкая. Коэффициент узкой специализации на указанных заводах в среднем равняется всего лишь 0,25, хотя коэффициент широкой специализации достигает 0,9. Вследствие слабой специализации уровень технологии, техники, организации и эффективности производства ремонтных заводов мало отличается от уровня ремонтно-механических цехов крупных заводов. В результате, например, на специализированном магнитогорском заводе «Рем-строймашина» себестоимость капитального ремонта экскаватора Э-153 в 2,8 раза выше, чем в ремонтно-механическом цехе Челябинского электрометаллургического завода.

Одной из причин низкой специализации заводов по ремонту оборудования межотраслевого применения является рассредоточение их по разным отраслям и ведомствам. В результате происходит деспециализация заводов, нарушение территориальных принципов организации производства, ведущее к дальним и вторичным перевозкам ремонтируемого оборудования и загрузке мощностей специализированных ремонтных заводов различными неремонтными работами.

Расчеты показывают, что в перспективе парк оборудования межотраслевого применения и объем капитального ремонта значительно возрастут при оптимальном сочетании отраслевых и территориальных принципов организации производства.

Стандарты—веление времени. Эти слова наилучшим образом отражают те сдвиги в понимании сущности и роли стандартизации на современном этапе научно-технической революции, которые произошли за последние годы и определены постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О повышении роли стандартов в улучшении качества выпускаемой продукции» от 10 ноября 1970 г. и в решениях XXIV съезда Коммунистической партии Советского Союза. XXIV съезд КПСС принял решение повышать научно-технический уровень стандартов и их роль в улучшении качества продукции, провести обновление действующих стандартов и технических условий, обеспечив замену устаревших показателей и своевременное отражение требований народного хозяйства, гарантирующих высокий технический уровень и качество продукции. Определена важнейшая задача унификации и стандартизации конструкций выпускаемых узлов и деталей машин и механизмов межотраслевого применения, инструментов и технологической оснастки, типизации технологии их изготовления, обеспечения при производстве однородных узлов деталей полной их взаимозаменяемости.

продукция производственно-технического назначения, а также товары народного потребления по перечню, утвержденному в установленном порядке Госстандартом Совета Министров СССР, в том числе: а) машины, оборудование, приборы, аппараты и другие изделия массового и крупносерийного производства, применяемые в различных отраслях народного хозяйства (электрические машины, металлорежущие стайки, сельскохозяйственные машины, компрессоры, насосы, измерительные приборы, средства техники безопасности и т. п.); б) детали, узлы (сборочные единицы), агрегаты и другие комплектующие составные части общего назначения для машин, оборудования, приборов; технологическая оснастка и инструменты массового и крупносерийного изготовления межотраслевого применения; в) строительные конструкции и их элементы, санитарно-техническое оборудование и строительный инструмент; г) промышленное и сельскохозяйственное сырье, материалы, заготовки, полуфабрикаты, топливо и полезные ископаемые преимущественно межотраслевого применения; д) наиболее важные виды продукции народного потребления;

Если выясняется, что данная деталь не имеет массового межотраслевого применения, то следует проанализировать ее с точки зрения применения в конкретной отрасли машиностроения. Так, детали автомобильных и тракторных двигателей, компрессоров, насосов, химических аппаратов, а также корпусы редукторов, зубчатые колеса и др., имеющие в настоящее время только отраслевое или местное применение, могут найти широкое межотраслевое использование при соответствующей организации специализированных предприятий (заводы подетальной специализации) и развитии кооперирования на основе разумных оптовых цен. Устойчивость функциональных назначений деталей, а также непрерывное варьирование их конструкций служат верным признаком "целесообразности включения таких деталей в сферу отраслевой стандартизации.

Можно привести немало примеров и хорошей организации инструментального производства. В Одессе, например, создано более 20 специализированных производств деталей и инструмента межотраслевого применения. Все предприятия района в централизованном порядке снабжаются дешевыми и высококачественными резцами, болтами, гайками и крепежом, поковками, деталями из пластмасс, древесностружечными плитами и т. п. Это дало экономию 3,5 млн. руб. в год.

Важным вопросом научных основ стандартизации является установление единой терминологии. Терминология по стандартизации должна быть увязана с терминологией по специализации и отражать влияние стандартизации на развитие специализации, кооперирования и автоматизации производства. Пока еще отсутствует комплексная классификация машиностроительной продукции, без которой в работе по определению номенклатуры продукции межотраслевого применения могут быть элементы случайности и субъективизма.




Рекомендуем ознакомиться:
Материала трубопровода
Материала волокнами
Материала вследствие
Материала уплотнителя
Материала устанавливают
Материала заключается
Магнитных сепараторов
Материале происходит
Материалов чрезвычайно
Материалов армированных
Материалов давлением
Материалов древесины
Материалов характерны
Материалов инструментов
Материалов испытанных
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки