|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Монолитные конструкцииУдельный вес сборного железобетона во всех сооружениях Саратовской ГЭС достигает 50%, по отдельным сооружениям объем сборного железобетона еще выше, что видно из данных табл. 3-16. В строительстве подводных частей гидроэлектростанции были использованы унифицированные сборно-монолитные железобетонные балки массой до 75 т (с учетом грузоподъемности кранов), которые и явились основой сборных конструкций. На строительстве широко применены железобетонные крупноразмерные плиты. В результате проведенных мер удельная стоимость установленного 1 кВт мощности на Саратовской ГЭС была значительно сокращена. Значительная работа в десятой пятилетке выполнена в части индустриализации строительства АЭС. В этих целях были разработаны и внедрены новые сборно-монолитные железобетонные конструкции для главных корпусов и вспомогательных о'бъектов АЭС. Основой этих конструкций послужили разработанные институтами Минэнерго СССР армоопалубочные ребристые панели, арматурные пространственные каркасы, обетонированные с двух сторон, и стальные ячейки. Применение сборно-монолитных конструкций в стенах и перекрытиях сооружений АЭС позволило значительно улучшить качество бетонных поверхностей, что в свою очередь дало возможность полностью отказаться от производства штукатуркых работ, сократило расход дефицитных эпоксидных красителей на 10% 'И снизило трудоемкость при строительстве этих объектов на 20%. Внедрение сборно-монолитных конструкций позволило е десятой пятилетке отказаться от выполнения 1200 тыс.м2 штукатурных работ, 1500 тыс. м2 опалубочных работ, значительно повысило культуру производства. В указанных выше конструкциях было, например, сооружено за 10,5 мес реакторное отделение главного корпуса второго энергоблока мощностью 1 млн. кВт на Курской АЭС (рис. 11.1), т. е. вдвое быстрее, чем на первом энергоблоке. Построение расчетных динамических моделей сооружений начнем с простейшей модели, представляющей твердое тело. Анализ последствий землетрясений и натурные эксперименты показывают, что для некоторых видов сооружений, таких, например, как малоэтажные крупнопанельные, кирпичные, монолитные железобетонные здания, здания типа монолитных элеваторов, установленных на нескальных основаниях и т. д., может быть принята расчетная модель в виде твердого тела, стоящего на упругом Итог работы нового агрегата — узкий бетонный забор, вросший в землю до водонепроницаемого слоя. Несколько таких заборов, соединенных для жесткости поперечными бетонными балками, могут заменить собою монолитные железобетонные плотины. Между прочим, там, где мощность проницаемых грунтов доходит до ста и более метров, это вообще единственный способ сооружения плотин: вывозка сотен миллионов кубометров земли обойдется чересчур дорого, а если вода просочится под плотину, она просто взорвет, смоет ее. Фундаменты турбогенераторов в Советском Союзе до настоящего времени сооружаются из монолитного железобетона. Несколько фундаментов выполнено из кирпича и металла, но мощность установленных на них турбогенераторов мала. Из монолитного железобетона выполнены как фундаменты маломощных машин, так и все фундаменты машин мощностью 25—200 тыс. кет. В зарубежной практике большое распространение имеют металлические фундаменты, хорошо зарекомендовавшие себя в динамическом отношении и часто поставляемые в комплекте вместе с турбогенераторами. Преимущественное применение железобетонных фундаментов у нас объясняется указаниями об экономии металла. Принимая во внимание, что кирпичные фундаменты при современных мощностях турбогенераторов [потеряли свое значение, сопоставим лишь монолитные железобетонные и металлические фундаменты. Распространенное -ранее мнение о том, что железобетонные фундаменты в силу своей массивности и монолитности (Способны гасить вибрации и поэтому более надежны в работе, чем металлические, не соответствует /современным воззрениям на характер (работы фундаментов под динамической (нагрузкой. Монолитные железобетонные фундаменты обладают следующими преимуществами: меньший расход металла, использо- Монолитные железобетонные фундаменты турбогенераторов до настоящего времени сооружались почти на всех электростанциях Советского Союза. Основными типами этих фундаментов, отличающихся большим разнообразием, являются массивные, оташвые и рамные. В то же время существуют фундаменты, отдельные элементы которых относятся к рамам, а другие к стенам, т. е. по существу это фундаменты смешанной конструкции. Часто стеновые и рамные фундаменты состоят из элементов настолько массивных, что только условно их можно называть чисто стеновыми или рамными. Расчетная схема таких фундаментов не отличается необходимой ясностью, а размеры элементов, часто определяемые эмпирически, обусловливают неоправданно завышенный расход материалов. Этому в основном способствовали ранее применявшиеся методы динамического расчета фундаментов, уделявшие главное внимание их массивности. Основным недостатком монолитных фундаментов является огромная трудоемкость их сооружения и большие сроки строительства. Монтаж верхнего строения фундамента начинается по'сле достижения бетоном узлов балочного ростверка 70% проектной прочности. Прежде всего производится сборка составных [ригелей и продольных балок. Монтаж элементов колонн производится раздельно и скрепление их производится после установки. Порядок сборки следующий: рама № 1 (под передним подшипником ц. в. д., состоит из трех элементов), колонны ,рамы № 2, продольные балки, рама № 3, 'продольные балки, ригель рамы № 2, колонны рамы № 4, арматурные блоки монолитных участков с прикрепленной к ним опалубкой и т. д. Все монолитные железобетонные работы, включающие бетонирование йалок <и ригелей, устройство узлов сборных элементов и заполнение зазоров между сечениями составных элементов, должны производиться одновременно и непрерывно. После достижения бетоном 100% прочности осуществляется натяжение арматуры в узлах при помощи домкратов « натяжных муфт. На рис. 6-7 приведена конструкция узлов сопряжения верхних элементов фундамента. Предусматривается также натяжение поперечной арматуры укрупненных ригелей путем 'раздвижки балок ригеля на сборочной площадке специальными домкратами. Это мероприятие задумано с целью обжатия заливки зазора между балками ригеля после достижения бетоном проектной прочности. Монолитные железобетонные фундаменты турбогенераторов возводятся в различных природных условиях, при различной оснащенности строительства механизмами, работниками различной квалификации и опыта. Поэтому те положения производства работ по возведению этих фундаментов, которые целиком зависят'от местных условий (например, грунтовые условия, уход за бетоном и т. д.) и являются частью общих положений соответствующих разделов технических условий на производство строительных работ, нами будут опущены. При строительстве тепловых сетей монолитные железобетонные конструкции находят применение в неподвижных опорах, камерах с неразгруженными неподвижными опорами, а также камерах с разгруженными опорами, но имеющими большие габариты (например, при размещении в камерах задвижек и сальниковых компенсаторов диаметром 800—1 200 мм и насосных установок) а также в фундаментах железобетонных мачт. Довольно часто днища каналов выполняются из монолитного бетона или железобетона. кирпичные или монолитные железобетонные, 2 — монолитные железобетонные 2) Линза (в оправе или без неё), вставляемая в глазную впадину. М. применялся вместо очков. МОНОКРИСТАЛЛ (от моно... и кристалл) - отд. (единичный) однородный кристалл с непрерывной кристаллической решёткой. Внеш. форма М. определяется его атомной структурой и условиями кристаллизации', в равновесных условиях М. приобретают хорошо выраженную ес-теств. огранку. Примеры хорошо огранённых природных М.- кварц, кам. соль, исландский шпат, алмаз, рубин. М. могут не иметь правильной огранки (напр., закруглённые искусственно выращиваемые «були» рубина, М. кремния). Наиболее характерная особенность М.- зависимость большинства ихфиз. св-в (электрич., оптич., акустич. и др.) от направления (анизотропия). М. широко применяются в качестве разного рода преобразователей в оптике, акустике, радиотехнике, электронике (в частности, М. кварца, полупроводников). См. также Синтетические кристаллы. МОНОЛИТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ (ОТ МОНО... и греч. li'thos - камень) - строит, конструкции (гл. обр. бетонные и ж.-б.), осн. части к-рых выполняются в виде единого целого (монолита) непосредственно на месте возведения преим. нестандартных зданий, а также в сооружениях, трудно поддающихся членению (напр., фундаменты под прокатное оборудование). Целесообразно выполнение М.к. ин-дустр. методами с использованием инвентарной опалубки. СБОЙ - кратковременная самоустраняющаяся утрата техн. объектом (прибором, машиной, системой) работоспособности. Наиболее характерен для сложных радиоэлектронных устройств, напр. ЭВМ. СБОРКА МАШИН - часть производств, процесса, заключающаяся в соединении деталей, сборочных единиц и агрегатов в определ. последовательности, в результате чего получают готовую машину или механизм, полностью отвечающие технол. и эксплуа-тац. требованиям. Различают узловую С.м., когда из отд. деталей собирают сравнительно , простые сборочные единицы или агрегаты, и общую С.м., результатом к-рой являются готовые машины, собранные из сборочных единиц и агрегатов. СБОРНО-МОНОЛИТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ строительные - конструкции, состоящие из заранее изготовл. на з-дах и полигонах отд. элементов и монолитного бетона, укладываемого на месте стр-ва здания (сооружения) и объединяющего все составные части в единое целое. СБОРНО-РАЗБОРНЫЙ МОСТ - МОСТ из транспортабельных стальных или алюм. элементов (пролётное строение моста и опоры моста) относительно небольшой массы, заводского изготовления, предназнач. для быстрого наведения моста, разборки и перебазировки элементов на другое место. Конструкция С.-р.м. обеспечивает многократное его использование. ляц. материалов, деревянных или металлич. элементов каркаса. К А. к. относятся утеплённые (обычно минеральным войлоком) плиты для покрытий производств, зданий. Монолитные конструкции (плиты и панели) изготовляют из 2 плоских листов, соединённых слоем утеплителя (обычно пенопласта). Наиболее распространены конструкции каркасного типа — плиты и панели, состоящие из плоских асбестоцементных листов, соединённых с каркасом клеем или шурупами. Для каркаса применяют асбестоцементные бруски из дерева или металла. Ширина плит 1,2—1,5 м, перекрываемые пролёты 3 и 6 м. МОНОЛИТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ (от греч. тб-nos — один, единственный и lithos — камень) — строит, конструкции (гл. обр. бетонные и ж.-б.), осн. части к-рых выполнены в виде единого целого (монолита) непосредственно на месте возведения здания или сооружения. М. к. применяются преим. при нестандартной и малой повторяемости элементов, при особенно больших нагрузках, а также в сооружениях, трудно поддающихся членению (напр., фундаменты под прокатное оборудование). М. к. целесообразны при выполнении их индувт-риальными методами с использованием инвентарной опалубки — скользящей, переставной (силосы и др.), передвижной (нек-рые оболочки) и др. СБОРНО-МОНОЛИТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ Из железобетона можно изготовлять монолитные конструкции (корпуса, палубы, переборки, настилы, подрамники для двигателя, резервуары для хранения рыбы и др.). Железобетон прекрасно поглощает шум и вибрации, гораздо лучше, чем другие материалы, применяющиеся для строительства корпусов, такие, как дерево и слоистые пластики. Кроме того, при определенном уровне квалификации рабочих и в зависимости от способа изготовления и условий формования можно получить превосходное качество поверхности изделий. Приведенные выше уровня -мощностей строительно-монтажных организаций, развитие базы строительной индустрии и механовооруженность обеспечили за годы десятой -пятилетки выполнение следующих физических объемов работ: земляные насыпи и выемки 4050 млн. м3, укладка бетона в бетонные и железобетонные монолитные конструкции 51 млн. м3, монтаж конструкций из сборного бетона и железобетона 41 млн. м3, монтаж металлических конструкций 11,7 млн. т. Монтаж оборудования в объеме 12,5 млн. т выполнялся в значительной мере укрупненными монтажными блоками с предварительной сборкой и укрупнением на сборочных укрупни-тельных площадках или РПКБ. В одиннадцатой пятилетке строительно-монтажным организациям предстоит выполнить следующие физические объемы работ: земляных насыпей и выемок 4,8— 5,0 млрд. м3, уложить бетона в монолитные конструкции 60—64 млн. м3, смонтировать 13—14,5 млн. т металлических конструкций, 50—52 млн. м3 сборных бетонных и железобетонных конструкций и 16—17 млн. т технологического оборудования. Конструкции, имеющие плавные переходы плоскостей, легче сохранять в чистоте, в острых переходах всегда скапливается пыль, они труднодоступны для защиты от коррозии с помощью гальванической обработки или окраски. В целях экономии материалов необходимо применять кинематические цепи с минимальным количеством деталей и уменьшать габаритные размеры корпусных деталей, применять детали с нормально необходимым запасом прочности и жесткости, заменять в отдельных случаях монолитные конструкции сборными, использовать более легкие материалы — полимеры и древопластики вместо черных и в особенности цветных металлов, заменять конструкционные углеродистые стали малолегированными и малолегированные стали высоколегированными и специальными в деталях, работающих с большими нагрузками, и в трущихся парах; широко применять сварные и штампо-сварные детали и сборочные единицы вместо литых и кованых, широко внедрять в производство экономичные профили проката. Чтобы создать монолитные конструкции, в которых каркас работал бы как одно целое с основной массой корпуса, материалы армирующих элементов и пластмассовых отливок должны иметь одинаковые коэффициенты линейного расширения. Условимся в задачах конструирования элементами наинизшего порядка, далее неделимыми, считать поверхности и их установившиеся нормализованные сочетания. Условимся монолитные конструкции, такие, как детали машин, считать также состоящими из множества ориентированных элементов, ограниченных элементарными поверхностями. Объединения, пересечения и отсечения этих элементов образуют конструкцию, в данном случае деталь машины. Рекомендуем ознакомиться: Механизма приложена Механизма приводящего Механизма работающего Максимальный изгибающий Механизма рекомендуется Механизма составляет Механизма строгального Механизма теплообмена Механизма включения Механизма взаимодействия Механизма зарождения Механизме изображенном Механизме показанном Механизме свободного Максимальный вращающий |