Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Малоцикловой усталостью



В дальнейшем производятся проверочные расчеты остаточной работоспособности по критериям длительной статической и коррозионной трещиностойкости малоцикловой прочности и трещиностойкости в нейтральных и коррозионных средах, Ниже приведены рекомендации по выполнению проверочных расчетов по указанным критериям, опубликованные при участии автора в работе [31].

Ниже приведены результаты исследований малоцикловой усталости в области криогенных температур некоторых наиболее перспективных титановых сплавов по данным В. А. Стрижало. В широком диапазоне температур кривые малоцикловой прочности и кривые предельных пластических деформаций подобны кривым при 20°С и имеют участки с одинаковым характером разрушения. На рис. 64, 65 приведены кривые

Рис. 64. Кривые малоцикловой прочности отах, относительного удлинения 6 и относительного сужения ф титана при различных числе циклов Л/р и температуре: 1— — 269°С; 2-----196°С; 3—20°С; / — усталостное разрушение; //—квазистатическое разрушение; а —сплав ВТ1-0; б—сплав ВТ5-1; в —сплав ВТ6С

малоцикловой прочности, относительного удлинения и относительного сужения сплавов ВТ1-0, ВТ5-1, ПТ-ЗВ и ВТ6С при испытаниях плоских образцов толщиной 2 мм пульсирующей нагрузкой (/? - 0) с частотой 2 цикл/мин при температурах 20, -196 и -269°С. При понижении температуры до — г96 и -269°С статическая и циклическая прочность всех титановых сплавов увеличивается. Наиболее интенсивное увеличение

Рис. 65. Кривые малоцикловой прочности сттах сплава ПТ-ЗВ при различных числе циклов /V и температуре (/—3, /, //- см. рис. 64).

Выше указывалось, что чувствительность к коррозионной среде сплавов в значительной степени определяется интенсивностью протекания анодных процессов. Последние в значительной степени зависят от гете-рогенизации структуры, наличия концентрационных неоднородностей в твердых растворах, электрохимических свойств отдельных фаз, наличия и вида текстуры и ряда других факторов. Как правило, легирование содействует в той или иной мере появлению дополнительных гальванических пар, повышению плотности анодного тока после нарушения пассивности и сдвигу поляризационной кривой в сторону более положительных потенциалов. Важное значение для малоцикловой прочности сплавов имеет и повышение сопротивляемости развитию трещин вследствие образования в структуре пластинчатых вязких фаз, не склонных

жительное влияние ППД в области малоцикловой усталости сохраняется и при значительных деформациях вплоть до нескольких процентов. Существенное влияние оказывает поверхностное упрочнение на повышение малоцикловой прочности надрезанных образцов из титановых сплавов. Так, обкатка образцов из сплава ВТЗ-1 повышает условный предел выносливости при /V=5-103 цикл гладких образцов на 7 %, а надрезанных-на 24% [ 190].

Другой особенностью этих деталей является значительный разброс по структуре, особенно в зонах структурной неоднородности, возникающей в процессе сварки, наплавки, пластического деформирования, ионно-плазменной и других видов обработки. Решение задач малоцикловой прочности и ресурса для таких элементов должно производиться с учетом дополнительных напряжений и деформаций в переходных зонах.

В монографии систематически изложены вопросы сопротивления деформированию и разрушению при малоцикловом высокотемпературном нагружении. Разработаны способы интерпретации связи циклических напряжений и деформаций на основе изоциклических и изохронных диаграмм циклической ползучести и свойств подобия. Для определения предельных состояний по моменту образования разрушения используется деформационно-кинетический критерий длительной малоцикловой прочности. Закономерности деформирования и разрушения использованы для разработки основ методов оценки малоцикловой прочности элементов конструкций при нормальной и высоких температурах.

Основным направлением совершенствования расчета прочности изделий, работающих в условиях малоциклового нагружения, является (наряду с уточнением расчета статической прочности и корректировкой запасов) разработка метода оценки малоцикловой прочности на основе анализа напряженно-деформированного состояния (прежде всего в зонах концентрации) с учетом его по-цикловой кинетики. Такой расчет должен базироваться на изучении закономерностей малоциклового деформирования и критериев разрушения с учетом основных факторов.

Книга является продолжением ряда изданий по малоцикловой усталости — «Сопротивление деформированию и разрушению при малом числе циклов нагружения» (1967 г.), «Прочность при малом числе циклов нагружения. Вопросы механической усталости» (1969 г.), «Прочность при малоцикловом нагружении. Основы методов расчета и испытаний» (1975 г.), «Исследование малоцикловой прочности при высоких температурах» (1975 г.) и «Поля деформаций при малоцикловом нагружении» (1978 г.), выпущенных издательством «Наука».

При высоких нагрузках, когда имеет место пластическая деформация в течение каждого цикла нагружения, усталость конструкции называют малоцикловой усталостью. При более низких циклических нагрузках, когда число циклов нагружения N > 106, усталость называется многоцикловой. Различают две методики испытания малоцикловой усталости:

2. В чем различие между малоцикловой усталостью и многоцикло-вой усталостью?

лей накапливаются повреждения, вызванные как ползучестью, так и высокотемпературной малоцикловой усталостью. Наклепанный и стабилизированный карбидами аустенит в этих условиях обладает низкой деформационной способностью, что приводит к возникновению в структуре металла клиновидных трещин, их развитию и хрупкому межзеренному разрушению тем быстрее, чем выше температура эксплуатации.

Процесс постепенного накопления повреждений, развивающихся при наличии циклических упругопластических деформаций, и разрушение материалов за малое число циклов (102—• 104) под действием циклических напряжений называется малоцикловой усталостью [58]. Сочетание циклических упруголласти-ческих деформаций и меняющихся в цикле температур характеризует неизотермическую малоцикловую усталость. Вид неизотермического малоцикловото разрушения, при .котором сжатию в цикле упругопластического деформирования соответствует максимальная температура термического цикла, получил название термической усталости.

Условие разрушения материала при неизотермическом циклическом нагружении по аналогии с изотермической малоцикловой усталостью [уравнение (5.26)] можно записать в виде

Неизотермическое циклическое нагружение, по сравнению с изотермической малоцикловой усталостью, имеет ряд особенностей, которые усиливают взаимное влияние процессов статического и циклического повреждений: холодное деформирование в пластической области в четных полуциклах, различный характер фазовых превращений и процессов карбидообразования в четных и нечетных полуциклах, отсутствие условий для «отдыха» материала при изменении знака напряжений и для «залечи-

Немонотонность деформации в процессах ОМД может быть различного характера, особенно при дробном нагружении. Наибольшая немонотонность характерна для знакопеременного деформирования (поперечная ковка и прокатка, винтовая прокатка, волочение). При проведении механических испытаний немонотонность моделируется методом чередования нагружения сжатием — растяжением, малоцикловой усталостью, изгибом и кручением и т. д.

На рис. 6 приведена малоцикловая усталость композиционного материала алюминий — борное волокно в сравнении с малоцикловой усталостью стали и титановых сплавов.

При испытании высокопрочной стали ЗОХГСН2А в закаленном и низкоотпущенном состоянии влияние'вида механической обработки сказывается сильнее, чем на менее прочную сталь 20кп. Если долговечность образцов из стали 20кп в результате применения различных обработок изменилась в 2 раза, то из стали ЗОХГСН2А — около 3 раз (Карпенко Г.В. и др. [140, с. 102—104 ]). Обнаружена удовлетворительная корреляция между малоцикловой усталостью стали в коррозионной среде и электрохимической гетерогенностью поверхности (табл.17).

где Пх — повреждение, связанное либо с много- или малоцикловой усталостью, либо с мгновенно-пластическим деформированием; Па — повреждение вследствие ползучести (П! и Па — безразмерные величины). Экспериментальный коэффициент D зависит от вида тех напряженных состояний, при которых протекают рассматриваемые процессы повреждений.

В ряде случаев возникновение и развитие повреждений определяется коррозионно-термической и коррозионно-малоцикловой усталостью, каждая из которых проявляется наиболее эффективно в разные периоды эксплуатации. Явление малоцикловой усталости более характерно для режимов пуска и останова установки, в то время как термическая усталость имеет место также и при стационарных режимах работы.




Рекомендуем ознакомиться:
Максимальным касательным
Металлоке рамических
Металлорежущих автоматов
Металлургических агрегатов
Металлургических предприятиях
Металлургической обработки
Металлургической теплотехники
Металлургии благородных
Металлургии позволяет
Метастабильных состояний
Метилового оранжевого
Максимальным приближением
Методических особенностей
Методических указаниях
Методическое обеспечение
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки