Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Малоциклового усталостного



74. Механика малоциклового разрушения / Н.А. Маху-тов, М.И. Бурак, М.М. Гаденин и др. - М.: Наука, 1986. - 264с.

В условиях жесткого нагружения образцов без концентрации напряжений процессы коррозионного и малоциклового (усталостного) разрушения идут практически независимо друг от друга, поскольку заданный цикл деформации при нагружении (рис. 6.5, а и б) сохраняется неизменным. Общее коррозионное растворение даже способствует снижению номинальных деформаций. Однако равномерное коррозионное растворение металла обычно реализуется лишь при воздействии сильно агрессивных сред. В большинстве случаев, в силу гетерогенности свойств поверхности образца, коррозия происходит локализованно. При этом в результате повышения напряжений в ослабленных коррозией участках происходит интенсификация механохимиче-ских эффектов и малоциклового разрушения вследствие повышения местных пластических деформаций.

57. Механика малоциклового разрушения /А.Н. Махутов, М.И. Бурак, М.М. Гаденин и др. - М.: Наука, 1986. - 264 с.

Возрастание соотношения главных напряжений играет аналогичную роль в изменении долговечности, как и снижение уровня напряжения в случае одноосного нагружения. В области отрицательных соотношений главных напряжений следует рассматривать ситуацию малоциклового разрушения в условиях опыта, тогда как в области положительных соотношений главных напряжений реализуется многоцикловое разрушение. Это заключение подтверждается данными о соотношении между периодом роста трещины и долговечностью в подобных условиях опыта.

Повреждение материала по объемам диска одними и теми же нагрузками ПЦН, отвечающими области МЦУ, различно. Поэтому имеет место различие в количестве циклов нагружения, которые следует использовать в оценке длительности роста трещины для случаев чисто малоциклового разрушения. Наибольшее повреждение материала за ПЦН в области МЦУ реализуется в ободной части диска, где каждый ПЦН вызывает пять актов продвижения трещины.

в начале зоны малоциклового разрушения величину 0,45-0,55 мкм, закономерно возрастал по длине трещины, достигнув величины в 6-8 мкм при длине трещины в радиальном направлении около 9 мм (см. рис. 9.52).

Из результатов фрактографического исследования диска IX ступени КВД двигателя CF6-50 видно, что разрушение диска началось из-за исчерпания его долговечности по критериям МНЦУ, но развитие трещины под действием вибрационных нагрузок было локализовано в пределах зоны с размерами около 4,5 мм по оси диска и 2 мм по его радиусу. Далее развитие трещины определялось нагрузками, отвечающими области МЦУ. При этом разрушение материала в малоцикловой области вначале было смешанным вязким внутри-зеренным и хрупким межсубзеренным, а затем подавляющую роль стал играть хрупкий межсубзе-ренный механизм разрушения материала. Аналогичные особенности разрушения материала как в плане перехода ведущей роли в повреждении материала от высокочастотных вибрационных нагрузок к нагрузкам, отвечающим области МЦУ, так и в части реализуемых механизмов малоциклового разрушения материала наблюдались у дисков

Указанный комплекс исследований дает возможность сформулировать критерии образования и развития малоциклового разрушения в опасных зонах элементов конструкций и тем самым перейти к разработке методов расчета на малоцикловую прочность.

Кинетика напряжений и деформаций с числом нагружений определяет особенности малоциклового разрушения. Циклические свойства металла, а также условия нагружения обусловливают усталостный, квазистатический или переходный от одного к другому характер разрушения [132, 188, 200].

Указанные испытания позволяют установить основные закономерности циклического упругопластического деформирования и критерии малоциклового разрушения.

Рассмотренные выше закономерности малоциклового разрушения при мягком и жестком симметричном и асимметричном нагру-

Согласно [64], расчет коррозионно-усталостной долговечности магистральных нефтепроводов проводился в рамках модели Коф-фина — Мэнсона в виде (5.1) с учетом поправки на упругую составляющую амплитуды деформации (<т.,/Е, где ст., - предел выносливости, который в соответствие с известными эмпирическими соотношениями был принят равным 0,5 ств). При этом рассчитанное число циклов до разрушения трубы составило N = 6 254. Следует отметить, что, согласно современным представлениям о долговечности магистральных нефтепроводов, эксплуатирующихся в условиях коррозионно-усталостного нагружения, расчетное число циклов до разрушения должно составить около 12 000 циклов (при среднестатистической частоте малоциклового усталостного нагружения, равной около одного цикла в сутки, и нормативном сроке эксплуатации нефтепровода, равном 33 годам) [64]. По данным Урало-Сибирского управления магистральных трубопроводов такая, по порядку величины, цикличность сохраняется и в настоящее время, несмотря на изменение режимов перекачки (часть трубопроводов эксплуатируется в режиме недогрузки). При расчете на прочность, как это отмечено выше, СНиП 2.05.06-85 не оговаривает меру использования несущей способности трубопроводов в условиях коррозионной усталости. Другими словами, в действующем СНиП 2.05.06-85 наряду с отсутствием расчета магистральных трубопроводов, эксплуатирующихся в условиях усталости, не приводится величина максимально допустимого уровня кольцевых растягивающих напряжений, определяемого в мировой практике как отношение напряжения в стенке трубы к пределу текучести стали. Исходя из полученного выше результата возникает необходимость в определении максимально допустимого значения этого отношения для реализации установленного ресурса нефтепровода в условиях коррозионно-усталостного нагружения. Это может быть достигнуто на практике путем снижения давления в трубопроводе, увеличением толщины стенки трубы или. применением стали с более высокой группой прочности. Однако в практике эксплуатации действующих трубопроводов для уменьшения упругопластических деформаций до определенного уровня, обеспечивающего реальную коррозионно-усталостную долговечность нефтепровода с учетом

В условиях жесткого нагружения образцов без концентрации напряжений процессы коррозионного и малоциклового (усталостного) разрушения идут практически независимо друг от друга, поскольку заданный цикл деформации при нагружении (рис. 6.5, а и б) сохраняется неизменным. Общее коррозионное растворение даже способствует снижению номинальных деформаций. Однако равномерное коррозионное растворение металла обычно реализуется лишь при воздействии сильно агрессивных сред. В большинстве случаев, в силу гетерогенности свойств поверхности образца, коррозия происходит локализованно. При этом в результате повышения напряжений в ослабленных коррозией участках происходит интенсификация механохимиче-ских эффектов и малоциклового разрушения вследствие повышения местных пластических деформаций.

В процессе эксплуатации авиационных ГТД случаи малоциклового усталостного разрушения двухфазных титановых дисков разных ступеней компрессоров имеют повторяющийся характер. Отличительной особенностью эксплуатационных разрушений титановых дисков в области МЦУ является возможность раздельной или совместной реализации при одинаковых условиях нагружения вязкого внутризеренного и хрупкого межсубзерен-ного механизма разрушения материала с формированием соответственно бороздчатого и фасеточного рельефа излома. При этом кинетические параметры разрушения, характеризующие рост трещины при реализации только одного механизма, могут изменяться от диска к диску в несколько раз, а при разных механизмах интервал наблюдаемых скоростей даже в пределах одного диска может достигать порядка и более. При таком разнообразии возможных реакций титановых сплавов на однотипное внешнее воздействие при оценках длительности эксплуатационных разрушений дисков главное значение приобретает точность определения соответствия того или иного числа элементов излома в виде усталостных бороздок одному ПЦН.

вечность образцов с трещинами, имевшими ориентацию ОХ, почти в 2 раза ниже долговечности образцов, у которых трещины имели ориентацию OY, и независимо от ориентации трещин переход от треугольной формы цикла нагружения к трапецеидальной вызывает снижение долговечности образцов на 10—17 %. Период роста трещин по боковой поверхности образцов составляет всего 4-12 % от долговечности образцов. У двух образцов трещины совсем не вышли на их боковую поверхность, что нетипично для случаев малоциклового усталостного разрушения конструкционных материалов.

емом диске — текстурирование материала, повлиявшее на снижение его долговечности и снизившее период роста трещин. Однако, судя по наработке дисков в эксплуатации на момент их разрушения, не было однозначной зависимости долговечности дисков от величины радиуса и/или наличия текстуры материала. Различие в долговечности дисков с разным радиусом галтели и текстурой материала составило 2537-2020 циклов. Это естественный разброс долговечности материала в области малоциклового усталостного разрушения. Более существенно долговечность дисков в эксплуатации отличалась от стендовых дисков. Циклическая наработка дисков в эксплуатации была почти в 4 раза ниже.

од роста трещин, определяющий живучесть дисков в реализуемых условиях эксплуатации, связан с развитием разрушения в пределах первой зоны на глубину 1,0-1,2 мм, определяющую стабильное подрастание трещины по механизму формирования усталостных бороздок. Причем закономерность формирования усталостных бороздок с шагом более 0,3 мкм отвечает области малоциклового усталостного разрушения.

го состояния элемента конструкции [3]. Во всех случаях развитие трещин происходит с сохранением линейного нарастания шага усталостных бороздок вдоль малой оси полуэллиптической трещины (см. рис. 10.7). Такая закономерность характерна для малоциклового усталостного разрушения элемента конструкции для его нагружения с постоянной деформацией в случае двухосного напряженного состояния (см. главу 6).

величин шага усталостных бороздок. Они соответствуют области малоциклового усталостного разрушения материала. В этом случае для больших сечений массивных конструкций зависимость шага усталостных бороздок от эквивалентного коэффициента интенсивности напряжения характеризуется показателем степени те = 2, поскольку следует рассматривать нагружение с постоянной деформацией. Поэтому можно записать (см. главу 5):

В работах [115, 189, 234] сформулировано условие малоциклового усталостного разрушения в силовой трактовке. Предполагается, что разрушение (образование трещин) в циклически деформируемой детали наступает тогда, когда напряжения в наиболее нагруженной точке достигают значения, соответствующего при данном числе циклов разрушающему напряжению, определенному по кривой долговечности в условиях мягкого нагружения для материала при однородном напряженном состоянии.

Базовыми экспериментами при использовании деформационно-кинетических критериев в форме (1.1.10)—(1.1.12) являются малоцикловые испытания при жестком нагружении и статический разрыв, проводимые с целью построения кривой малоциклового усталостного разрушения и определения располагаемой пластичности

материала. Следует подчеркнуть, что расчетное определение кривой малоциклового усталостного разрушения на основе приведенной выше корреляции характеристик усталости и статических характеристик прочности и пластичности материала может быть использовано только для приближенной оценки долговечности. В случаях проверки критериальных зависимостей (1.1.10)—(1.1.12) необходимо располагать прямыми экспериментальными данными




Рекомендуем ознакомиться:
Металлорежущего инструмента
Металловедческих исследованиях
Металлургических комбинатов
Металлургических процессов
Металлургической продукции
Металлургическое производство
Максимальным напряжением
Металлургии применяют
Метастабильного аустенита
Методические материалы
Методические разработки
Методических погрешностей
Методическими указаниями
Методического характера
Методикой определения
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки