Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Материалов твердость



Трение и модифицирование материалов трибосистем. - М.: Наука, 2000. - 280 с.

Один из центральных моментов учебного процесса - обеспечение необходимой учебно-методической литературой, и в первую очередь учебниками и учебными пособиями. Цель настоящего учебного пособия - способствовать решению этой задачи и познакомить будущих инженеров с современными методами модифицирования материалов трибосистем — деталей машин и инструментов, обеспечивающих существенное повышение их износостойкости и долговечности. Пособие подготовлено сотрудниками Омского государственного технического университета (профессор Ю.К. Машков), Омского государственного университета (П.В. Орлов) и Института сенсорной микроэлектроники СО РАН (К.Н. Полещенко, С.Н. Поворознюк).

Затраты на ремонт и недополучение выпускаемой продукции, вызванное простоем оборудования, приводят к значительным экономическим потерям, а отказы узлов трения транспортных машин - к аварийным ситуациям. Избежать или свести к минимуму вероятность отказа узлов трения машин и элементов технологических систем возможно на основе применения и развития методов модификации структуры и свойств конструкционных и инструментальных материалов при грамотном использовании основных положений трибофизики и рациональном использовании различных методов (технологий) поверхностного модифицирования материалов трибосистем, рассмотрение которых является содержанием настоящего учебного пособия.

1.2. ТРИБОФИЗИКА И ТРИБОТЕХНОЛОГИЯ МАТЕРИАЛОВ ТРИБОСИСТЕМ

1.3.1. ТЕРМОДИНАМИКА СОВМЕСТИМОСТИ МАТЕРИАЛОВ ТРИБОСИСТЕМ

Надежность и долговечность в значительной степени зависят от свойств материалов и правильности их выбора для заданных условий работы узла трения. При выборе материалов для трибосистемы необходимо учитывать способность их к совместимости. Под совместимостью материалов трибосистем (деталей узлов трения) понимают способность обеспечить оптимальное состояние в заданном диапазоне условий работы по выбранным критериям [9, 10]. Такими критериями могут быть: критическая температура, температура перехода в смешанный режим трения, предельная нагрузка переходного режима, предельная нагрузка образования задира, коэффициент нагруженное™ и т.п. [10]. При хорошей совместимости обеспечиваются невысокие уровни трения, износа и длительная работа трибосистемы без повреждения трущихся поверхностей.

Переход трибосистемы из неравновесного термодинамически нелинейного состояния в стационарное равновесное связан с образованием диссипативной поверхностной структуры, происходящим в результате самоорганизации. Для реализации процесса самоорганизации необходимы соответствующие условия. Задача создания таких условий должна решаться при выборе и разработке материалов трибосистем для конкретных условий трения, выборе смазочных материалов, конструкции деталей узлов трения. Так, при разработке полимерных композиционных материалов для металлополимерных трибосистем предложен комплекс требований к составу, структуре и свойствам (табл. 1.1), обеспечивающий минимизацию накопления энтропии в трибосисте-ме [6].

структуры. Такие методы реализуются как совокупность отдельных более простых процессов в условиях сообщения тепловой энергии (нагрева) модифицируемому материалу [23, 24] и позволяют значительно изменять не только состав и структуры материала, но и эпюру остаточных напряжений в поверхностном слое. Имплантация и ионное перемешивание относятся к наиболее современным и развивающимся методам модификации материалов трибосистем и улучшения трибо-технических свойств конструкционных материалов. Дальнейшее развитие этих методов, отработка способов технического контроля режимов обработки и качества модифицированных поверхностей - одна из наиболее актуальных задач триботехнологии на ближайший период.

МОДИФИКАЦИЯ СТРУКТУРЫ МАТЕРИАЛОВ ТРИБОСИСТЕМ

Вещества - компоненты системы - присутствуют в системе в различных фазах. Фазой называется однородная часть системы, ограниченная от других частей поверхностью раздела, при переходе через которую свойства изменяются скачком. Фазы выступают в качестве элементов структуры любого материала, следовательно, структурно-фазовый состав материала (системы) во многом определяет его свойства. Отсюда понятно значение закономерностей фазовых переходов при анализе процессов и разработке методов структурной модификации материалов трибосистем.

Изучение физических закономерностей изменения структурно-фазового и напряженно-деформированного состояния поверхностного слоя деталей при трении, накопление и обобщение результатов экспериментальных исследований и опыта эксплуатации трибосистем различного вида и назначения позволили определить физические основы структурной модификации материалов трибосистем. В главе 6 показано, что в качестве физической основы структурной модификации выступают закономерности фазовых переходов, определяемые уровнем потенциала Гиббса или свободной энергией системы. А переход из одного фазового состояния в другое сопровождается существенным изменением внутреннего строения и физических свойств системы. Фазы выступают в качестве элементов структуры любого материала (сплава,

При НВ>350 (вторая группа материалов) твердость выражается обычно в единицах Роквелла HRC(1HRC«10 НВ, точнее см. рис. 8. 40).

Применение высокотвердых материалов является большим резервом повышения нагрузочной способности зубчатых передач. Однако с высокой твердостью связаны некоторые дополнительные трудности:

дость по Виккерсу), или условную величину, зависящую от глубины внедрения наконечника (твердость по Роквеллу). В нек-рых нестандартных методах определения твердости при вдавливании (напр., по Мейеру, по Людвику) число твердости определяется отношением нагрузки к площади проекции отпечатка на плоскость, перпендикулярную направлению внедрения наконечника. Значительно реже применяются методы определения твердости при динамич. вдавливании шариковых или конич. наконечников с последующим приближенным пересчетом полученных данных в общепринятые числа твердости (НВ, HV, HR) или с вычислением т. н. динамич. твердости путем деления энергии, затраченной на образование отпечатка, на его объем. Т. при в. является важной и удобной механич. хар-кой материала, т.к. определяется весьма просто и быстро, не требует разрушения образца или детали, в отличие от др. механич. испытаний, и может служить для косвенной приближенной оценки прочностных свойств материала (напр., у многих материалов твердость по Бринеллю связана с пределом прочности линейной зависимостью). Методы определения твердости при царапании, а также способы качаний (по Герберту) и упругого отскока (по Шору) применяются в настоящее время весьма редко, так что методы определения Т. при в. являются основными в совр. технике механич. испытаний материалов.

Карбид бора состоит из кристаллического карбида бора и небольшого количества примесей. Он является самым твердым из искусственных абразивных материалов (твердость 9,32 по шкале Мооса) и вторым по твердости после алмаза.

Наименование деталей и машин Условия работы Способ наплавки и технологические указания Марка наплавочных материалов Твердость яде

Сопротивляемость абразивному износу также зависит от конкретной пары рассматриваемых материалов. Твердость поверх-72

В начале маршрутной карты типового технологического процесса восстановления типовой поверхности приводят инструктивные указания по применимости технологического процесса (материал детали, размеры поверхности, толщина покрытия, наносимого в один или несколько слоев, термическая обработка); по достигаемым качественным показателям восстановленных поверхностей при применении различных материалов (твердость, шероховатость, точность, наличие пор, раковин, сплошность покрытия, прочность сцепления, стабильность получения заданных показателей); по подготовке поверхностей к восстановлению; возможности применения различных материалов, моделей однотипного оборудования, приспособлений, оснастки, инструмента, а также приводят требования по технике безопасности при проведении технологического процесса.

„рдость) поверхностного слоя [91, Jo] Определенная корреляция уставлена и между износостойкостью материалов и модулем упругости. Если вердость материала близка или тем более намного превышает твердость бразива, показатели износостойкости везко возрастают. Условия, при КОТОРЫХ в реальных случаях происходит абразивное изнашивание, разнообразны Все это не позволяет однозначно ранжировать материалы по износостойкости (как это сделано, например, для прочности).

Сведений об износостойкости материалов высокой твердости, испытанных по какой-либо единой методике, нет. Приведенные в опубликованных работах данные, полученные по различным методикам и при несопоставимых условиях испытаний, не могут дать объективной оценки износостойкости твердых материалов. К тому же и свойства таких материалов зависят от технологии их получения, пористости и т. п. Наиболее объективную информацию об относительной износостойкости рассматриваемых материалов, твердость которых существенно выше твердости основного природного абразива (оксида кремния), дают значения твердости и модуля упругости, указанные далее в таблицах. В значительной мере от этих (характеристик зависят и прогнвозадир-ные свойства материалов [73], важные Для деталей машин, работающих в контакте не с абразивом, а друг с другом.

Стали в нормализованном состоянии для обоих сопряженных зубчатых колес применяют только во вспомогательных механизмах, например в механизмах с ручным приводом. Основные материалы — среднеуглеродистые стали 40, 45, 50. Для повышения стойкости против заедания шестерни и колеса изготовляют из разных материалов. Твердость и механические свойства невысокие.

При Н>350 НВ (вторая группа материалов) твердость выражается обычно в единицах Роквелла — HRC (1HRC«10 HB, точнее см. рис. 8.40).




Рекомендуем ознакомиться:
Максимальной упругости
Максимальное извлечение
Машиностроении приведены
Максимальное передаточное
Максимальное применение
Максимальное сокращение
Максимальное уменьшение
Максимального использования
Максимального контактного
Максимального перемещения
Максимального приближения
Максимального тепловыделения
Максимального ускорения
Машинными метчиками
Максимальном отклонении
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки