Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Накопление деформации



интенсивности деформации между отдельными пиками. Об этом свидетельствует накопление деформаций в точке В^. При первом нагружении в этом районе был слабо выраженный пик деформации, в то время как к концу третьего н'агружения локальная деформация достигла более 20 % и стала превышать среднюю в 1,8 раза. Перераспределение интенсивности деформации между отдельными пиками и при статическом, и при циклическом нагружении связано, по-видимому, со свойствами и ориентировкой зерен, находящихся под микрообъемом, в котором прошла деформация, или окружающих данный объем.

скорости деформирования, а также исходного состояния одного и того же материала можно получить постоянную и изменяющуюся при циклическом нагружении диаграмму деформирования. При знакопеременном нагружении возможно и одностороннее накапливание пластической деформации. Как правило, это происходит при мягком нагружении циклически стабильных и разупрочняющихся сплавов. Прогрессирующее накопление деформаций происходит на полуцикле растяжения, что объясняется отличием диаграмм растяжения от диаграмм сжатия в процессе циклического деформирования [ 73].

Накопление деформаций при том или ином виде нагружения зависит от степени жесткости нагружения. При жестком цикле нагружения накопление регистрируемых пластических деформаций ограничено самими условиями проведения испытаний. Различные виды нагружения определяют и отличающиеся типы разрушений, возникающие при знакопеременном упругопластическом деформировании. При мягком нагружении с высоким уровнем напряжений возникает квазистатическое разрушение, близкое по характеру к статическому. При жестком нагружении независимо от уровня амплитуды, деформаций разрушение начинается с образования поверхностных трещин при последующем их подрастании до критической длины. В реальных условиях накопление деформаций и изменение напряжений могут занимать промежуточное положение между мягким и жестким видами нагружении, а разрушение может носить смешанный характер. Анализ условий эксплуатации и случаев разрушения различных конструкций показывает, что основной причиной, вызывающей возникновение трещины, является циклическое изменение напряже-

Первый член уравнения определяет величину усталостного, а второй — величину квазистатического повреждения к моменту разрушения. Условием разрушения является достижение суммой усталостного и квазистатического повреждений значения единицы. При на-гружении с заданным размахом упруго-пластической деформации (жесткое нагружение) одностороннее накопление деформаций отсут-

При А <^ А * накопление деформаций циклической анизотропии происходит в сторону четных полуциклов нагружения, при А ^> А* — в сторону нечетных полуциклов.

Для обеспечения работы системы в случае значительных односторонних удлинений испытываемого образца (статическое растяжение, сжатие или накопление деформаций в условиях квазистатического разрушения) предусматривается дополнительный автономный контур поддержания среднего положения поршня. Система слежения его, получая сигнал от датчика положения поршня, через усилительную аппаратуру, электродвигатель, зубчатую передачу и винтовые колонны осуществляет перемещение подвижной траверсы, сохраняя среднее положение поршня и соответствующие запасы хода его.

Длительные статические испытания с получением кривых ползучести, длительной прочности и пластичности проводятся на специально модернизированных установках рычажного типа с максимальным усилием 5 тс. Используются образцы, принятые к испытаниям на растяжение — сжатие. Так же как и при длительных циклических испытаниях, применяется нагрев пропусканием тока. Деформации измеряются поперечным деформометром с записью на однокоординатном самописце. Введенная система автоматической регистрации позволяет достоверно оценить накопление деформаций ползучести также и в условиях кратковременных опытов (порядка часа и менее).

59. Гохфелъд Д. А., Чернявский О. Ф. Теория приспособляемости и накопление деформаций при теплосменах.— Матер. Всесоюзн. симпоз. по малоцикловой усталости при повышенных температурах. Челябинск: ЧПИ, 1974, вып. 3.

При температурах, для которых на накопление деформаций и возникновение разрушения влияет время, т. е. когда проявляется ползучесть и длительное статическое повреждение, скорость развития трещин чувствительна к скорости деформирования, а в связи с этим и к частоте. Для описания процесса развития трещины привлекается условие циклического разрушения (5), отражающее частотный эффект, при этом для малоцикловой усталости второй член может быть опущен. Скорость распространения трещины предлагается [41] выразить, во-первых, в форме, напоминающей зависимость от интенсивности деформации

Как следует из рис. 6, эта закономерность в неизотермических условиях является сильно выраженной. Здесь же для сравнения дана зависимость накопленной деформации в условиях обычного термоциклирования без выдержек (кривая 1). Сопоставление кривых 1—3 показывает, что накопление деформаций сжатия за счет эффекта «выравнивания» может быть существенным, релаксационные процессы еще более интенсифицируют его (кривая 4). В связи с этим можно ожидать, что предельное состояние при неизотермическом нагружении с длительными выдержками в значительной степени будет определяться величиной длительного статического повреждения [4, 12].

В мембранной зоне процесс нагружения соответствует диаграмме статического деформирования. В зависимости от времени (скорости) нагружения согласно теории старения Работнова вводят так называемые мгновенные и изохронные диаграммы деформирования (рис. 1.4). Первые характеризуют деформирование в условиях, когда временные эффекты не успевают проявиться (упругопластические деформации в этом случае равны сумме упругой ее и пластической ер деформаций), вторые — накопление деформаций ползучести (например, е'с и е'ё).

Для деталей, работающих длительный срок (годами), предел ползучести следует характеризовать малой деформацией, возникающей при весьма продолжительном приложении нагрузки. В этих случаях принимают во внимание накопление деформации только на участке установившейся скорости ползучести (на участке ВС, см. рис. 339). Для этого участка также задают предел допустимой деформации — например 1% за 10000 ч, или 0,1% за 100000 ч и т. п.

Циклическое упругопластическое деформирование приводит к накоплению пластических деформаций, зависящему от количества циклов нагружения и амплитуды деформации в каждом цикле. Это накопление может быть односторонним, монотонно нарастающим по мере увеличения количества циклов или не приводящим к однонаправленному росту деформаций. Характер протекания пластических деформаций зависит от условий передачи нагрузки на деформируемый элемент, жесткости сопрягаемых деталей, а также от свойств материала. Накопление деформации при упруголластич'еском деформировании металлов с низкой частотой приводит к появлению трещин и, в конечном счете, к разрушению конструкций при малоцикловом (несколько сотен или тысяч циклов) и при многоцикловом (107 — 10' циклов) нагружении. Закономерности деформирования и разрушения металлов при малоцикловых и многоцикловых испытаниях имеют ряд различий.

В области ниже -196°С дислокационный характер деформации постепенно вырождается и при температуре -269°С накопление деформации при циклическом нагружении происходит только за счет прерывистой текучести в локальных объемах. Прерывистая текучесть имеет дискретный характер и связана с адиабатическим деформационным двойникова-нием, в соответствии с которым всплески деформации сопровождаются резким повышением температуры в локальных объемах. На рис. 67 приведены экспериментальные данные, показывающие взаимосвязь деформационных и температурных всплесков при растяжении сплава АТ2 при —269°С, полученные с использованием полупроводникового германиевого датчика. . -

Отмеченные закономерности определяют степень одностороннего накопления необратимой циклической деформации сжатия, характер которой для корсетного сплошного образца показан на рис. 22 [29]. Сопоставление кривых для разных режимов показывает, что накопление деформации сжатия («бочка») за счет выравнивания температурного поля (см. рис. 21) может быть существенным. Например, при увеличении времени цикла в 4 раза накопление пластической деформации к 20-му циклу увеличивается в 30 раз (режимы / и V). В связи с этим можно ожидать, что предельное состояние при неизотермическом на-гружении с длительными выдержками в значительной степени будет определяться величиной длительного статического повреждения. Следует указать, что одностороннее накопление квазистатической сжимающей деформации было обнаружено и в. тонкостенных корсетном и гладком образцах [35].

В случаях, когда при термоциклическом нагружении условие жесткого нагружения не выполняется и в детали одновременно с циклической обратимой деформацией происходит одностороннее накопление деформации, для расчета термоциклической дол-

/ = 167 Гц. На рис. 5 и 6 представлена статистическая обработка результатов испытаний. Вплоть до 10 % долговечности на уровне перегрузки отнулевая перегрузка не вызывает снижения предела усталости. Возможное повреждение структуры было перекрыто значительным деформационным упрочнением, обусловленным односторонним нагружением в первом цикле нагружения и отнулевым повторным нагружением, при котором произошло накопление деформации циклической ползучести. Преобладающее действие усталостного повреждения над упрочнением проявляется только после 1500 циклов отнулевого цикла перегрузки. Предел выносливости значительно понижается — с 202 до 147 МПа.

этом максимальное накопление деформации ползучести происходит в первом полуцикле нагру-жения, затем (до 200-го цикла) этот процесс несколько замедляется; минимальная деформация ползучести в цикле получена на базе испытаний от 200 до 10000 циклов.

При термоциклическом нагружении сферического оболочечного корпуса происходит накопление деформации и возникают значительные квазистатические повреждения в опасной точке конструкции. Доля квазистатических повреждений к моменту достижения предельного состояния может составлять 0,3 (кривые / и 2 на рис. 5.5).

Процесс склерономного циклического деформирования имеет еще и ту особенность, что при мягком нагружении ширина петли гистерезиса в полуцикле растяжения оказывается для ряда металлов несколько больше ширины в полуцикле сжатия, и это несмотря на то, что при однократном статическом растяжении и соответствующем сжатии диаграммы пластического деформирования в истинных координатах примерно совпадают. Физические причины указанного явления, по-видимому, недостаточно исследованы. Его результатом является так называемая «циклическая ползучесть», т. е. одностороннее накопление пластических деформаций, возрастающее по мере увеличения числа циклов на-гружения. Затри цикла (рис. 1.10) произошло накопление деформации е<мп> = = ас + се + eg. При этом ширина первой петли cb = ДЁ!, второй ed = Ае2, третьей gf = Ае3. Некоторую роль здесь играет и реономный процесс низкотемпературной ползучести, о которой упоминалось выше, а Одностороннее накопление пластических деформаций при мягком нагружении проявляется особенно заметно в случае знакопостоянных циклов нагружения.

Одностороннее накопление деформации за один цикл с учетом (5.11) определяется в виде

Как видно из рис. 4.25, изменение деформационных характеристик при двухчастотном нагружении принимает иной характер. Так, величина циклической пластической деформации (рис. 4.25, а) при равных с одночастотным нагруженном (см. рис. 4.9) амплитудах максимальных напряжений существенно увеличивается. Вместе с тем изменяются и циклические свойства материала, что выражается в интенсивном его разупрочнении после первых циклов нагружения на всех исследованных уровнях действующих напряжений. Также активизируется и одностороннее накопление деформации е'^ (рис. 4.25, б), которое на больших уровнях напряжений (о"„ = 23 -ч- 26 кгс/мм2) происходит на всем протяжении процесса нагружения, а с понижением до о"0 = 26 кгс/мм2 начинается с nlN ss 0,5.




Рекомендуем ознакомиться:
Наибольшей скоростью
Наибольшей твердостью
Наибольшее эквивалентное
Наибольшее касательное
Наибольшее напряжение
Наибольшее перемещение
Наибольшее расчетное
Начальная стоимость
Наибольшее упрочнение
Наибольшего касательного
Наибольшего предельного
Начальника издательства
Наибольший экономический
Наибольший наименьший
Наибольший внутренний
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки