Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Накопленных усталостных



Выбранный метод оценки уровня накопленных повреждений является безусловным методом НК технического состояния аппарата. Ультразвук может прощупывать трещино-подобные дефекты самых разных размеров (от долей мм) и пространственного положения (выходящие на поверхность и в глубине). Ультразвук отражается от имеющихся повреждений, трещин, пор, как солнечный луч от зеркала. Оборудование для его осуществления очень транспортабельно.

В соотношении (1.6) обычно при оценке усталостной долговечности в качестве характеристики повреждаемости Df рассматривают число циклов нагружения. В реальной эксплуатации при взаимодействии нагрузок, особенно в случае малоцикловой усталости, линейное суммирование накопленных повреждений не отражает реального, нелинейного процесса накопления повреждений в различных зонах центроплана и крыла ВС [29, 38]. Это же относится и к стойкам шасси пассажирского самолета [39]. Интервал разброса в оценках накопленных повреждений может составлять 0,5-4,0 [40, 41], а при учете последовательности циклов нагружения разброс данных может быть еще выше [19, 24, 30]. Поэтому для более точной оценки усталостной долговечности введен метод спектрального суммирования, позволяющий установить связь между характеристиками долговечности и характеристиками случайного процесса нагружения на основе использования спектральной плотности мощности [30]. При нерегулярном нагружении, характеризуемом непрерывной спектральной плотностью, энергия процесса с частотой еоу,- может быть заменена эквивалентной (по средней использованной долговечности) энергией, характеризующей процесс нагружения на другой частоте. В частности, на некоторой характеристической частоте <в/(,--ч).

a^viuf — доли циклических и статических повреждений за один полет соответственно. Предельное число полетов двигателя определяется из суммирования накопленных повреждений до единицы. Для определения Ае, отвечающего каждому г'-му циклу нагружения, необходимо знать НДС диска и его изменение от цикла к циклу. Наиболее полную картину кинетики НДС дает тензометри-рование натурного диска или его модели, но в силу трудоемкости этих работ при проектировании дисков кинетику их НДС обычно определяют расчетным путем. Для этого выполняют двух- или трехмерный осесимметричный расчет общего НДС диска, а затем проводят упругопластический анализ кинетики НДС в наиболее напряженных зонах диска методом конечных элементов (МКЭ) или приближенных зависимостей Нейбера и Стоуэлла с использованием кривых циклического деформирования применяемого материала [43, 46].

Принятые в испытаниях типы режимов нагружения охватывают контрастные случаи сочетания процессов накопления квазистатических и усталостных повреждений. Воспроизводились условия накопления в основном только усталостных или квазистатических повреждений и режимы, дающие возможность дозировать долю компонент накопленных повреждений, обеспечивающие либо сильное «перемешивание» блоков нагружения, либо весьма слабое, например, однократный переход с режима на режим. Достигнутая гибкость регулировки режимов программного нагружения позволила проверить закономерности накопления повреждений в жестких условиях резкой смены процессов.

Максимальные экспериментально полученные величины накопленных повреждений оказываются на уровне порядка двух, что-наблюдается в режимах с однократным переходом с режима на режим. Получаемые сравнительно большие значения суммарных величин повреждений в таких условиях нагружения дают результат при расчете долговечности, идущий в запас прочности.

Методически важным в рассматриваемых работах является использование при оценке накопленных повреждений действительных (экспериментально полученных) кривых малоцикловой усталости, а не расчетных с привлечением корреляции со статическими свойствами. Последнее позволяет исключить ошибки, вызванные неточностью расчетных уравнений, и более корректно оценить особенности накопления повреждений при нестационарном нагруже-нии.

и, [следовательно, исключается. При: этом названных характеристик процесса оказывается достаточно для расчета накопленных повреждений. Вместе с тем при случайном нагружении в режиме слежения за усилиями возможно на-

термоциклйчеоких нагрузок, при этом наиболее повреждающими оказываются нестационарные этаиы режима работы [42, 49]. Анализ основных параметров стохастической модели процесса накопления термоусталостных повреждений 7107 сопловых лопаток ТРД на заводах гражданской авиации, поступающих в первый ремонт, показал, что запуски больше повреждают материал лопатки, чем работа на установившемся режиме [5]. В работе [53] отмечено, что по интенсивности накопленных повреждений один запуск двигателя равен 3, 4 ч работы на режиме «номинал», а 1 ч наработки на режиме «взлет» увеличивает интенсивность отказов в 4 раза больше, в сравнении с наработкой на режиме «номинал». В связи с этим следует подчеркнуть, что с увеличением ресурса элементов тешгонапряженных конструкций и с повышением рабочих параметров режима эксплуатации и удельных мощностей доля повреждений от термических напряжений в общем объеме дефектов возрастает.

На базе ступенчатого нагружения и выражения коэффициентов удельных накопленных повреждений через отношение суммарной рассеянной энергии на данной ступени к суммарной рассеянной энергии до разрушения образца разработан метод ускоренного определения кривой усталости [4].

Отождествление коэффициента накопленных повреждений

Экспериментальные данные, обработанные в форме уравнения (1), дали величины накопленного повреждения в диапазоне от 0,7 до 1,35. Характерно, что новые данные укладываются в поле рассеяния точек, соответствующих испытаниям [12] при мягком и жестком нагружении без выдержек и с выдержками при постоянном напряжении. Исключение составляют эксперименты с выдержками только при растяжении, для которых расчет накопленных повреждений дает величину порядка 0,5. Это обстоятельство, по всей видимости, говорит о большем повреждающем эффекте выдержки только при растяжении по сравнению с другими видами выдержек, что подтверждается и другими источниками [14, 15].

Рис. 5.13. Зависимость временного сопротивления и условного предела текучести от уровня накопленных усталостных повреждений N/NP: N - фактическое число циклов; Np - число циклов до разрушения

В настоящее время ведутся интенсивные исследовании но созданию измерительно-вычислительных систем (ИВС) для измерения накопленных усталостных повреждений (НУП) сложных машиностроительных конструкций в процессе нх эксплуатации. Внедрение систем этого класса должно способствовать существенному снижению аварийности и повышению ресурса эксплуатируемой техники, например, в авиации до 45—60 тыс. летных часов [Г.

Сопоставление накопленных усталостных повреждений и определение эквивалентности пробегов в сопоставляемых условиях до последнего времени остается предметом настойчивых теоретических и экспериментальных исследований.

Б.А. Конюхов и др. предлагают вести контроль накопленных усталостных повреждений по дисперсии скорости УЗ-волн. Разность между фазовой и групповой скоростями волн определяли по временному сдвигу между огибающей импульса и одним из экстремумов синусоидального заполнения импульса. Способ оказался на порядок более чувствительным к числу циклов нагружения по сравнению с измерением абсолютных скоростей.

Расчет накопленных усталостных повреждений, выполненный

Анализ накопленных усталостных повреждений проводили с использованием следующих факторов:

Таблица 58. Результаты расчета накопленных усталостных повреждений

После перевода в напряжения данных о давлении и температуре штатных датчиков первого контура, вьщеляли циклы по методу «дождя» в соответствии с ГОСТ 25.101-83. Выделенные циклы изменения напряжений являются основой для расчета накопленных усталостных напряжений, остаточного ресурса, кинетики несплошностей и динамики изменения надежности.

Уравнение (2.10) по существу показывает соотношение предельно накопленных усталостных (первое слагаемое) и квазистатических (второе слагаемое) повреждений, а также описывает кинетику накопления повреждений при произвольном режиме малоциклового деформирования.

Для уменьшения влияния неполноты данных о нагруженности резервуаров за предшествующий осмотру период расчеты накопленных усталостных повреждений проведены для максимальных значений частоты и амплитуды циклических нагрузок, полученных при анализе режимов нагружения (см. пп. 1.3).

Сопоставляя соотношение (5.46) с формулой (5.38) заключаем, что расчет долговечности и расчет накопленных усталостных повреждений при методе размахов может быть выполнен по формулам метода пересечений, если в них вместо стандарта процесса S подставить его расчетное значение S/k, а период процесса по нулям 1 заменить периодом процесса по экстремумам ?э — Ilk.




Рекомендуем ознакомиться:
Начальная проницаемость
Наибольшее нормальное
Наибольшее повышение
Наибольшее расстояние
Наибольшее вертикальное
Наибольшее увеличение
Наибольшего напряжения
Наибольшего сближения
Наибольшего возможного
Наибольший допустимый
Наибольший практический
Наибольшие амплитуды
Наибольшие габаритные
Наибольшие нормальные
Наибольшие растягивающие
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки