|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Одноступенчатые двухступенчатыеОдноступенчатый вентилятор с отодвинутым разделителем воздушных потоков первого и второго контуров двигателя показан на рис. 4.2. В этом вентиляторе наружный диаметр уменьшается, а внутренний — увеличивается в направлении потока. Такая форма меридионального сечения проточной части вентилятора обеспечивает достаточно малое искривление линий тока, за счет чего значительно уменьшается радиальная составляющая скорости потока в ступени. Степень двухконтурности в значительной мере определяет основные показатели и удельные параметры ДТРД, его характеристики и конструктивную схему. ДТРД с т^4 называют двигателями с большой степенью двухконтурности, а двухконтурные двигатели с т^2,5 — двигателями с умеренной и малой степенью двухконтурности. Двигатели с большой степенью двухконтурности, имеющие одноступенчатый вентилятор, иногда называют турбо-'вентиляторными. Частными случаями ДТРД можно считать двигатель со степенью двухконтурности т = 0, при которой внешний контур отсутствует, и двухконтурный двигатель превращается в ТРД, и двигатель с очень большой степенью двухконтурности (т>30), у которого'вентилятор превращается в воздушный винт, а двухконтурный двигатель — в ТВД. Для двухконтурного двигателя с большой степенью двухконтурности может применяться двухвальная схема, в которой одноступенчатый вентилятор с малой эт*ен и компрессор высокого давления, имеющий высокую степень повышения давления, приводятся раздельными турбинами через соосные валы, как, например, у двигателей TF39, CF6, JT9D и TF34. При такой схеме можно увеличить общую степень повышения давления, наддувая газогенератор с помощью дополнительных, так называемых «прицепных» или подпорных, компрессорных ступеней, установленных за вентилятором на одном валу с ним (рис. 19). В этом случае одноступенчатый вентилятор большого диаметра конструктивно объединен с компрессором низкого давления малого диаметра, имеющим небольшое число ступеней. Эти двигатели при высоких расчетных значениях я* могут иметь регулируемые направляющие аппараты, а иногда и перепуск воздуха. В частности, на ДТРД TF39 применены семь регулируемых направляющих аппаратов компрессора высокого давления, на ДТРД JT9D регулируются ВНА и первые три направляющих аппарата компрессора, а также имеется регулируемый перепуск воздуха из-за шестой ступени компрессора. Примером такой трансзвуковой ступени является одноступенчатый вентилятор, типичный для ДТРД с большой степенью двухконтурности (рис. 19). Такая ступень должна обеспечивать максимальный расход воздуха при минимальном внешнем диаметре, что достигается применением высокой осевой скорости на входе в вентилятор и малым относительным диаметром втулки. Существуют известные ограничения, препятствующие получению высокой нагрузки ступени: допустимая (по условиям прочности) окружная скорость, число М набегающего потока и относительное повышение статического давления у втулки (особенно при относительно длинных лопатках), которые определяют возможное повышение давления в ступени, а также число Мац на периферии лопаток рабочего колеса. одноступенчатый вентилятор Двигатель JT9D-70A имеет консольно расположенный одноступенчатый вентилятор большого диаметра (Овеи = 2378 мм), не имеющий ВНА, к ротору вентилятора присоединен четырехступенчатый компрессор низкого давления (подпорные ступени). Компрессор высокого давления состоит из одиннадцати ступеней. Одноступенчатый вентилятор двигателя — без ВНА, с отдельными направляющими лопатками для внешнего и внутреннего контуров. При конструировании вентилятора фирма использовала Двигатель имеет одноступенчатый вентилятор диаметром 1250 мм (вместо 1017 мм у JT8D), запас устойчивости которого составляет 15%. Усовершенствованный компрессор низкого давления шестиступенчатый, установлен на одном валу с вентилятором. Его запас устойчивости также равен 15%. Семиступенчатый компрессор высокого давления, трубчато-кольцевая камера сгорания и одноступенчатая турбина компрессора в основном аналогичны этим узлам базового двигателя. Турбина вентилятора — трехступенчатая, сконструирована с использованием опыта создания турбины вентилятора ДТРД JT9D и имеет высокий КПД. На двигателе применяется двенадцатилепестковый смеситель потоков, за которым установлено общее нерегулируемое реактивное сопло. Применение смесителя с центральным телом, имеющим облицовку ЗПК, снижает уровень шума на 4—5 EPN дБ, а также улучшает удельный расход топлива на 1—1,5%. Двигатель RB.202 имеет одноступенчатый вентилятор без ВНА, приводимый трехступенчатой неохлаждаемой турбиной вентилятора. Компрессор двигателя — четырехступенчатый, приводимый одноступенчатой охлаждаемой турбиной компрессора. Камера сгорания— кольцевого типа, с малым отношением длины к диаметру жаровой трубы. Интересной особенностью конструкции этого двигателя является вращающийся ВНА компрессора, расположенный внутри рабочего колеса вентилятора и передающий ему вращение от турбины. Вал ротора турбовентилятора опирается на два подшипника, а ступица рабочего колеса вентилятора — на подшипник большого диаметра, расположенный на корпусе компрессора. Турбина вентилятора установлена консольно с достаточно большим вылетом. Роторы турбокомпрессора и турбовентилятора вращаются в противоположных направлениях. — одноступенчатый вентилятор спроектирован исходя из условия получения низкого уровня шума, для чего применены низкие окружная скорость и степень повышения давления, с этой же целью длина хорды рабочих лопаток, их число и осевой зазор между рабочим колесом и направляющим аппаратом подбирались экспериментально, рабочие лопатки вентилятора выполнены из композиционного материала; Известно, что с увеличением степени двухконтурности оптимальное значение степени повышения давления вентилятора уменьшается, уменьшается и число ступеней вентилятора, необходимое для достижения этой степени повышения давления. При т>3 удается применять одноступенчатый вентилятор. Это обстоятельство предопределяет применение ВПЛ в ДТРД с большой степенью двухконтурности. Использование таких двигателей на СКВП позволяет обеспечить очень высокое отношение взлетной тяги к крейсерской и хорошую приемистость двигателя (т. е. свойства двигателя, наиболее важные для самолета такого типа), так как имеется возможность установки лопаток вентилятора в реверсивное и флюгерное положения. одноступенчатые двухступенчатые трехступенчатые Классификация редукторов проводится по следующим основным признакам: тип передачи (зубчатые, червячные, комбинированные, планетарные, волновые и планетарноволновые), число ступеней (одноступенчатые, двухступенчатые и т. д.)-, тип зубчатых колес (цилиндрические, конические, волновые), относительное расположение валов в пространстве (горизонтальное, вертикальное и т. д.). Специальным типом весьма компактной приводной установки является так называемый мотор-редуктор (см. рис. 3.99). Волновые зубчатые передачи (см. § 11.2, рис. 11.5 и 11.6) Одноступенчатые Двухступенчатые С двумя жесткими колесами Комбинированные Соосное 50—250 2000—50000 2 500—100 000 250—2000 0,90—0,70 0,80—0,50 0,08—0,01 0,85—0,65 одноступенчатые двухступенчатые трехступенчатые Классификация должна быть наглядной, простой и отражать все наиболее характерные типы конструкций. Такова, например, классификация корпусов цилиндрических редукторов, где основными признаками разъединения на типы приняты числа ступеней и габаритные размеры. Корпуса по ступеням подразделяются на одноступенчатые, двухступенчатые и трехступенчатые, а по габаритам на мелкие (а<800 мм, где а — максимальное межосевое расстояние), средние (а<1600 мм) и крупные (а<2400 мм). По числу ступеней в изменении угловой скорости между ведущим и ведомым валами зубчатые передачи разделяются на одноступенчатые, двухступенчатые, трёхступенчатые и т. д., соответственно числу последовательно сопряжённых пар зубчатых колёс в передаче. Воздухоподогревате- {одноступенчатые двухступенчатые (на каж- 0,05 0,05 По числу сопряженных пар зубчатых колес передачи делятся на одноступенчатые, двухступенчатые, трехступенчатые и т. д. Конструкции паровых и пневматических форсунок делятся по форме выходного отверстия на щелевые и струйные; по способу распыливания и образования смеси — на форсунки с внутренним и внешним распыливанием; по числу ступеней подвода воздуха — на одноступенчатые, двухступенчатые и многоступенчатые; по воздействию пара или воздуха — на односторонние с наружным и центральным подводом и двусторонние; по движению топлива и распыливающего агента — на прямоструйные и вихревые; по направлению движения топлива и распыливающего агента — на форсунки с движением распыливающего агента и топлива в одну сторону, навстречу и под углом; по распределению массы топлива и пара или воздуха — на'одноструйные и многоструйные; по системе числу запорно-регулирующих элементов — на одноступенчатые, двухступенчатые и т.д. Чаще всего применяют цилиндрические редукторы, имеющие высокие нагрузочную способность и КПД: одноступенчатые, двухступенчатые развернутой, раздвоенной и соосной схем, трехступенчатые развернутой и раздвоенной схем. Соосный редуктор может иметь тихоходную ступень с внутренним зацеплением. Рекомендуем ознакомиться: Односторонней разделкой Одностороннего накопления Односторонне накопленных Односторонних пластических Одноступенчатые двухступенчатые Одноступенчатых планетарных Одноступенчатого планетарного Однотипных агрегатов Образования застойных Одновременным образованием Одновременным снижением Одновременная обработка Образование промежуточных Одновременное перемещение Одновременное выполнение |