|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Проведены сравнительныеВ ПТЭ во избежание локального перегрева важной является равномерность потока охладителя. Были проведены специальные исследования пористых порошковых, волокнистых металлов и графита. У всех исследованных образцов существенной неоднородности проницаемости по большим участкам поверхности не обнаружено. Участки с повышенной или пониженной плотностью располагаются небольшими пятнами, отклонение пористости от средней на этих участках не превышает 4...11 % для пористых металлов из порошка и 10... 17 % для металлов из волокон. Отмеченное локальное изменение пористости вызывает и локальное отклонение расхода охладителя от средней величины, которое для металлов из порошков достигает 40 %, для металлов из волокон 50 %. Неоднородность пористости образцов вызывается неравномерностью плотности или толщины слоя порошка и волокон перед прессованием. Так, для волокнистых металлов применение операции предварительного вой-локования позволяет снизить максимальную величину отклонения пористости с 14...17 % до 10...15 %. Наилучшей однородностью проницаемости обладают пористые металлы из спресованных и спеченных сеток. Для определения устойчивости системы к внешним возмущениям проведены специальные эксперименты. К измерительному стенду между создающим большой перепад давлений регулирующим вентилем и образцом через вентиль подключался заглушенный с другого конца отрезок прозрачной толстостенной пластиковой трубки, в котором находился воздушный пузырек объемом - 1,6 см3 при атмосферном давлении. После достижения стационарного режима с полностью сухой внешней поверхностью вентиль открывался и отрезок трубки с воздушным пузырьком подключался к стенду. Начиная с этого момента (т - 0 с), изменение характеристик системы изображено на рис. 6.17. Здесь же условно показано и изменение расхода охладителя С через образец. По данным [26] сероводород в основном образуется из колчеданной серы. Проведены специальные исследования для выявления влияния содержания колчеданной серы в топливе на концентрацию SO2 и H2S. Результаты исследований показали, что с увеличением колчеданной серы в топливе концентрация диоксида серы в продуктах сгорания монотонно повышается, а количество H2S увеличивается лишь до определенного содержания колчеданной серы (до 1%), после чего концентрция H2S остается постоянной. Б.Б.Чечулиным совместно с Р.Д.Вагановым, И.В.Козловым и Ю. А. Шаманиным были проведены специальные исследования усталостной прочности сплава ВТ6 (ав = 820 МПа, 6=10,6 %, ф= 26,4 %) при изгибе, кручении и совместном циклическом нагружении изгибом и кручением. При этом • использовали круглые гладкие образцы диаметром 30 мм (табл. 33). С целью подтверждения сделанного предположения были проведены специальные испытания дисков на стенде для оценки повреждающего действия на рассматриваемые титановые диски типового ПЦН двигателя Д-30 II серии. Указанный ПЦН является одним из наиболее тяжелых в эксп- Были выполнены специальные испытания рычагов на стенде и плоских образцов, вырезанных их аналогичных рычагов, которые нагружались изгибом. Они показали, что распространение трещины с формированием подобного рельефа имеет место при высоком уровне номинального (одноосного) напряжения растяжения и при высоком уровне коэффициентов интенсивности напряжения. Этот факт подтвердил правомерность использования единой кинетической кривой для расчетов уровня эквивалентного напряжения, что потребовало выяснения причин существенно более высокого уровня напряженности рычага в эксплуатации по сравнению с расчетом. С этой целью были проведены специальные (краткосрочные) летные испытания с тензометрированием рычага в зоне зарождения усталостной трещины. При этом был учтен тот факт, что разрушенный вертолет был перегружен в полете на 2 т, что не могло не повлиять на нагруженность всех его элементов конструкции. В связи с указанными особенностями разрушения были проведены специальные испытания кронштейнов на стенде в КБ им. Ильюшина для оценки возможной длительности роста трещины Для проверки выражения (5) были проведены специальные опыты по смачиванию пленок молибдена, напыленных на кварцевые подложки в виде отдельных островков (рис.7, см. вклейку). Для получения пленок молибдена такой структуры подложки плавленого кварца экранировались металлической сеткой с размером ячеек 35—40 и 135^—140 мкм. Толщина напыленного молибдена составляла > 3000 А. При такой толщине коэффициент формы зародыша Как видно из уравнений (1) и (2), для вычислений Да необходимо знание кинематической вязкости (v) и плотности (р) жидкой фазы. Для определения этих свойств жидкого сплава были проведены специальные опыты. Были проведены специальные исследования возникновения и развития усталостных трещин в галтелях коленчатых валов из стали 20Г, которые испытывали на усталость при кручении. Диаметр шеек вала составлял 50 мм, а радиус галтели, которую упрочняли ППД путем обкатки роликом, был равен 2 мм. Предел выносливости этих валов без упрочнения, определенный при испытаниях по методу «вверх — вниз», составил 110 МПа. Упрочнение галтелей повысило предел выносливости по разрушению этих валов примерно до 160 МПа. Анализ усталостных трещин, возникших в галтелях исследованных валов, прошедших базу испытаний 5-Ю6 циклов нагружения при напряжениях, близких к пределам выносливости по разрушению, показал следующее. Для неупрочненного вала характерно возникновение большого количества нераспространяющихся усталостных тре-шин, максимальная глубина которых составляет 7 мм. Типичное строение таких трещин в радиальном сечении, расположенном вблизи галтельного перехода неупрочненного коленчатого вала, показано на рис. 65, а. После ППД уменьшается число и максимальная глубина нераспространяющихся усталостных трещин, возникающих в галтелях вала, типичное строение которых показано на рис. 65, б. Полученные результаты подтверждают вывод о том, что и при кручении эффект ППД проявляется в основном в торможении развития усталостных трещин. Из узлов навесного оборудования бульдозеров наиболее часто выходят из строя отвал, толкающий брус, раскос отвала и нож [108]. Для выяснения общей наработки этих деталей на отказ для разных типов бульдозеров, эксплуатируемых в условиях Норильска, были проведены специальные годичные наблюдения за показателями их работоспособности. Как видно из полученных данных (табл. 10), по фактическим наблюдениям .наработка на отказ составляет 30—75% от средней ' наработки на отказ по отчетным данным. При этом срок службы основных деталей колеблется в пределах 650—1200 ч и лишь для раскоса отвала на тракторе Т-140 он достигает 1713 ч. Указанные сроки службы деталей весь-м,а неудовлетворительны. В настоящее время для изготовления ГМР и компенсаторов широко используются конструкционные материалы, имеющие различную природу и коррозионную стойкость, такие, как нержавеющие хромоникелевые сплавы, жаропрочные сплавы на никелевой основе, сплавы титана, к которым предъявляются требования повышенной коррозионной стойкости и сопротивляемости усталостному разрушению, а также определенные технологические требования (пластичность, удовлетворительная свариваемость). Исходя из предпосылки о коррозионно-механической природе разрушения ГМР и компенсаторов, были проведены сравнительные кор-розионно-усталостные испытания хромоникелевой нержавеющей стали 12Х18Н10Т (18-10) и сплава на никелевой основе 12Х25Н60В15 с целью выбора материала повышенной долговечности при работе в различных коррозионно-активных средах (совместно с С.Н. Давыдовым). При этом в качестве последних были выбраны электролиты, обусловливающие различное электрохимическое поведение исследуемых сплавов: дистиллированная вода, в которой стали находятся в устойчивом пассивном состоянии; 3 %-ный раствор хлорида натрия, имитирующий пластовые воды и атмосферу морского климата, в котором возможно локальное нарушение пассивности сплавов за счет питтингообразования при наличии хлор-ионов: 60 %-ный раствор азотной кислоты как энергичный окислитель, в котором материалы находятся в области активного растворения. Причем все перечисленные среды в той или иной степени моделируют основные натурные транспортируемые продукты (обводненную нефть и нефтепродукты - топливо, масло, специальные синтетические жидкости; сжатый воздух). Известно, что коррозионно-активная среда даже при отсутствии механических напряжений существенно изменяет физико-механические свойства металла, и состояние его поверхности, а также вызывает появление местных очагов концентрации напряжений. Тогда пребывание сильфона в периоды отключения КИП и А в контакте с остатками транспортируемой агрессивной среды может оказать значительное последействие на усталостную и кор-розионно-усталостную прочность. В связи с этим было исследовано влияние на усталостную долговечность предварительной выдержки сплавов для изготовления УЧЭ в средах и условиях, имитирующих газопромысловые. Были проведены сравнительные усталостные испытания сплавов 68НХВКТЮ и 40НКХТЮМД после их предварительной выдержки в течение 168 часов в среде, имитирующей по активности натурную: 5 % NaCl + 0,5 % СН3СООН при температуре 25 °С и парциальном давлении сероводорода, равном 1МПа. Экспозиция сплавов в электролите значительно изменила их физико-механические свойства. Так, например, микротвердость сплава 40НКХТЮМД возросла от 5 000 МПа до 5 600 МПа (12%), а сплава 68НХВКТЮ соответственно - от 3 750 МПа до 4 550 МПа (21%). Это связано с наводороживанием сплавов в используемой среде. В результате происшедших изменений физико-механических свойств исследованных сплавов их усталостная долговечность значительно понизилась: у сплава 40НКХТЮМД примерно в 2 раза, у 68НХВКТЮ - в 1,5. Фрактографические исследования поверхности усталостных изломов сплавов, предварительно выдержанных в электролите, показали уменьшение количества вязких составляющих по сравнению с изломами, полученными на сплавах в исходном состоянии. Особенно значительно повлияла предварительная выдержка в наводороживающеи среде на характер разрушения сплава 40НКХТЮМД. Изломы имеют плоскую поверхность с фасетками скола, на ней видны микропоры, которые можно интерпретировать как бывшие центры поглощения водорода в дефектных участках кристаллической решетки металла. Поверхность излома сплава 68НХВКТЮ испещрена микротрещинами, возникшими, по-видимому, из-за значительного увеличения его твердости при повышении давления молекулярного водорода, накопленного в ловушках. Поэтому в УГНТУ были проведены сравнительные мехакохимичрс-кие исследования на образцах трубной стали 17Г1С на воздухе, в ЗХ-ном растворе МаС1, в том же растворе, подкисленном до рН 3...4 НС1 и КБС (1 н.КагСОз + 1н.Ь'аНС03). Кроме того, дли орошения проводились испытания образцов на воздухе после их предварительной выдержки в течение 14 суток в указанных электролитах. В институте электросварки с участием сотрудников института металлофизики НАНУ проведены сравнительные исследования процессов массопереноса при различных способах сварки давлением — ударом в вакууме (УСВ) и контактной сваркой сопротивлением (КСС), выполняемой без использования защитных газовых сред или вакуума. В обоих случаях торцы из низколегированной стали нагревались до температуры 1100°С, а деформация выполнялась с повышенной скоростью (0,15 м/с). Нагрев деталей сечением до 500 мм2 КСС выполнялся на универсальной стыковой матине импульсами тока до 20000 А в длительности нагрева до 20 с, а нагрев образцов такого же сечения при УСВ производился электронно-лучевым нагревателем за 180 с. Время протекания процесса пластической деформации при КСС и УСВ составляло порядка 10-2 с. В обоих случаях величина деформа- В условиях морского климата и атмосферы промышленного района были проведены сравнительные испытания № — Р-покрытий с 10 и 7 % ным содержанием фосфора полученных из растворов —4 (табл 2) а также электрохимических никелевых покрытий из электролита 1 и электролитических NI—Р покрытий из элек С целью оценки износостойкости NJ—В-покрытий были проведены сравнительные испытания на машине трения с возвратно поступательным движением и смазкой поверхности образцов спирто-глицериновой смесью Для сравнения применялись С целью воспроизведения эксплуатационного разрушения были проведены сравнительные циклические испытания образцов, вырезанных из диска. При испытаниях уровень максимального напряжения цикла был близок к уровню напряжений, действующих в диске в эксплуатации. Каких-либо принципиальных отличий в структурах материала образцов и диска в зоне его разрушения не было. Испытания показали, что при одинаковых механизмах разрушения материала образцов и диска кинетика роста трещин в образцах отличалась от кинетики роста эксплуатационной трещины значительно меньшей начальной скоростью и типичной для трещин МЦУ степенной зависимостью шага бороздок от длины трещины. Это указывает на то, что эксплуатационная трещина развивалась в переменном поле напряжений, которое характеризовалось постепенным уменьшением уровня напряжений в направлении развития трещины. В числе многих других результатов исследований были получены экспериментальные данные о структуре границы горизонта, необходимые для выбора опорного слоя в оптическом диапазоне волн при конструировании навигационных приборов, установлены возможности ориентации космического корабля по звездам и выполнения астронавигационных измерений с помощью секстанта. Кроме того, было исследовано поведение жидкости в условиях невесомости, проведены сравнительные вестибулярные пробы в тех же условиях и наблюдения за физиологическим состоянием членов экипажа на различных этапах полета. Автором совместно с М. Г. Гедбергом проведены сравнительные исследования белых чугунов, рекомендованных в литературе, ГОСТах, авторских свидетельствах и патентах. Не было никаких оснований предполагать, что молибден, используемый в качестве покрытия на стали, окажется почему-либо менее стойким в агрессивных коррозионных средах, чем просто монометаллический молибден. Тем не менее были проведены сравнительные испытания, результаты которых приведены в табл. 20. Видно, что коррозионная стойкость биметалла сталь—молибден не ниже, чем коррозионная стойкость монометаллического молибдена. Были проведены сравнительные испытания возможности выявления прижогов на деталях из стали ЭИ736 прибором ДНМ-500 и методом горячего и холодного травления. Большая часть участков с прижогами, выявленных с помощью дефектоскопа ДНМ-500, при горячем травлении подтвердилась. При холодном травлении некоторые из этих прижогов не выявлялись. Рекомендуем ознакомиться: Производственных объединений Производственных погрешностей Производственных процессах Производственным объединением Производственная структура Производственной инструкцией Производственной обстановке Производственной программой Производственное объединение Производственном помещении Проявлять осторожность Производственно техническое Производственную программу Производстве автомобильных Производстве фосфорной |