|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Профессионально техническомуУказанные этапы обучения должны быть учтены в программах подготовки и переквалификации различных групп работников автомобильного транспорта при обучении в системе профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, при факультативной подготовке лиц, связанных с ремонтом и эксплуатацией автотранспорта. Опыт автора показывает, что очень короткое (3—4 ч), но занимательное (демонстрация эксперимента) и популярное без упрощенчества изложение наладчикам и операторам основ выборочного метода с попутным разъяснением основных вероятностных понятий приносит большую пользу и является реальным способом повышения квалификации рабочих. Было бы правильно включить краткие сведения о выборочном методе и основных понятиях теории вероятностей во все программы профессионально-технического образования по отраслям промышленности с массовым производством. Среди работ, исследующих вопросы подготовки, повышения квалификации, воспитания и закрепления кадров на предприятиях промышленности, в том числе и машиностроительных, следует отметить монографии М. И. Чистякова 63, С. Л. Сенявского в4. М. И. Чистяков раскрывает характерные черты подъема культурно-технического уровня трудящихся в период развитого социализма, пристальное внимание уделяя путям перерастания социалистического труда в коммунистический, росту общего и профессионально-технического образования, развитию высшего и среднего специального образования, повышению культурного уровня и коммунистической сознательности народных масс. Содержательная книга С. Л. Сенявского дает представление об основных закономерностях и особенностях развития рабочего класса СССР, но, к сожалению, автор лишь коснулся Сибири и крайне мало уделил внимания прогрессивным сдвигам в квалификационном составе рабочих кадров этого перспективного в народнохозяйственном освоении региона. Многие исследователи правомерно подчеркивают мысль, что наряду с основной формой подготовки рабочих — профессионально-техническим обучением — необходимо совершенствовать и внутризаводское обучение. Однако его роль и значение недостаточно изучаются и обобщаются. В ряде публикаций вообще ставится под сомнение необходимость подготовки рабочих на производстве. Например, Е. Ештокин 82 считает эту форму обучения в современных условиях неприемлемой и бесперспективной. Однако ПТУ не в состоянии еще полностью обеспечить потребности производства в квалифицированных кадрах. Так, в учебном пособии «Статистика труда» прямо сказано: «Более оперативной формой обучения является подготовка рабочих непосредственно на предприятиях, в то время как подготовка рабочей силы в системе профессионально-технического обучения дает значительно больший экономический эффект»83. Подобные сдвиги стали возможными потому, что вопросы подготовки кадров молодых рабочих в Сибири постоянно находились под неослабным контролем областных и краевых партийных организаций. Приведем несколько примеров. В августе 1960 г. бюро Читинского обкома КПСС обсудило вопрос «Об 'организации вечернего профессионально-технического образования рабочих в соответствии с указаниями июльского (1960 г.) Пленума ЦК КПСС». В июле 1962 г. заседание бюро Кемеровского обкома партии было посвящено вопросу «Об улучшении качества подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профтехобразования области». Партийные органы Новосибирской области, выполняя постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 декабря 1962 г., проделали большую работу по укреплению материально-технической базы профессионально-технических училищ и повышению качества учебно-воспитательной работы. Были организованы вечерние отделения в действующих учебных заведениях профессионально-технического образования со сроком обучения 1—2 года и при вечерних отделениях училищ различные профессионально-технические курсы, содержащиеся за счет предприятий и ведомств. В июне 1964 г. бюро Новосибирского обкома партии заслушало вопрос о дальнейшем развитии и улучшении качества подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профтехобразования и непосредственно на производстве. В принятом постановлении отмечалось, что при участии предприятий области создавалась учебно-материальная база училищ. Введено в строй 25 новых мастерских на 570 рабочих мест, действует 85 единиц металлорежущего оборудования. Группа специалистов завода «Сибсельмаш» закреплена за профтехучилищем № 2 для организации практической помощи и. Таким образом, постоянная забота об эффективности пропаганды технико-экономических знаний способствовала значительному усилению и дальнейшему развитию ее массовых форм. Совместно с профсоюзными, комсомольскими организациями, обществом «Знание» партийные комитеты машиностроительных заводов" Сибири широко использовали такие формы массовой работы, как институты технической пропаганды, школы передового опыта и коммунистического труда, курсы по подготовке и повышению квалификации рабочих и инженерно-технических работников. Смотры резервов производства позволяли распространять знания в определенной системе, помогали изучать марксистско-ленинскую теорию в тесной связи с конкретными задачами коммунистического строительства, обеспечивали органическое единство общеобразовательного и профессионально-технического обучения с повышением идейно-политического уровня трудящихся. 70 См.: Шапкин М. Е. В. И. Ленин о коммунистическом воспитании и подготовке кадров.— В кн.: Партийные организации Восточной Сибири в борьбе за подготовку кадров для народного хозяйства. Иркутск, 1972; Карачаков Д. М. Подъем культурно-технического уровня работников промышленности Хакассии.— В кн.: Рабочий класс Сибири в условиях развитого социализма. Красноярск, 1974; Кургузов В. Л. Партийное руководство ростом общеобразовательного и профессионально-технического уровня рабочих на промышленных предприятиях Бурятской АССР (1966— 1970 гг.).— В кн.: Идеологическая работа партийных организаций Восточной Сибири в условиях развитого социализма. Иркутск, 1974; и др. 79 Докучаев Г. А. Новый этап в подъеме культурно-технического уровня рабочего класса в период развернутого строительства коммунизма (по материалам Сибири и Дальнего Востока).— Изв. Сиб. отд-ния АН СССР, 1964, № 5. Сер. обществ, наук, вып. 2; Аргучинцев К. Г. Повышение культурно-технического уровня трудящихся —• необходимое условие творческой активности масс и роста производительности труда.— Труды Иркут. ун-та им. Жданова, 1977, вып. 7, т. XVII; Нещеретний П. Работа с кадрами.— Партийная жизнь, 1970, № 2; Ланэ В. Ф. Роль партийного руководства в подготовке кадров в электротехнической промышленности Западной Сибири.— Там же; Савицкий И. М. Повышение профессионально-технического уровня рабочих тяжелой промышленности Западной Сибири в период упрочения и развития социализма (1938—1958 гг.). Новосибирск, 1977. Давайте попробуем хотя бы схематично представить молодежную аудиторию страны. Более половины жителей нашей страны — это молодежь в возрасте до 30лет. Молодые люди комсомольского возраста составляют большую часть коллективов промышленных предприятий и строек, около трети всех работников сельского хозяйства. Свыше восьми миллионов юношей и девушек — студенты вузов и техникумов; два миллиона — это учащиеся системы профессионально-технического образования; около десяти миллионов — учащиеся старших классов общеобразовательной школы. Из года в год все более «молодеет» научно-техническая интеллигенция. Сегодня сотни тысяч ученых — молодые люди, которым еще не исполнилось тридцать. Сварка является преобладающим способом получения неразъемных соединений при изготовлении, монтаже и ремонте объектов котлонадзора. Высокое качество сварных соединений при правильном применении основных и сварочных материалов и соответствии конструкции объекта требованиям правил безопасности обеспечивает надежность и безопасность объектов в эксплуатации. Поэтому профессиональной подготовленности сварщиков должно быть уделено большое внимание. Работы по сварке (прихватке) при изготовлении, монтаже и ремонте объектов котлонадзора допускается выполнять сварщикам, аттестованным в соответствии с Правилами аттестации сварщиков, утвержденными Госгортехнадзором СССР. Правилами установлен порядок аттестации сварщиков на право выполнения сварочных работ при изготовлении, монтаже и ремонте объектов котлонадзора. К аттестации допускаются сварщики не моложе 18 лет, имеющие свидетельство об окончании специализированного профессионально-технического училища или курсов по сварке, проработавшие по этой специальности не менее 6 мес., а при работах на автоматах, полуавтоматах и контактных машинах — не менее 3 мес. по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для технических училищ Рекомендован к изданию Государственным комитетом Совета Министров СС^Р^о профессионально-техническому образованию. по профессионально-техническому образованию Программы для обучения персонала, обслуживающего котлы, должны составляться на основе типовых программ, утвержденных в порядке, установленном Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию. 13.шОбучение рабочих на производстве должно проводиться в соответствии с «Положением о подготовке и повышении квалификации рабочих непосредственно на производстве» № 137/П—Л от 10 мая 1963 г., утвержденным Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и б. Государственным комитетом по профессионально-техническому образованию при Госплане СССР и ВЦСПС. Утверждено: Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных Союзов 18 октября 1968 г. тетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию по согласованию с ВЦСПС и Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы. Обучение новых рабочих свыше 6 месяцев может проводиться по отдельным сложным профессиям только с разрешения Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию. 5. Подготовка новых рабочих по сквозным и наиболее массовым профессиям и специальностям осуществляется по учебным программам, разрабатываемым и утверждаемым Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, а по остальным профессиям и специальностям — по программам, разрабатываемым и зтверждаемым министерствами и ведомствами на основе типовых программ, рекомендаций и инструктивных указаний Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию. Министерства и ведомства обеспечивают учебными программами подведомственные им предприятия и организации. Программы разрабатываются на основе методических рекомендаций Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию с учетом требований конкретной отрасли производства, уровня общеобразовательной и технической подготовки обучаемых рабочих. Нор\:й1ИбЫ о(юр\Д<л;ншл \ •;-сО1ь!.\ ш.) и часа-рскп.ч, Лгюораюри!', полигонов, учебных цехов и :. с;., а тзклч колнчсоы N чебно-н-хни'и-ских кабйисчон а классов для их-рсмическнх .занйиш ; ^ллюилйв^ю'гсн сосяаскгвующн.мп .'.п-пшсн-релвами, иедомствами па основе методических рекомендаций, рй'.рлбатывай.мых Государственным комитетом Совет Министров СССР по профессионально-техническому образованию. Рекомендуем ознакомиться: Проведении практических Проведении стендовых Проведению испытаний Проведенные исследования Проведенных испытаний Проведенными исследованиями Процессов эксплуатации Проведено обобщение Проверяемых поверхностей Проверяем прочность Проверяется параллельность Проверяется возможность Проверять соблюдение Проверяют отсутствие Проверяют правильность |