|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Подшипники изготовляютГидростатические подшипники используют также для повышения точности центровки валов в прецизионных машинах, уменьшения износа тяжелонагруженных подшипников в периоды разгона до гидродинамического режима смазки и в некоторых других случаях. i" Аэростатические (газостатические) подшипники используют, когда жидкие смазки неприменимы: при высоких скоростях вращения (> 50 тыс. об/мин), высоких (> 250°С) и низких (< —50°С) температурах, при работе в средах, вызывающих разложение ма'сел, в установках, подвергающихся радиации. Применение воздушной смазки также, целесообразно, когда трущиеся поверхности подвергаются загрязнению (открытые цилиндрические опоры и направляющие прямоугольного движения). В общем машиностроении чаще всего применяют подшипники классов Н, П, В. Прецизионные подшипники используют в специальных случаях (точные приборы, высокооборотные подшипниковые узлы). Существует очень много конструкций подшипников скольжения, которые подразделяются на два вида: неразъемные и разъемные. Неразъемный подшипник (рис. 13.1) состоит из корпуса и втулки, которая может быть неподвижно закреплена в корпусе подшипника или свободно заложена в него («плавающая втулка»). Неразъемные подшипники используют главным образом, в тихоходных машинах, приборах и т. д. Их основное преимущество — простота конструкции и низкая стоимость. Если корпус подшипника выполнен в виде фланца с опорной плоскостью, нормальной к оси вала, то такой подшипник называют фланцевым. Аэростатические (газостатические)_ подшипники используют, когда жидкие смазки неприменимы: при высоких скоростях вращения (> 50 тыс. об/мин), высоких (> 250°С) и низких (<—50°С) температурах, при работе в средах, вызывающих разложение масел, в установках, подвергающихся радиации. Применение воздушной смазки также целесообразно, когда трущиеся поверхности подвергаются загрязнению (открытые цилиндрические опоры и направляющие прямоугольного движения). В общем машиностроении чаще всего применяют подшипники классов Н, П, В. Прецизионные подшипники используют в специальных случаях (точные приборы, высокооборотные подшипниковые узлы). реже применяют шарико- и роликоподшипники (6%), биметаллические (6%) и металлокерамические (3%) втулки. Игольчатые и металлокерамические подшипники используют в основном в узлах с разовой смазкой. Чугунные втулки применяют в слабо нагруженных узлах (с pav не более 0,5 МПа-м/с). Для смазывания медленно вращающихся крупных подшипников с большой поверхностью скольжения (упорные сфероконические роликоподшипники, конические роликоподшипники, бессепараторные подшипники) используют масла высокой вязкости: v=30Q— 500 мм2/с при 50°С (dmn=TOOG мм-мия"1); v=150— Для смазывания медленно вращающихся крупных подшипников с большой поверхностью скольжения (упорные сфероконические роликоподшипники, конические роликоподшипники, бессепараторные подшипники) используют масла высокой вязкости: v = 300— 500 мм2/с при 50°С (dmn='1000 мм-мия-'); v=150— Если подшипники используют для работы при повышенных температурах, то для обеспечения стабилизации размеров детали подшипника подвергают отпуску при температурах выше 150 "С (на 50 "С выше рабочих температур), что отражают в условном обозначении: Т, 71... 75 (температура отпуска соответственно 200, 225, 250, 300, 350, 400 °С). Детали таких подшипников имеют несколько пониженную твердость. Гидростатические подшипники используют также для повышения точности центровки валов в прецизионных машинах, уменьшения износа тяжел онагруженных подшипников в периоды раз- рИс. 16.12 Встроенные подшипники используют только там, где температура примыкающего цилиндра невелика и идущее по его металлу тепло не может сильно нагреть корпус подшипника. В основном они используются для опирания роторов ЦНД. Неответственные подшипники изготовляют из литейных сплавов Al — Si (АЛЗ; АЛ4; АЛ5), А1-М§(АЛ8), А1 - Си (АЛ10В; АЛ18В) предпочтительно отливкой в металлические формы (НВ 65 — 70). Целесообразнее изготовлять подшипники штампованием из деформируемых сплавов типа АК4, АК4-1 (НВ 80-90). Пластики, особенно термопласты, плохо поддаются механической обработке. Полиамидные и поликарбонатные подшипники изготовляют пресс-литьем, фторопластовые — горячим прессованием с приданием окончательных размеров в пресс-формах. Реактопласты (фенопласты) можно обрабатывать твердосплавным инструментом при малых подачах и высоких скоростях резания. Текстолитовые подшипники изготовляют из многослойной шифонной ткани, пропитанной бакелитом и спрессованной под давлением ~ 1000 кгс/см2 при 150-ISO'С. Полиамиды (как и все термопласты) плохо поддаются механической обработке. Капроновые и найлоновые подшипники изготовляют пресс-литьем в металлических формах с точностью размеров в пределах нескольких сотых миллиметра. Р е .ч и н о в ы е подшипники изготовляют методом горячей вулканизации двухслойными в металлической кассете с продольными канавками для лучшего Некоторые подшипники изготовляют со встроенными односторонними или двусторонними уплотнениями (с постоянным запасом пластичной смазки), с проточками на наружном кольце для установочной (фиксирующей) шайбы или с заменяющим последнюю упорным буртом. Чаще используют штампованные сепараторы, но иногда в подшипниках, преимущественно скоростных, применяют массивные сепараторы из латуни, бронзы, дюраля или трубочного текстолита. Существуют также самосмазывающие сепараторы из АСП-пластиков и наполненных фторопластов или поликарбонатов. Некоторые типы подшипников изготовляют с одним наружным или внутренним кольцом, а также без сепаратора. На рис. 1 представлены основные конструктивные разновидности стандартных шарикоподшипников: / — радиальный однорядный (ГОСТ 8338—75); 2 — то же, со стопорной канавкой (ГОСТ 2893—73); 3 — то же, с защитными шайбами (ГОСТ 7242—70*); 4 — радиальный сферический (ГОСТ 5720—75); 5 — магнетный; 6 — радиально-упор-ный (ГОСТ 831—75) с замком на наружном кольце; 7 — то же, с замком на внутреннем кольце; 8 — трех- или четырехконтактный (ГОСТ 8995—75); 9 — упорный одинарный (ГОСТ 6874—54*); 10 — то же, сферический, с подкладным кольцом; // — то же, двойной (ГОСТ 7872—75). На рис. 2 показаны наиболее характерные типы роликоподшипников: / — без бортов на наружном кольце (ГОСТ 8328—75); 2 — без бортов на внутреннем кольце (ГОСТ 8328—75); 3 — с одним бортом на внутреннем кольце (ГОСТ 8328—75); 4 — закрытый, с плоской приставной шайбой (число их разновидностей больше десяти, не считая конструктивных модификаций сепараторов, ГОСТ 8328—75); б — конический роликоподшипник (ГОСТ 333—71); в двух- и четырехрядном исполнении (ГОСТ 6364—68 и 8419—75); 6 — радиальный сферический двухрядный роликоподшипник (ГОСТ 5721—75) с бочкообразными телами качения; 7 — игольчатый подшипник (ГОСТ 4657—71) комплектный без сепаратора (может быть и с сепаратором); 8 — то же, со штампованным наружным кольцом (ГОСТ 4060—60); 9 — упор- чатых подшипниках благодаря отсутствию сепаратора и небольшому диаметру роликов потери на трение больше, чем у других типов. Для уменьшения габаритов радиальные однорядные подшипники изготовляют без одного из колец. Когда опоры воспринимают значительные радиальные нагрузки и размеры опорного узла в радиальном направлении ограничены, применяют двухрядные подшипники с цилиндрическими роликами (рис. 4.64, г). В подшипниках с цилиндрическими роликами не допускается перекос осей колес, так как при этом нарушаются нормальные условия контакта роликов с кольцами. стых подшипников. Пористые подшипники изготовляют в виде деталей точных размеров с допусками по диаметру и длине по 3-му и даже по 2-му классу точности. Установка пористых втулок (при массовом применении) производится прессом вин- Некоторые подшипники изготовляют со встроенными односторонними или двусторонними уплотнениями (с постоянным запасом пластичной смазки), с проточками на наружном кольце для установочной (фиксирующей) шайбы или с заменяющим последнюю упорным буртом. Чаще используют штампованные сепараторы, но иногда в подшипниках, преимущественно скоростных, применяют массивные сепараторы из латуни, бронзы, дюраля или трубочного текстолита. Существуют также самосмазывающие сепараторы из АСП-пластиков и наполненных фторопластов или поликарбонатов. Некоторые типы подшипников изготовляют с одним наружным или внутренним кольцом, а также без сепаратора. На рис. 1 представлены основные конструктивные разновидности стандартных шарикоподшипников: / — радиальный однорядный (ГОСТ 8338—75); 2'.— то же, со стопорной канавкой (ГОСТ 2893—73); 3 — то же, с защитными шайбами (ГОСТ 7242—70*); 4—радиальный сферический (ГОСТ 5720—75); 5 — магнетный; 6 — радиально-упор-ный (ГОСТ 831—75) с замком на наружном кольце; 7—то же, с замком на внутреннем кольце; 8 — трех- или четырехконтактный (ГОСТ 8995—75); 9 — упорный одинарный (ГОСТ 6874—54*); 10 — то же, сферический, с подкладным кольцом; 11 — то же, двойной (ГОСТ 7872—75). На рис. 2 показаны наиболее характерные типы роликоподшипников: / — без бортов на наружном кольце (ГОСТ 8328—75); 2 — без бортов на внутреннем кольце (ГОСТ 8328—75); 3 — с одним бортом на внутреннем кольце (ГОСТ 8328—75); 4 — закрытый, с плоской приставной шайбой (число их разновидностей больше десяти, не считая конструктивных модификаций сепараторов, ГОСТ 8328—75); 5 — конический роликоподшипник (ГОСТ 333—71); в двух- и четырехрядном исполнении (ГОСТ 6364—68 и 8419—75); 6 — радиальный сферический двухрядный роликоподшипник (ГОСТ 5721—75), с бочкообразными телами качения; 7 — игольчатый подшипник (ГОСТ 4657—71) комплектный без сепаратора (может быть и с сепаратором); 8 — то же, со штампованным наружным кольцом (ГОСТ 4060—60); 9 — упор- *' т», JDT и Z см. в табл. 106 (для радиально-упорных однорядных шариковых подшипников с теми же размерами d и D). *2 Подшипники изготовляют только по классам точности выше 0, либо они имеют специальные конструктивные или технологические отличия и предназначены для работы в особых условиях: при повышенных требованиях к точности, при температуре окружающей среды свыше 100° С, при неудовлетворительных условиях смазки, работе в вакууме и т. д. Применение этих подшипников допускается ВНИПП только для узлов, работающих в этих особых условиях. Для тепловозов разработаны сплавы алюминия с содержанием 9—10% олова, упрочненные различными добавками меди, никеля, кремния. Их применяют для изготовления толстостенных (20 мм) тяжелонагруженных подшипников транспортных дизельных двигателей, а также тонкостенных (до 7 мм) подшипников. Толстостенные подшипники изготовляют в монометаллическом исполнении, тонкостенные — преимущественно в биметаллическом исполнении. Рекомендуем ознакомиться: Периодически смазывать Периодической литературе Периодической структурой Периодическое перемещение Периодического перемещения Периодическому изменению Периодическом погружении Периодическую структуру Перитектической горизонтали Перлитная структура Парамагнитного резонанса Перманганатной окисляемости Перпендикулярные направлению Перпендикулярных направления Перпендикулярных плоскостях |