Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Периодического смачивания



Исследования контактной коррозии пары алюминиевый сплав — сталь СтЗ, проведенные путем периодического погружения в 0,1%-ный раствор хлорида натрия на 10 мин с последующей выдержкой на воздухе в течение ~ 50 мин, показывают, что скорость коррозии составляет 0,08—0,12 мм/год для сплавов В92, В93, 01915 и 0,02—0,04 мм/год для сплавов АМг5, АМгб, АДЗЗ.

Метод периодического погружения в электролит применяется не только для испытания изделий, используемых в судостроении или гидротехнических сооружениях, но и для изделий, работающих в атмосферных условиях. Поскольку при этом виде испытаний коррозионный процесс большую часть времени протекает в тонком слое электролита, скорость коррозии металлов, у которых контролирующим является катодный процесс, значительно возрастает.

Для проведения испытаний в условиях периодического погружения образцов в электролит применяют аппараты из инертного материала (рис. 2.3). Частота вращения дисков, на которых в радиальных прорезях укрепляются образцы, выбирается с таким расчетом, чтобы осуществлялся выбранный режим смачивания.

Периодическое обрызгивание, так же как и периодическое смачивание, способствует ускорению процесса коррозии, особенно в том случае, когда электролит содержит хлорид-ионы. Ускорение создается за счет создания на поверхности металла тонкой пленки электролита, в которой катодный процесс развивается более интенсивно. Этот способ отличается от периодического погружения в электролиты только тем, что здесь не обеспечиваются условия для смывания продуктов коррозии и они более прочно связаны с металлом. Кроме того, в продуктах коррозии накапливаются соли, содержащиеся в электролитах.

Лаборатория Баттел-Колумбус проводит для ВВС США исследования новых материалов, которые могут найти применение в перспективных 'системах оружия. В рамках этих исследований проведены и испытания на коррозионное растрескивание [159, 160]. Образцы подвергались че-'тырехточечному нагружению до 80 % предела текучести в условиях периодического погружения (на 10 мин с 50-мин интервалами) в 3,5 %-ныЙ раствор NaCl. Продолжительность экспозиции 1000 ч. Испытывалось по 7 образцов каждого материала. Растрескивание не происходило на всех образцах следующих сплавов: 15-5РН (Н1025), кованый пруток; НР9№ — 4Со — 0,20С, кованый пруток; РН13-8Мо (Н1000), кованый пруток; 7049-Т76, прессованный пруток; Инконель 702, лист (состаренный) ; Инконель 706, кованый пруток (термообработка, увеличивающая -сопротивление ползучести); 17-4РН (Н900), пруток, электрошлаковая переплавка; Удимет 710, кованый пруток; Х7050-Т7Е56, ручная ковка; 2214-Т351 (процесс Alcoa 417), плита; Ti — 6A1 — 4V (DBHT), деталь, изготовленная диффузионной сваркой.

Большая часть проведенных в последнее время исследований посвящена коррозионному растрескиванию высокопрочных алюминиевых сплавов, в частности сплава 7075, представляющего систему Al — iZn — Mg—Мп. В 1972 г. Американская алюминиевая компания опубликовала данные о влиянии легирующих добавок или замещения компонентов этого сплава другими элементами на коррозию под напряжением [197]. Короткие поперечные образцы испытывали на растяжение при постоянной деформации в промышленной атмосфере (Нью-Кенсингтон, Пенсильвания, США) и в условиях периодического погружения в 3,5%-ный раствор NaCl. Наблюдавшиеся изменения свойств, вызванные изменениями состава, можно обобщить следующим образом:

В результате всех этих исследований Американской алюминиевой компанией был разработан сплав МА15 [199]. При 30-сут испытаниях в условиях периодического погружения в 3,5 %-ный раствор NaCl была отмечена хорошая стойкость к коррозионному растрескиванию коротких поперечных образцов, нагруженных до 170 МПа (значение предела текучести в продольном направлении 420 МПа). Сплав с оптимальным сочетанием прочности и стойкости к коррозии под напряжением содержит 5,5—6,5 %' Zn, 1,9—2,4 % Mg, 2,25—2,75 % Си, 0,08-0,14 % Zr, 0,12 % Fe, 0,10 % Si (max) и 0,04 % Ti (max). Однако при более продолжительных испытаниях (84 дня) в 3,5 %-ном растворе NaCl были получены противоречивые результаты, поэтому окончательную оценку стойкости этого сплава предполагалось дать после проведения продолжительных атмосферных коррозионных испытаний. Коррозионные и механические свойства промышленных образцов сплава МА15 (плиты толщиной от 2,5 до 15 см) в трех состояниях термообработки позже были исследованы в сравнении со сплавами 7075-Т651, 7075-Т7351, 7079-Т651 и 2024-Т351 [200]. При равных прочностях сплав МА15 обладал более высокой стойкостью к расслаивающей коррозии и коррозионному растрескиванию, более высокой ударной вязкостью и лучшими усталостными свойствами по сравнению с известными промышленными сплавами. При одинаковой стойкости к коррозионному растрескиванию под напряжением сплав МА15 обладал более высокой прочностью, чем другие алюминиевые сплавы.

В лаборатории Американской алюминиевой компании были проведены 4-летние сравнительные испытания на коррозионное растрескивание различных сплавов с использованием методов механики разрушения и обычных методов [208]. Исследования проводили на промышленных образцах плит и прутка толщиной 50,8—63,5 мм из 13 алюминиевых сплавов, 13 дисперсионнотвердеющих нержавеющих сталей и 2 титановых сплавов. Нагруженные болтами компактные образцы для испытаний на растяжение с предварительно нанесенной трещиной экспонировались в условиях периодического погружения в 3,5%,-ном растворе NaCl, а также в атмосфере морского побережья и в промышленной атмосфере. В случае алюминиевых сплавов низким пороговым нагрузкам, приводящим к растрескиванию гладких образцов, соответствовали и низкие критические значения Kiscc для образцов с усталостной трещиной. Справедливо и обратное: сплавы с высокими пороговыми значениями нагрузок, при которых разрушались гладкие образцы, обладали и высокими значениями параметра Kiscc- В то же время для большинства дисперсионнотвердеющих сталей и обоих титановых сплавов наблюдались низкие значения Kiscc и большие скорости растрескивания под напряжением, хотя разрушение гладких образцов происходило при высоких уровнях нагрузки.

Метод попеременного смачивания и высушивания испытуемых деталей, получивший широкое распространение, является обычно более энергичным в коррозионном отношении, чем метод постоянного погружения в воду или в растворы солей. Для испытания на коррозию по методу периодического погружения применяются разнообразные приборы, из которых следует отметить колесо Гарднера [12], а также аппараты Гопиуса и ЦНИИТМАШ, так называемые таух-аппараты.

Существенными недостатками прибора Гарднера являются относительная трудность регулирования времени пребывания образцов в растворе и на воздухе и невозможность одновременного испытания разных металлов и покрытий. Таух-аппараты лишены указанных недостатков и являются более удобными и совершенными приборами для 'периодического погружения образцов в жидкость.

Режимы испытаний черных и цветных металлов методом периодического погружения, применяющиеся у нас и за границей [36], приведены в табл. 9.

Коррозия вблизи ватерлинии, т. е. в зоне периодического смачивания (от 0,4 до 1 м и более над уровнем морской воды), часто бывает усиленной (рис. 284), что обусловлено облегченным доступом кислорода к поверхности металла, ухудшением условий для возникновения и сохранения защитных пленок на металле при периодическом смачивании и энергичным коррозионным воздействием брызг морской воды (при быстром испарении брызг образуются кристаллики морской соли, смоченные насыщенным раствором, которые затрудняют появление и сохранение защитных пленок; лучи солнца нагревают металлы и ускоряют коррозионный процесс в условиях усиленной аэрации).

Значительно продлить срок службы морских судов и сооружений можно рациональным конструированием например, равномерным распределением в конструкции напряжений, применением средств защиты, удалением ответственных элементов из зоны периодического смачивания, устранением контактной коррозии и т. д.

Известен опыт применения боридных покрытий для защиты от коррозии и наводороживания теплообменников. Теплообменники, изготовленные из стали 10, эксплуатировались в условиях воздействия конденсации паров серной кислоты, образующихся из продуктов сгорания сернистого топлива. Боридное покрытие, состоящее из двух слоев FeB и FeB2, наносили при температуре 950 °С в виде порошкообразной смеси, содержащей 98 % В4С, 1,5 % A1F3 и 0,5 % парафина. Такое покрытие позволяет повысить в 10 раз коррозионную стойкость стали в наводороживающей сероводородсодержащей среде и одновременно повысить ее циклическую прочность. Испытания теплообменников, проведенные на стенде с переменным внутренним давлением при ртах = 0,7 МПа с частотой 0,12 Гц показали, что без покрытия теплообменники выдерживают от 20 до 160 тыс. циклов, с боридным покрытием — не менее 400 тыс. циклов [61. В слабокислых минерализованных растворах в условиях периодического смачивания цинковые покрытия, полученные электрохимическим и горячим способом, менее устойчивы, чем диффузионные слои из порошковой смеси. Оцинкованные диффузионным способом трубы в 25 раз устойчивее труб с цинковыми покрытиями из расплава и в 15 раз - с покрытиями, полученными электролитическим осаждением.

* Верхняя — газовоздушная зона; средняя — зона периодического смачивания нефтью; нижняя — зона воздействия сточной воды.

В связи с этим кинетику процесса определяет состояние поверхностной пленки влаги — с уменьшением ее толщины катодная деполяризация усиливается. То же происходит и вследствие конвекционного переноса кислорода, ускоряющего электродные реакции в зонах периодического смачивания и высыхания вдоль ватерлинии.

Рассматривая морскую и приморскую атмосферы, следует особо выделить наиболее коррозионноактивную зону периодического смачивания, где скорость коррозии стали достигает 0,2876 г/м2 • сут.

Испытаниям подвергали стеклопластики горячего отверждения на основе связующего ЭДТ10П, пенопласт ПС1, а также прессматериалы СТЭР-1-30 и др. По условиям воздействия агрессивной среды на полимерные материалы установлено, что наиболее тяжелыми являются условия периодического смачивания, в меньшей степени — условия выдержки в атмосфере и в еще меньшей степени — условия в патерне.

В зонах периодического смачивания и конденсации, а также у поверхности раздела фаз (ватерлиния) наблюдается очень сильное коррозионное разрушение. Усиленная коррозия металла в зоне ватерлинии объясняется работой микроэлементов, возникающих за счет изменения концентрации реагирующих веществ в щелевых зазорах мениска у поверхности раздела фаз. При конструировании следует предусматривать в зоне ватерлинии усиление пояса и возможность его замены.

смачиванию брызгами морской или речной воды. Поэтому, подбирая стали для свай оснований морских нефтепромысловых сооружений, необходимо исходить из того, что наибольшей коррозии сваи подвергаются в зоне периодического смачивания, а часть свай, находящаяся в морской воде, корродирует медленнее, следовательно, испытания следует проводить при периодическом смачивании методом переменного погружения. Сплавы для конструкций и приборов, подвергающихся периодическому нагреву и охлаждению во влажной воздушной атмосфере, необходимо испытывать конденсационными методами.

Существует несколько способов повышения скорости коррозии. Применительно к атмосферной коррозии или случаям периодического смачивания электролитом металла наиболее простым является увеличение продолжительности контакта металлической поверхности с электролитом. Поскольку в атмосферных условиях продолжительность воздействия электролита на металл ограниченна, при ее увеличении сокращается продолжительность испытания. В атмосферных условиях процесс контролируется скоростью кислородной деполяризации, и испытания необходимо проводить таким образом, чтобы металл подвергался возможно более длительному воздействию тонкого слоя электролита, но при этом толщину пленки не следует уменьшать бесконечно, так как в очень тонких слоях наряду с облегчением протекания катодной реакции может замедлиться анодная реакция.

На рис. 2.2 приведены экспериментальные данные, характеризующие влияние периодического смачивания 0,5 н. раствором NaCl на скорость коррозии некоторых металлов [7]. Из приведенных данных видно, что больше всего скорость коррозии в этих условиях возрастает у стали, чугуна и цинка; для дуралюмина также наблюдается некоторое увеличение скорости коррозии. Применение периодического смачивания по режиму 10 мин в электролите и 50 мин на воздухе для алюминиевых и магниевых сплавов является стандартным испытанием.




Рекомендуем ознакомиться:
Параметров используются
Параметров измеряемых
Параметров конденсата
Параллельных кривошипов
Параметров машинного
Параметров механизмов
Параметров находятся
Параметров настройки
Параметров неровностей
Параметров обработки
Параметров определяющих
Параметров оптимальной
Параметров относятся
Параметров полученных
Параллельных срединной
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки