|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Посадочных отверстий8.1. Определить годность колец подшипников класса точности 0 или 6 по результатам измерения посадочных диаметров внутреннего d и наружного D колец. Вид на-гружения Размеры посадочных диаметров, мм на вал в стальной или чугунный корпус Тил подшипников Вид на-гружения Размеры посадочных диаметров, мм Посадки Тип подшипников дифференцированный подход в сущности необходим и для других нормируемых в машиностроении > • ' . параметров (размеры посадочных диаметров, резьб и др.). На рис. 390, а—в приведен пример компонования вала с насадной деталью, опертую в бронзовой втулке. В,конструкции я выбор посадочных диаметров не продуман. Правильно назначен основной посадочный размер (диаметр опорной шейки) из числа нормальных (050). Далее допущены ошибки. С целью уменьшения расхода бронзы конструктор принимает толщину стенок втулки равной 3,5 мм, вследствие чего получается нестандартный размер наружного диаметра втулки (0 57). Стремясь увеличить прочность вала в насадном соединении, конструктор уменьшает диаметр вала по отношению к диаметру шейки на 2 мм на сторону, в результате чего получается нестандартный диаметр 046, который приводит к размеру резьбы М45 под затяжную гайку. В .конструкции г допущен значительный разнобой в размерах посадочных диаметров, резьб, шпонок и модулей зуба. В рациональной консТрук-ции д сокращено число посадочных размеров, унифицированы шОонки_ и модули Зубьев (т = 4). Необходимая прочность зуба малых зубчатых колес достигнута увеличением их длины. Итоги унификации представлены в табл. 34. В общей сложности номенклатура элементов сокращена с 16 до 7 наименований. В связи с тем, что выколачивание призматических шпонок из валов при разборке в условиях стесненных габаритов может представлять трудности, валы по возможности проектируют так, чтобы все детали могли быть демонтированы без удаления шпонок. Для этого валы делают с необходимым перепадом посадочных диаметров. ходимый натяг обеспечивается изготовлением соединяемых деталей с требуемой разностью их посадочных диаметров. После сборки на посадочной поверхности возникают контактное давление р и соответствующие ему силы трения, которые обеспечивают неподвижность соединения. Проектировочный расчет. Основной расчетной нагрузкой являются крутящий Мк и изгибающий Мк моменты **. Однако в начале расчета известен лишь момент Мк. Момент М„ можно определить только после разработки конструкции (чертежа) вала. Поэтому проектировочный расчет вала выполняют как условный расчет только на кручение в целях ориентировочного определения посадочных диаметров. При этом обычно определяют диаметр выходного конца вала, который испытывает одно кручение. Исходя из условия прочности вала на кручение [см. формулу (2.45)1, получим формулу проектировочного расчета: После определения посадочных диаметров вала, исходя и?, размеров насаживаемых на вал деталей и условий компоновки, устанавливают длину вала, места концентрации напряжений (шпоночные канавки, галтели и т. п.), назначают шероховатость поверхностей и выполняют проверочный расчет полученной конструкции вала. Коэффициенты запаса sn и ST прочности определяют по формулам (3.223) и (3.224). Расчетный коэффициент запаса прочности s в сечении У — / определяют по формуле (3.222). Если по расчету получилось s<[s], то следует изменить материал вала или произвести поверхностное упрочнение посадочных диаметров. Увеличение диаметра вала нежелательно, так как возрастает масса конструкции. Кинематическая точность передачи и точность по нормам контакта, кроме прочих причин, зависит от точности расположения посадочных поверхностей и базовых торцов валов, а также посадочных отверстий и базовых торцов колес. Поэтому на чертежах валов, зубчатых и червячных колес задают допуски расположения базовых поверхностей. Возможные исполнения фиксирующей опоры вала-червяка приведены на рис. 12.12. Так, на рие. 12.12, а для крепления подшипников в корпусе предусмотрен упорный буртик. Однако такие буртики усложняют обработку посадочных отверстий. 11рименение подшипника с упорным бортом на на- Кинематическая точность передачи и точность по нормам контакта кроме прочих причин зависит от точности расположения посадочных поверхностей и базовых торцов валов, а также посадочных отверстий и базовых торцов колес. Поэтому на чертежах валов, зубчатых и червячных колес задают допуски расположения базовых поверхностей. Часто опоры валов размещают не в одном, а в разных корпусах. К таким случаям можно отнести, например, опоры валов приводных и натяжных станций конвейеров. Корпуса, в которых размещают подшипники, устанавливают на раме привода или на раме конвейера. Неизбежные погрешности изготовления деталей и сборки приводят к перекосу и смещению осей посадочных отверстий корпусов подшипников относительно друг друга. К погрешностям изготовления относят: погрешности расстояния от оси посадочного отверстия до базовой плоскости одного и другого корпусов подшипников; отклонения от параллельности осей посадочных отверстий по отношению к базовой плоскости обоих корпусов подшипников; погрешности в расположении базовых поверхностей плиты (рамы), предназначенных для установки корпусов подшипников. Поэтому значительны погрешности сборки, особенно в горизонтальной плоскости, после установки корпусов подшипников на плите (раме): радиальное смещение осей посадочных отверстий корпусов; отклонение от параллельности этих осей. Возможные исполнения фиксирующей опоры вала-червяка приведены на рис. 12.13. Так, на рис. 12.13, а для крепления подшипников в корпусе предусмотрен упорный заплечик, который, однако, усложняет обработку посадочных отверстий под подшипники. Применение подшипников с упорным бортом на наружном кольце (рис. 12.13, б) значительно упрощает конструкцию: гладкое отверстие в корпусе, отсутствует стакан. Поверхности сопряжения корпуса и крышки для плотного их прилегания шабрят или шлифуют. При сборке узла эти поверхности для лучшего уплотнения покрывают тонким слоем герметика. Прокладки в плоскость разъема не ставят из-за вызываемых ими искажения формы посадочных отверстий под подшипники и смещения осей отверстий с плоскости разъема. Вторая группа требований точности, которые предъявляют к деталям, связана с обеспечением норм кинематической точности и норм контакта зубчатых и червячных передач (ГОСТ 1643—81, ГОСТ 1758—81, ГОСТ 3675—81). Достижение необходимой точности зависит от точности расположения посадочных поверхностей и базовых торцов валов, а также посадочных отверстий и базовых торцов 1.3. Даны объем и стоимость изготовления упругих втулоч-но-пальцевых муфт и диаметрами посадочных отверстий в по' лумуфтах по ряду Ra20. Определить целесообразность изготовления муфт с диаметрами посадочных отверстий по ряду: a) Ra5; б) RalO; Одним из важнейших конструкто^ско-технологических мероприятий по уменьшению перекосов колец несамоустанавливающих-ся подшипников является обеспечение возможности выполнения посадочных отверстий в корпусах «нагроход» за одну установку. Однако решение этого вопроса зависит от схемы осевой фиксации вала и крепления колец подшипников Е корпусах, которое производится несколькими приемами: выполш нием буртиков в корпусе (рис. 5.14, 5.30), применением стакано i (рис. 5.15, 5.16, 5.19...5.21, Рекомендуем ознакомиться: Положение критической Положение мгновенного Положение нейтрального Положение объясняется Положение определяемое Положение относится Подвижного равновесия Положение подвижной Положение поворотом Положение рассматриваемой Положение регулятора Положение создается Положение выходного Положение усугубляется Положении изображенном |