Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Полимерного подшипника



С.Н.Дурновнм разработана флуктуационная теория прочности полимеров, согласно которой разрыв полимерного материала под действием внешних сил является процессом, зависящим от времени. Скорость его определяется соотношением энергии мехыолекулярных связей в тепловых флуктуации. (Флуктуацией навивают отклонение от равномерного распределения молекул вещества).

Рис. 58. Схема напыления порошка полимерного материала вихревым способом: 1 — стальной ящику 2 - изделие; 3 - перекладина; 4 -крышка; 5 - облако частиц полимера; 6 - пористая перегородка (мешковина); 7 -штуцер подачи воздуха

Структура полимерного материала способствует чрезвычайно неравномерному распределению внутренних усилий между отдельными молекулами. Основную нагрузку несут не более 20% цепных молекул. В основе разрушения наиболее нагруженных молекул лежит термо-флуктуационный механизм, согласно которому некоторые разрушенные связи восстанавливаются, но с ростом нагрузки число актов разрушения превышает число восстановлений (рекомбинаций). В соответствии с термофлуктуационной (кинетической) концепцией долговечность нагруженного тела как фундаментальная характеристика механической прочности отражает усредненную скорость протекания разрушения, связанного с накоплением повреждений в твердом теле. Систематические экспериментальные исследования долговечности твердых тел различной природы, в том числе и полимерных, привели к установлению основной закономерности, связывающей напряжение, абсолютную температуру и долговечность, известной как уравнение долговечности Журкова [38]:

где А — постоянная, зависящая от вида материала; t/o - энергия активации разрушения при отсутствии напряжения; a - напряжение; у- структурно-чувствительный коэффициент; k - постоянная Больцма-на. Экспериментальные исследования большого числа полимеров, посвященные изучению температурно-временной зависимости прочности полимеров, показывают, что параметр (70 в уравнении Журкова не зависит от изменения молекулярной массы (длины макромолекул), ориентации макромолекул (технологии получения и вытяжки) и пластификации (введения пластификатора). Вместе с тем параметр у заметно изменяется во всех этих случаях. Согласно этим данным энергия активации разрушения нечувствительна к изменениям структуры и может характеризовать свойства полимерного материала в качестве

Уравнение Журкова отражает температурно-временную зависимость прочности твердых тел при простом одноосном нагружении (растяжении). В то же время в процессе трения поверхностные слои трущихся тел испытывают напряжения различного вида и значительные деформации (особенно полимерные тела), приводящие к возникновению и накоплению микродефектов и к структурно-фазовым превращениям, которые сопровождаются изменением внутренней энергии, энтропии и других термодинамических параметров. Изменение названных термодинамических характеристик твердых тел (систем) наблюдается также при сжатии и растяжении тел. Подтверждение этому получено в ряде работ. Так, накопительный характер разрушения, наблюдаемый при объемной усталости, отмечен при изнашивании полимерных материалов [41]. Убедительным доказательством общности природы и механизма разрушения при фрикционном и одноосном нагружении являются полученная параллельность кривых фрикционной и объемной усталостей резин [42] и снижение сопротивления фрикционной усталости образцов полимерного материала, предварительно подвергнутых воздействию циклически изменяющейся осевой нагрузки или изгибу 43].

Для изучения влияния структурно-фазовых изменений в поверхностном слое полимерного материала на триботехнические характеристики пары трения в процессе 80-часового испытания наряду с исследованием структурно-фазовых изменений производили непрерывное измерение силы трения и износа образцов после 3, 6 и 12 часов трения и далее через каждые 8 часов работы. Максимальное значение интенсивности изнашивания зафиксировано после первых 3 часов, минимальное - в интервале 6-12 часов. В процессе дальнейшего трения увеличение интенсивности изнашивания чередуется с ее уменьшением, не выходя за пределы максимального значения, полученного в течение первых 12 часов (см. рис. 4.8). Наблюдаемые изменения интенсивности изнашивания связаны со структурно-фазовыми изменениями в поверхностном слое полимерных образцов и пленки фрикционного переноса.

Формирование диссипативных трибоструктур способствует переходу системы в стационарное состояние, когда термодинамические силы становятся постоянными, а производство избыточной энтропии, связанное с изменением термодинамических сил, равно нулю. Суммарно накопленную в объеме трибосистемы энтропию находим как сумму энтропии слабовзаимодействующих подсистем [65] (металлической и полимерной), согласно аддитивности термодинамических функций (блок С). Она определяет степень разрушения (износа) менее прочного полимерного материала (блок W) и по каналу обратной связи обеспечивает устойчивость стационарного состояния трибосистемы. Стационарное состояние характеризуется минимальным производством энтропии и диссипации ее окружающей средой и, как следствие, минимальными и постоянными значениями силы трения и скорости изнашивания. В случае увеличения силы трения по каким-либо причинам (например, вследствие разрушения и уменьшения площади диссипативных трибоструктур) немедленно повысится температура в зоне трения, что вызовет градиент термодинамических сил и появление избыточной энтропии dQ/dt (блок С). По каналу обратной связи информационный сигнал о производстве избыточной энтропии поступает в блок С 2 и вызывает ускорение процесса формирования диссипативных трибоструктур, локального производства энтропии и диссипации потока энтропии ./52- В результате этого ускорения восстанавливается площадь диссипативных трибоструктур, необходимая для поддержания стационарного состояния, температура и сила трения понижаются до прежних величин, производство избыточной энтропии уменьшается до нуля и трибосистема продолжает работать в стационарном режиме при минимальном производстве энтропии. Такой переходный процесс будет повторяться каждый раз при отклонении системы от стационарного состояния. При этом возвращение системы к минимальному производству энтропии осуществляется благодаря производству отрицательной энтропии (за счет отдачи конфигурационной энтропии окружающей среде) в период формирования диссипативных трибоструктур типа ЖКС, поскольку их образование происходит с энергетическим выигрышем и увеличением упорядоченности структуры полимерной фазы [66].

В главе 1 приведены сведения о физико-механических и триботех-нических свойствах различных полимерных композиционных материалов, применяемых для изготовления деталей узлов трения (трибосис-тем). Эти материалы представляют собой полимеры (фторопласт-4, полиэтилен, полиамид, поликарбонат и др.), модифицированные введением различных наполнителей. В главе 6 на примере ПТФЭ (фторопласт-4) подробно рассмотрено влияние наполнителей-модификатора на параметры надмолекулярной структуры полимера, которое в совокупности с физическими свойствами наполнителей определяет свойства модифицированного полимерного материала.

НАПОЛНИТЕЛИ полимерных материалов — вещества (гл. обр. тонкодисперсные порошкообразные и волокнистые), к-рые вводят в состав пластмасс, красок, резин, смесей и др. с целью облегчения переработки, придания необходимых св-в, а также удешевления. Н., улучшающие к.-л. св-во полимерного материала, наз. а к-т и в н ы м и, или усиливающими; не изменяющие св-в,— инертными; волокнистые Н. наз. также армирующими. В качестве Н. для пластмасс применяют древесную муку, хлоп-

Для кабелей связи ввиду особенностей их конструктивной формы и условий эксплуатации требуются некоторые мероприятия, отличающиеся от мероприятий по защите трубопроводов от коррозии. Все кабели телефонной и телеграфной связи имеют в соответствии с нормалью VDE 0816 либо совершенно герметичную металлическую оболочку вокруг сердечника, либо (если эти кабели выполнены целиком из полимерного материала) металлическую ленту для электрического экранирования [1, 2]. У кабелей с защитной оболочкой из джута и жидкотекучей массы над металлической оболочкой переходное сопротивление на землю значительно меньше, чем у кабелей с полимерной оболочкой. На центральных телефонных станциях или усилительных подстанциях металлические оболочки или экраны соединяют с эксплуатационным заземлителем, чтобы улучшить экранирующее действие оболочек кабеля и уменьшить переходное сопротивление на землю эксплуатационных заземлителей. Еще несколько лет назад применяли преимущественно кабели с металлической оболочкой. При наличии опасности коррозии для таких кабелей необходимо было предусматривать катодную защиту. Современные кабели слоистого типа с полимерной защитной оболочкой в катодной защите от коррозии в общем случае не нуждаются.

Для защиты от коррозии при укладке в землю свинцовую оболочку кабелей обвертывают несколькими чередующимися слоями пропитанной бумаги и жидкотекучего битума. Для механической защиты на кабелях небольшого диаметра предусматривается броня из тесно прилегающих друг к другу витков круглой проволоки; на кабелях большого диаметра выполняется броня в виде плющеной проволоки (плоской оплетки). Поверх брони располагается слой пропитанного джута, который хотя и дает некоторую защиту от коррозии, но не обеспечивает электрической изоляции оболочки кабеля по отношению к земле. Бесспорные преимущества по защите от коррозии имеют бесшовные и беспористые оболочки (шланги) из полиэтилена толщиной 1,6—4,0 мм. Активная катодная защита от коррозии поэтому применяется главным образом для кабелей со свинцовой оболочкой, имеющих джутовую изоляцию. Кабели с оболочками из других металлов могут быть подключены к системе катодной защиты, но при этом должны быть проведены особые предупредительные мероприятия [3]. У кабелей с гофрированной стальной оболочкой жилы охватываются лентой из углеродистой стали, сваренной продольным швом без нахлестки. На изготовленной таким способом трубе-оболочке выполняют поперечные гофры для придания ей гибкости. Впадины гофров заполняют пластичной массой, прочно сцепляющейся и с металлом, и с полимерным материалом, а затем всю конструкцию обматывают лентой из полимерного материала. Поверх этого слоя далее получают экструдированием полимерную оболочку из полиэтилена. Полимерная оболочка получается практически беспористой и поэтому обеспечивает хорошую защиту от коррозии. Дефекты могут образоваться только на муфтах и в местах механических повреждений.

Как показали специальные исследования [22], посредством термообработки можно достичь стабильного значения температурного коэффициента линейного расширения кристаллического полимера на всем температурном интервале эксплуатации полимерного подшипника, что имеет большое значение для расчета изменения сборочного зазора в сопряжении вал — полимерный подшипник при нагреве в процессе эксплуатации. Значение этого коэффициента становится независимым от толщины отливаемой детали и режима ее изготовления.

Рис. 27. Расчетная схема полимерного подшипника скольжения

Самым ответственным этапом расчета нагрузочной способности полимерного подшипника является определение параметра теплоотвода узла /Сто, в ко-

Если корпус относится к типу /// (рис. 28), то расчет параметра Кк следует осуществлять в месте, где ожидается наименьший теплоотвод, т. е. в наиболее опасном с точки зрения работоспособности полимерного подшипника. На схеме корпуса типа /// это соответствует участку, расположенному под шестерней блока, имеющей наименьший диаметр делительной окружности 2л2. При выборе опасного места не следует принимать во внимание участки ступицы с относительной протяженностью 2/ic/(rfc— d]) *? 1, где hc и rfc— соответственно ширина и наружный диаметр ступицы.

По рис. 34 можно определить теплоотвод корпусной стенки при различном исполнении полимерного слоя ТПС. Как видно из графиков, при увеличении толщины стенок (в 2 раза от 18 до 35 мм) теплоотводящая способность корпуса, при прочих равных условиях, повышается незначительно (не более чем на 20%). Рассчитываемый параметр заметно повышается с увеличением коэффициентов теплообмена. Однако при переходе от одного расчетного значения сгк к ближайшему по значению параметр /СКБ изменяется максимум на 20%. Таким образом, пользуясь рис. 34, путем интерполирования можно найти параметры теплоотвода любого реального корпуса при работе в его стенке полимерного подшипника.

На рис. 35—38 приведены зависимости теплоотвода зубчатых колес различных размеров от параметра V полимерного подшипника, являющегося их опорой.

Рис. 53. Схема температурных перемещений рабочей поверхности полимерного подшипника скольжения

чину 6Т [см. формулу (5)]. Это изменение происходит за счет расширения вала и перемещения рабочей поверхности подшипника. Особенностью полимерного подшипника является наличие рабочего слоя из полимера—материала с более высоким (по сравнению с металлом) температурным коэффициентом линейного расширения (ТКЛР). Диаметральному расширению полимерного слоя препятствует металлический корпус, температура которого обычно значительно ниже, чем температура полимерного слоя. Поэтому температурное перемещение полимерного слоя обычно осуществляется в сторону вала.

Рис. 61. Зависимость коэффициента Кг от исполнения полимерного подшипника в корпусе С наружным диаметром dt до 200 мм (Kg — 0, обозначения кривых см. рис. 59)

Рис. 62, Зависимость коэффициента Kz от и полнения полимерного подшипника в^корпусе с наружным диаметром d2 до 300 мм (К — 0, обозначения^кривых см. рис. 59)"

Графики, приведенные на рис. 63, рекомендуется использовать для определения температурного изменения зазора при эксплуатации полимерного подшипника в корпусной детали. _




Рекомендуем ознакомиться:
Постепенное изменение
Постепенное возрастание
Постепенного повышения
Постепенного увеличения
Постепенно накапливаются
Постепенно переходит
Постепенно приобретает
Постепенно становится
Постепенно уменьшать
Постепенно увеличивающейся
Погрешностями измерений
Постоянный температурный
Постоянные определяемые
Постоянные составляющие
Постоянные зависящие
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки