Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Потребительная стоимость



Обществу небезразличен объем овеществленного и живого труда, с помощью которого будет повышено качество продукции. В конечном итоге выпуск изделий повышенного качества определяется экономической целесообразностью. Если производство продукции с более высокими физико-техническими характеристиками приведет к увеличению затрат на предприятии-изготовителе и в эксплуатации и снизит экономическую эффективность потребления данной продукции, значит, она не может удовлетворить потребности народного хозяйства. Повышение качества продукции, создание новых потребительных стоимостей для народного хозяйства являются фактором повышения производительности всего совокупного общественного труда. Поэтому производство продукции даже самого высокого качества, но не обеспечивающей экономию совокупного общественного труда, является бессмысленным.

II подразделениях общественного производства и между ними. Качество средств производства прямо сказывается на величине фонда возмещения совокупного общественного продукта, а следовательно, и на абсолютных размерах и темпах прироста национального дохода. Оно оказывает самое непосредственное воздействие на рациональное использование фонда накопления, ускорение оборачиваемости оборотных средств, снижение издержек обращения и потребления и т. д. Производство орудий труда (машин, оборудования), отвечающих новейшим достижениям мировой науки и техники, расширяет рамки их применения, позволяет полнее и с наименьшими затратами удовлетворять общественные потребности, т. е. дает экономический выигрыш. 'Он тем больше, чем лучше качество каждой единицы продукции, чем больше масштабы ее производства. Удовлетворение растущих общественных потребностей не только путем увеличения объема потребительных стоимостей, но главным образом и путем улучшения их качества соответствует интенсивному типу развития производства и является характерной чертой современной научно-технической революции.

Далее, потребительная стоимость проявляется в потреблении. Это же относится и к категории качества. Именно в потреблении происходит оценка качества потребительных стоимостей, их соответствие сложившимся потребностям. Потребление выполняет в данном случае роль обратной связи для тех сфер, где происходит конституирование потребительной стоимости, а ее качеству придаются определенные технико-экономические параметры.

Создание системы управления качеством продукции предполагает детальную разработку проблемы взаимосвязи качества и- потребностей. Она будет способствовать решению важной_ задачи — максимизации потребительной стоимости при данных затратах или, напротив, минимизации затрат, необходимых для достижения выпуска определенной массы потребительных стоимостей. При достижении соответствия между уровнем качества продукции и общественными потребностями необходимо учитывать несколько возможных вариантов.

Во-первых, технико-экономические параметры продукции ниже реально существующих общественных потребностей. Это может быть связано с рядом обстоятельств: с несовершенством конструкции, изделия, с низкокачественным изготовлением продукции, с ее неправильной эксплуатацией и т. д. Независимо от этого для удовлетворения своих потребностей общество вынуждено увеличивать количество производимых потребительных стоимостей, выделять дополнительные затраты на их ремонт и эксплуатацию и т. д., т. е. использовать дополнительный труд.

требностей. В таком случае потребности удовлетворяются с наименьшими затратами общественного труда, ибо весь воплощенный в потребительной стоимости труд признается общественно необходимым. Такое сочетание качества потребительных стоимостей с общественными потребностями будет оптимальным. Оно обеспечивает наибольшую эффективность при потреблении данной продукции. Следовательно, оптимальный уровень это и есть общественно необходимый уровень качества продукции. Это предел, выше либо ниже которого производить затраты экономически нецелесообразно.

Достижение соответствия между качеством потребительных стоимостей и общественными потребностями предполагает, прежде всего, усиление планирования. Исходным условием должно быть точное представление об уровне, тенденциях развития и структуре общественных потребностей. Это позволило бы планирующим органам действенно учитывать эластичность потребностей, их изменение во времени и в территориальном разрезе. Сообразно с этим они смогли бы в большей мере обеспечить соответствие выпускаемой продукции общественной потребности в них, т. е. заранее, до процесса производства добиваться признания выпускаемой продукции как общественно потребительной стоимости.

Целью интенсификации производственных процессов является повышение производительности общественного труда. А через рост производительности общественного труда проявляется увеличение эффективности использования машин (технологического оборудования), сущность и назначение которых заключается в увеличении массы создаваемых потребительных стоимостей, облегчении труда.

В общем виде критерием использования рабочих машин (оборудования) будет увеличение массы создаваемых потребительных стоимостей при тех же или даже меньших общественных затратах их производства.

Таким образом, отличительным признаком потребительной стоимости от других материальных тел является полезность. Только при ее наличии вещь может быть отнесена в группу потребительных стоимостей. Здесь полезность служит как бы ситом, с помощью которого полезные для человека предметы (потребительные стоимости) выделяются из общей массы природных и созданных человеческим трудом материальных тел. «Полезность вещи, — писал К- Маркс,— делает ее потребительной стоимостью» [3].

Повышение производительности труда, сокращение его затрат сопровождаются соответствующим снижением стоимости продукции, поскольку при этом увеличивается количество создаваемых за одно и то же время потребительных стоимостей. Тогда действующие машины и другие орудия труда переносят на каждую единицу продукции меньше дополнительного труда, чем та часть, которая экономится вследствие сокращения затрат живого труда. То же характерно для предметов труда (сырья и материалов), поскольку с повышением производительности труда их стоимость понижается.

Моральный износ машины вызывается тем, что ее потребительная стоимость становится ниже допустимого для данной отрасли промышленности уровня, Замена устаревших машин новыми осуществляется в социалистических условиях планомерно, с учетом экономических факторов и перспектив развития данной отрасли,

Потребительная стоимость заключается в способности вещи удовлетворять те или иные потребности, меру же удовлетворения этих потребностей определяет качество продукции.

«Так как товар,— писал К. Маркс,— покупается покупателем не потому, что он имеет стоимость, а потому, что он есть «потребительная стоимость» и употребляется для определенных целей, то само собой разумеется: 1) что потребительные стоимости «оцениваются», т. е. "исследуется их качество (точно так же, как количество их измеряется, взвешивается и т. п.); 2) что когда различные сорта товаров могут заменить друг друга для тех же целей потребления, тому или иному сорту отдается предпочтение...» [1, 19, 387], т. е. качество изделия определяется путем сравнения разновидностей одной и той же потребительной стоимости.

«Продукт процесса труда есть потребительная стоимость, вещество природы, приспособленное к человеческим потребностям посредством изменения формы.

Анализ качества продукции вообще и машин в частности со стороны экономической науки предполагает, прежде всего, уяснение ее как экономической категории. Экономические категории объективны, но не вечны. Они изменяются соответственно изменениям производственных отношений, логическим отражением которых они являются. «Категории так же мало являются вечными, как и те отношения, выражением которых они являются»1. Уяснение качества машин как экономической категории позволит, в свою очередь, определить ее связи и место в системе других, более сложных категорий: общественно необходимый уровень качества, потребительная стоимость, общественная потребность и др.

человека. Потребительная стоимость, рассматриваемая с точки зрения ее естественных свойств, не является экономической категорией. Она не несет никакой информации о характере общественных производственных отношений, следовательно, не может быть объектом изучения со, стороны экономической теории.

«Какова бы ни была общественная форма богатства, — отмечал К. Маркс, — потребительные стоимости всегда образуют его содержание, вначале безразличное к этой форме. По вкусу пшеницы нельзя определить, кто ее возделал: русский крепостной, французский мелкий крестьянин или английский капиталист... Потребительная стоимость в этом безразличии к экономическому определению формы, т. е. потребительная стоимость как потребительная стоимость, находится вне круга вопросов, рассматриваемых политической экономией»1.

Естественная сторона потребительной стоимости не остается неизменной. По мере успехов естественных и технических дисциплин, накопления производственного опыта происходит все более полное познание полезных и «отрицательных» свойств вещей и методов их использования. В одних случаях люди открывают новые свойства давно известных предметов, в других — создают принципиально новые свойства, что дает возможность, в свою очередь, производить новые средства производства и предметы потребления. В этом состоит один из аспектов специфически исторического характера потребительной стоимости. Рассматриваемая с точки зрения естественных свойств потребительная стоимость, «хотя и является предметом общественных потребностей и потому включена в общественную связь», представляет собой объект изучения товароведения, материаловедения и ряда технологических дисциплин. Сказанное не означает, что представители теоретической экономии и конкретных экономических дисциплин должны отгородиться глухим забором от достижений естественно-технических дисциплин. Напротив, знание этого позволит глубже видеть тенденции и возможности экономического развития, намечать пути совершенствования производства и т. д. Справедливо считает проф. В. Н. Черновец, что экономисты не должны пренебрегать «товароведческими аспектами потребительной стоимости. Совершенно ошибочно относить к числу второстепенных вопросов все то, что лежит за границами политической экономии. Политэкономический снобизм некоторых ученых вредит делу...» 2.

Возникновение товарно-денежных отношений означало и качественно новый шаг в развитии потребительной стоимости. Она становится фактором товара. Без общественной потребительной стоимости, без ее способности удовлетворять потребности «других» нет товара. Это обстоятельство подчеркивалась К. Марксом: «Вещь может быть полезной и быть продуктом человеческого труда, но не быть товаром. Тот, кто продуктом своего труда удовлетворяет свою собственную потребность, создает потребительную стоимость, но не товар. Чтобы произвести товар, он должен произвести не просто потребительную стоимость, но потребительную стоимость для других, общественную потребительную стоимость» 2. Фактором товара, следовательно, является не «просто потребительная стоимость», а общественная потребительная стоимость.

Но специфика общественной потребительной стоимости как фактора товара состоит не только в этом. Известно, что продукт труда может быть предназначен для чужого потребления не будучи товаром (например, продукт труда крепостного крестьянина, присваемый_ феодалом). Особенность товара заключается в том, что он поступает в чужое потребление лишь через процесс обмена, а это означает, что потребительная стоимость товара неразрывно связана с его меновой стоимостью 3. Именно здесь обнаруживается,

3 К. Маркс подчеркивал, что с научной точки зрения товар следует характеризовать как единство потребительной стоимости и стоимости. «Ко/да мы в начале этой главы, придерживаясь общепринятого обозначения, говорили: товар есть потребительная стоимость и меновая стоимость, то, строго говоря, это было неверно. Товар есть потребительная стоимость, или предмет потребления, и «стоимость» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 70).




Рекомендуем ознакомиться:
Позволяющих осуществлять
Потребляемой компрессором
Позволяющим регулировать
Позволяют автоматизировать
Позволяют использовать
Позволяют количественно
Позволяют наблюдать
Позволяют обнаруживать
Позволяют описывать
Позволяют осуществлять
Позволяют правильно
Позволяют применять
Построить траекторию
Позволяют проверить
Позволяют рассмотреть
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки