Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Потребительной стоимости



Во-вторых, характеризуя качество продукции степенью его соответствия чертежам, требованиям технических условий, стандартам и т. д., ни один из авторов еще не предложил метод измерения этих степеней качества. И это неслучайно, так как в практике промышленного производства, в частности машиностроения, таких степеней нет. Есть продукция годная, т. е. полностью соответствующая всем необходимым требованиям, указанным в технической документации, и есть продукция бракованная, которая имеет какие-либо отступления от проекта. Когда мы говорим о качестве продукции, то подразумеваем продукцию, обладающую потребительной стоимостью, т. е. определенной полезностью. Бракованная же продукция не обладает такой полезностью, и поэтому характеризовать ее какой-либо степенью качества (очевидно, в зависимости от количества и значимости имеющихся отклонений), по крайней мере, бессмысленно.

Вместе с тем любая промышленная продукция, наделенная самыми качественными характеристиками, не обнаруживает своего качества, пока не становится потребительной стоимостью, так как свойства продукции проявляются не самопроизвольно, а только при потреблении самого изделия. Поэтому под потребительским качеством подразумевается группа свойств, которая проявляется именно в процессе потребления продукции, т. е. то, что другими авторами называется качеством продукции. Иными словами, элементы производственного качества, заложенные при производстве продукции, формируют потребительское качество, проявляемое при потреблении изделия. Именно в указанной условности заложен смысл применения этой терминологии.

Если производство не учитывает этих изменений и продолжает выпускать изделия, не обладающие общественной полезностью, то такая продукция не находит себе применения, она перестает быть потребительной стоимостью, что в конечном итоге наносит колоссальный ущерб всей экономике страны.

В свою очередь, степень обеспечения параметров производственного качества и оценка качества текущей продукции целиком зависят от качества выполнения производственных процессов, т. е. качества работы производственных подразделений предприятия, слагаемого из качества труда каждого исполнителя. Процесс промышленного производства, вещественно выраженный созданной потребительной стоимостью, есть результат труда людей, качество которого и является главным фактором, предопределяющим качество самих изделий.

Качество продукции — это свойство потребительной стоимости, отражающее степень удовлетворения потребности общества в данном изделии. Продукция, на которую Поступила рекламация, как и брак в производстве, не обладает потребительной стоимостью и судить о качестве брака, как меры удовлетворения потребности, неправомерно, так как нельзя оценивать то, чего нет. Рекламации характеризуют не качество выпущенных предприятием изделий, а качество работы самого предприятия, в том числе и качество выполнения производственных процессов.

I Под потребительной стоимостью понимается полезность, благо, ее способность благодаря своим свойствам удовлетворять человеческие потребности то ли в качестве средств производства и предметов потребления, то ли в качестве услуг.»

Что касается экономической стороны исследуемой категории, то она представлена общественной потребительной стоимостью. Ее возникновение связано с развитием общественного разделения труда. ,

нии значения, роли потребительной стоимости, происходящей под воздействием господствующих производственных отношений. Так, «капиталистическое производство само по себе относится совершенно безразлично к определенной потребительной стоимости...»1. Главное — это получение прибавочной стоимости. Но реализация стоимости товара связана с его потребительной стоимостью. Этим обстоятельством и определяется интерес капиталистических производителей к качеству продукции. Производство товаров лучшего или худшего качества и даже их прямая фальсификация решаются ими в зависимости от возможностей реализации и величины прибыли.

Достижение соответствия между уровнем качества производимой продукции и потребностями общества является важным аспектом смягчения противоречий между потребительной стоимостью и стоимостью. Следует отметить, однако, что достижение такого соответствия на практике не простое дело. Здесь Необходимо учитывать диалектическую взаимосвязь количества и качества, их тождество и противоречия как в рамках одной и той же потребительной стоимости, так и по различным товарным группам 1.

Более того, если при все возрастающих требованиях к качеству приборов и точных машин расчеты производительности, экономичности, себестоимости и т. п. производить без проведения параллельного расчета точности хода процесса, то все выводы, сделанные на основе таких расчетов, окажутся иллюзорными и совершенно ненадежными. Особенно, если производительность относить к совокупному общественному труду, а экономичность связывать прежде всего с потребительной стоимостью.

Продолжая краткий обзор определений качества, необходимо заметить, что во многих случаях представления' о качестве продукции тесно связывают с потребительной стоимостью. Например, в работе [12] отмечается, что «качество продукции немыслимо представить без его связи с потребительной стоимостью», Нередко для определения качества используются формулировки, широко применяемые в экономической литературе для обозначения потребительной стоимости. В ряде случаев качество прямо отождествляется с потребительной стоимостью. Правомерны ли такие утверждения? Для этого рассмотрим содержание потребительной стоимости и сравним его с содержанием понятия качества продукции. Заметим, что при сопоставлении возникают определенные трудности; обусловленные неоднозначным толкованием потребительной стоимости в экономической литературе. Одни авторы считают, что потребительная стоимость — это полезность вещи, другие — совокупность потребительских свойств, третьи видят содержание потребительной стоимости в потребительной ценности, качестве, результате общественного производства и т. д. С более подробным анализом различных формулировок можно ознакомиться в работе [11]. Чаще всего потребительную стоимость связывают с полезностью. И эта связь действительно существует. Однако потребительная стоимость и полезность— не одно и то же. К. Маркс многократно подчеркивал, что потребитетьная стоимость — это прежде всего материальный предмет: «... товарное

«Так как товар,— писал К. Маркс,— покупается покупателем не потому, что он имеет стоимость, а потому, что он есть «потребительная стоимость» и употребляется для определенных целей, то само собой разумеется: 1) что потребительные стоимости «оцениваются», т. е. "исследуется их качество (точно так же, как количество их измеряется, взвешивается и т. п.); 2) что когда различные сорта товаров могут заменить друг друга для тех же целей потребления, тому или иному сорту отдается предпочтение...» [1, 19, 387], т. е. качество изделия определяется путем сравнения разновидностей одной и той же потребительной стоимости.

Данное К. Марксом определение потребительной стоимости и раскрытая им сущность оценки общественной полезности вещи позволяют предложить следующую формулировку качества продукции в ее технико-экономическом смысле, отражающую его экономическую сущность.

Вместе с тем в капиталистическом производстве «потребительную стоимость никогда нельзя рассматривать как непосредственную цель капиталиста» [1, 23, 164], так как «капиталистическое производство само по себе относится совершенно безразлично к определенной потребительной стоимости... В каждой сфере производства речь идет... лишь о том, чтобы произвести прибавочную стоимость, присвоить себе в продукте труда определенное количество неоплаченного труда» [1, 25, ч. 1, 214]. Только с этой целью капиталиста связаны ограничения, которые накладываются им на качество выпускаемых изделий.

Более того, технические экспертизы таких изделий приводят порой к самым парадоксальным выводам: детали и узлы, изготовленные в полном соответствии с параметрами производственного качества, выходят из строя намного раньше установленного гарантийного срока, и наоборот, детали, имеющие отступления от заданных допусков (т. е. брак), выдерживают сроки эксплуатации без признаков преждевременного износа или отказа. Именно наличие в изделиях серьезных конструктивных недостатков, а не отступление от требований чертежа при изготовлении отдельных деталей, приводит часто к потере ценности машиностроительной продукции как потребительной стоимости.

Качество продукции — это свойство потребительной стоимости, отражающее степень удовлетворения потребности общества в данном изделии. Продукция, на которую Поступила рекламация, как и брак в производстве, не обладает потребительной стоимостью и судить о качестве брака, как меры удовлетворения потребности, неправомерно, так как нельзя оценивать то, чего нет. Рекламации характеризуют не качество выпущенных предприятием изделий, а качество работы самого предприятия, в том числе и качество выполнения производственных процессов.

нормативными показателями, которыми должна обладать данная продукция в качестве потребительной стоимости.

Природа потребительной стоимости сложна и противоречива. В ней соединены естественные и общественные свойства. «Она неотделима от вещи или услуги, но не может быть отождествлена с ними... может быть воплощена в разных продуктах и, наоборот, продукт труда может быть полезен различными своими сторонами, пригоден для различных способов использования» 2. Сами свойства вещей, составляющие материальную основу потребительной стоимости, объективны, но отношение к ним со стороны людей субъективно, так как эксплуатация, потребление вещей преломляются через сознание.

Естественная сторона потребительной стоимости представлена физическими, химическими, механическими, геометрическими или какими-то иными свойствами, приданными ей природой и трудом

Естественная сторона потребительной стоимости не остается неизменной. По мере успехов естественных и технических дисциплин, накопления производственного опыта происходит все более полное познание полезных и «отрицательных» свойств вещей и методов их использования. В одних случаях люди открывают новые свойства давно известных предметов, в других — создают принципиально новые свойства, что дает возможность, в свою очередь, производить новые средства производства и предметы потребления. В этом состоит один из аспектов специфически исторического характера потребительной стоимости. Рассматриваемая с точки зрения естественных свойств потребительная стоимость, «хотя и является предметом общественных потребностей и потому включена в общественную связь», представляет собой объект изучения товароведения, материаловедения и ряда технологических дисциплин. Сказанное не означает, что представители теоретической экономии и конкретных экономических дисциплин должны отгородиться глухим забором от достижений естественно-технических дисциплин. Напротив, знание этого позволит глубже видеть тенденции и возможности экономического развития, намечать пути совершенствования производства и т. д. Справедливо считает проф. В. Н. Черновец, что экономисты не должны пренебрегать «товароведческими аспектами потребительной стоимости. Совершенно ошибочно относить к числу второстепенных вопросов все то, что лежит за границами политической экономии. Политэкономический снобизм некоторых ученых вредит делу...» 2.

Возникновение товарно-денежных отношений означало и качественно новый шаг в развитии потребительной стоимости. Она становится фактором товара. Без общественной потребительной стоимости, без ее способности удовлетворять потребности «других» нет товара. Это обстоятельство подчеркивалась К. Марксом: «Вещь может быть полезной и быть продуктом человеческого труда, но не быть товаром. Тот, кто продуктом своего труда удовлетворяет свою собственную потребность, создает потребительную стоимость, но не товар. Чтобы произвести товар, он должен произвести не просто потребительную стоимость, но потребительную стоимость для других, общественную потребительную стоимость» 2. Фактором товара, следовательно, является не «просто потребительная стоимость», а общественная потребительная стоимость.

Но специфика общественной потребительной стоимости как фактора товара состоит не только в этом. Известно, что продукт труда может быть предназначен для чужого потребления не будучи товаром (например, продукт труда крепостного крестьянина, присваемый_ феодалом). Особенность товара заключается в том, что он поступает в чужое потребление лишь через процесс обмена, а это означает, что потребительная стоимость товара неразрывно связана с его меновой стоимостью 3. Именно здесь обнаруживается,




Рекомендуем ознакомиться:
Позволяющих проводить
Позволяющими использовать
Позволяют эффективно
Позволяют достигать
Позволяют изготовлять
Позволяют конструктору
Позволяют непосредственно
Позволяют оценивать
Потребления энергетических
Позволяют поддерживать
Позволяют предполагать
Позволяют принимать
Потребления нефтепродуктов
Позволяют расширить
Позволяют развивать
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки