|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Предприятиями организациямиСовершенствование управления производством—один из узловых вопросов экономической политики КПСС и важный резерв ускорения темпов экономического и социального развития СССР на этапе развитого социализма. В соответствии с решениями XXIV и XXV съездов КПСС мероприятия по совершенствованию управления предприятиями, объединениями и отраслями народного хозяйства и промышленности выделяются в самостоятельный раздел пятилетних планов их развития. Комплексное планирование совершенствования управления экономикой в масштабах всего народного хозяйства и его отраслей — это новое направление в планировании, требующее глубоких теоретических и методических разработок, проектных и расчетных обоснований. Планы совершенствования управления разрабатываются на основе ленинских принципов сочетания перспективного и текущего планирования, т. е. исходят из необходимости разработки системы долгосрочных, среднесрочных и текущих планов. Первый в практике социалистического строительства комплексный пятилетний план совершенствования управления экономикой был разработан на десятую пятилетку и утвержден в 1976 г. Наличие плана во многом способствовало развитию системы управления народным хозяйством и его отраслями. Исходной базой разработки плана совершенствования являются: решения директивных органов по совершенствованию управления, прогнозы и перспективные планы развития электроэнергетики, генеральная схема управления отраслью, проекты совершенствования систем (подсистем) управления предприятиями, объединениями и др. Для проведения экзаменов министерствами, ведомствами, предприятиями, объединениями создаются постоянно действующие экзаменационные комиссии: 1.1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ (ОБЪЕДИНЕНИЯМИ) Причиной других правовых нарушений является нежелание ИТР и служащих предприятий (объединений) увеличивать объем своей работы, а также уверенность в своей безнаказанности. Возникновению этих аномалий на предприятиях (в объединениях) отрасли способствует отсутствие документов, в которых определялись бы обязанности, права и ответственность каждого работника. Расхождение между действующим правом и реальностью, сложившейся в практике управления предприятиями (объединениями) отрасли, рассматриваются ниже. Здесь же следует изложить сущность правила обратной пропорциональности, впервые сформулированного К. Марксом. Его содержание таково: общество как целое имеет с внутренним устройством фабрики ту общую черту, что в нем также имеется свое разделение труда. Отсюда, по К. Марксу, следует общее правило: чем менее государственная власть руководит разделением труда внутри общества, тем сильнее оно подчиняется власти одного лица — руководителя. «Таким образом, по отношению к разделению труда власть в мастерской и власть в обществе обратно пропорциональны друг другу» [1, т. 4, с. 154]. Доказано, что это правило (мы называем его закономерностью) справедливо и в условиях управления социалистическим промышленным производством. Если учесть строго централизованный характер государственного управления экономикой в нашей стране, то становится очевидно, что управленческие отношения, как говорилось, есть отношения субординационные, властно-организационные, распорядительные, так как они определяются властностью, присущей любому виду управления людьми, которое всегда социально'. Тогда правило обратной пропорциональности означает, что чрезмерное усиление централизованного (общегосударственного) начала в разделении труда в масштабах всей промышленности диалектически должно неизбежно сопровождаться известным ослаблением в этой области правомочия руководителей ведомств, объединений и предприятий. Например, «если вышестоящие инстанции полностью, вплоть до деталей, определяют (как это было в недавнем прошлом) хозяйственную деятельность предприятий, то совершенно Следует заметить, что многолетняя привычка отождествлять термин «формальный» только с понятиями «волокита», «казенщина», «бюрократия» и т. п. мало помогает пониманию читателями сути дела. Поэтому гораздо целесообразнее рассмотреть признаки или характерные черты формальных (или «бюрократических») организаций промышленного типа. Использование в практике выводов науки управления является одним из факторов, предохраняющих их от юридического формализма в «плохом» смысле этого слова [66]. Поэтому необходимо, чтобы каждый руководитель и специалист машиностроительного производства имел четкое представление о сущности формальной организации управления социалистическими предприятиями (объединениями). «Когда управленческие процессы пересекают формальные вертикальные линии полномочий и ответственности, то зачастую становится неясным, кто за что отвечает» [38, с. 123]. В этих условиях для реализации первого признака формальной организации управления социалистического типа требуется применять методы, зарекомендовавшие себя в практике управления машиностроительными предприятиями (объединениями) (см. гл. 3). В настоящее время наибольшую сферу применения в управлении машиностроительными предприятиями (объединениями) имеют простейшие приложения методов статистического контроля качества, теории массового обслуживания, сетевого планирования и управления. В последние годы завоевывают популярность методы имитации производственных процессов — статистическое моделирование и системная динамика. Разработанный лауреатом Ленинской премии академиком Л. В. Канторовичем метод линейного программирования на деле оказался пригодным не только для непосредственного планирования и распределения ресурсов, но и для расчета экономических по« казателей — нормативов эффективности ресурсов и планово-расчетных цен [23]. Эти экономические индикаторы указывают производственным подразделениям направления наиболее эффективного с позиций народного хозяйства использования ограниченных ресурсов и дают возможность построения системы взаимных внутриобъединенческих расчетов, заинтересовывающих подразделения в выпуске нужной народному хозяйству продукции. Попробуем выявить фактическую роль документации в управлении машиностроительными предприятиями (объединениями) и взаимосвязи организации и технологии («организационно-технологической») обработки. Вначале рассмотрим распространенное мнение, согласно которому роль документации якобы сводится к совершенно излишней «писанине», «канцелярщине» и т. п., хотя без написанного или печатного слова (документа) немыслимы важнейшие коммуникационные связи в аппарате управления любым промышленным производством. «Структурные подразделения, связанные между собой операциями или находящиеся в постоянном контакте в процессе работы, должны располагаться так, чтобы облегчать операционный поток... Двигаться должны документы, а служащие — оставаться на своих местах» [35, с. 122]. Можно утверждать, что в современных условиях управления машиностроительными предприятиями (объединениями) роль правильной организации движения и обработки документов не только не уменьшилась, а, наоборот, возросла. К сожалению, мы привыкли обра- Из анализа экономического значения длительности документооборота вытекает очень интересный для практики управления машиностроительными предприятиями (объединениями) вывод: максимальная для конкретного предприятия скорость прохож- 2) выявление на основе принятых принципиальных решений новых изделий и материалов, которые должны быть разработаны другими предприятиями (организациями), составление технических требований к этим изделиям и материалам; 3) составление перечня работ, которые следует провести на последующих стадиях разработки, в дополнение или уточнение работ, предусмотренных техническим заданием и техническим предложением; 4) проработка основных вопросов технологии изготовления. В пояснительной записке в разделе «Описание и обоснование выбранной конструкции» в подразделе ((Сведения о соответствии изделия требованиям безопасности'» должно быть проверено наличие: а) описания и обоснования принимаемых на данной стадии разработки изделия принципиальных решений (конструктивных, схемных и др.) по безопасности конструкции изделия; б) основных норм и требований безопасности по шуму, вибрации, загазованности и др.; в) фотографий макетов средств защиты работающих (при необходимости); г) требований безопасности к применяемым в изделии новым материалам, которые должны разрабатываться другими предприятиями (организациями); д) сведений о соответствии требованиям безопасности применяемых в изделии заимствованных (ранее разработанных) составных частей, покупных и комплектующих изделий; е) расчетов, подтверждающих работоспособность, надежность и эффективность средств защиты работающих; ж) расчетов, подтверждающих правильность принятых решений по выполнению и соблюдению норм и требований по шуму, вибрации, загазованности и др. Союза "ССР (ГОСТ) Обязательны для применения всеми предприятиями, организациями и учреждениями союзного, республиканского и местного подчинения во всех отраслях народного хозяйства СССР и союзных республик Стандарты в Советском Союзе являются обязательными в пределах установленной сферы их действия, области и условий их применения всеми предприятиями, организациями и учреждениями союзного, республиканского и местного подчинения во всех отраслях народного хозяйства СССР и союзных республик. Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли производства, а также для предприятий и организаций других отраслей (заказчиков), при- Планы организационно-технической подготовки разрабатываются предприятиями (организациями) после утверждения государственного стандарта на базе . основных мероприятий, утвержденных вышестоящими организациями. ГОСТ — государственные стандарты, обязательные к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями союзного, республиканского и местного подчинения во всех отраслях народного хозяйства СССР и союзных республик; хозяйстве и поднимают технический потенциал страны.) Использование изобретений, завышенных авторскими свидетельствами, и рационализаторских предложений осуществляется советскими государственными, кооперативными, общественными предприятиями, организациями и учреждениями исходя из интересов государства и собственных интересов, без специального на то разрешения Претензии по качеству, комплектности, упаковке и консервации оборудования, поступившего на площадку7 заказчика, принимаются заводом-изготовителем в течение 20 дней со дня прибытия согласно "Положению о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам". допустимость использования указанных в методике средств измерений и испытательного оборудования. Технические условия, утверждаемые министерством (ведомством), должны предусматривать использование только средств измерений и испытательного оборудования общего н отраслевого назначения, а технические условия, утверждаемые предприятиями (организациями), — также нестандартизованных средств измерений и специального оборудования, аттестованных в установленном на этом предприятии (в организации) порядке. Используемые средства должны, кроме того, соответствовать ограничительным перечням средств измерений и испытательного оборудования, действующим в отрасли и на предприятии (при наличии таких перечней); Централизованный учет применяемости унифицированных деталей и сборочных единиц. Централизованный учет применяемости унифицированных деталей и сборочных единиц в отрасли ведет головная организация по данным представляемых предприятиями (организациями) «Справок о применяемости унифицированных деталей и сборочных единиц». По картотекам централизованного учета применяемости головная организация выявляет одинаковые детали и сборочные единицы, используемые на разных предприятиях и в конструкторских организациях на разных предприятиях. Обобщенные материалы представляются в министерство. 8. При непредставлении министерствами, ведомствами СССР и советами министров (Госпланами) союзных республик распределения планов потребления электроэнергии по предприятиям, организациям, а предприятиями, организациями — по месяцам квартала, на рабочий и выходной дни в установленные сроки Минэнерго СССР, соответствующие энергосистемы производят распределение планов отпуска электроэнергии по собственному усмотрению [с уведомлением министерств, ведомств СССР и советов министров (Госпланов) союзных республик, предприятий и организаций]. 10.2. Обобщает работу предприятий и организаций по экономии электрической и тепловой энергии и принимает меры к распространению положительного опыта в этой области, ставит перед предприятиями, организациями, а также вышестоящими органами государственного энергетического надзора вопросы об устранении выявленных недостатков. Рекомендуем ознакомиться: Применение поскольку Применение поверхностного Применение приближенных Представляет наибольшую Применение рациональных Применение различного Применение рентгеновского Применение следующие Применение специальные Применение статистических Применение технологических Применение термического Применение высокопрочных Применение углеродистых Представляет определенный |