Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Развитого поверхностного



Следует отметить, что подавляющая часть повреждений, не связанных с дефектами строительно-монтажного происхождения и воздействием внешних факторов магистральных трубопроводов, транспортирующих жидкие углеводороды, обусловлена, в первую очередь, возникновением и развитием усталостных трещин. Отмеченные выше циклические деформации в металле труб, возникающие за счет изменения давления и температуры перекачиваемого продукта для указанной группы трубопроводов, соответствуют критериям малоциклового нагружения, а в присутствие коррозионных сред вызывают малоцикловую коррозионную усталость металла (МКУ).

Если при статических нагрузках состояние рабочих поверхностей незначительно влияет на их прочность, то при циклических нагрузках разрушение деталей связано с развитием усталостных трещин, возникающих в поверхностном слое. Развитию этих трещин способствует шероховатость поверхности в результате механической обработки. При расчетах это явление учитывается коэффициентом влияния шероховатости поверхности

При техническом обслуживании оборудования контроль производят с применением инструментальных средств неразрушающего контроля. Чаще проверяют высоконагруженные и другие ответственные детали и узлы. При большой наработке в связи с появлением и развитием усталостных и термических трещин, коррозионных и эрозионных поражений и расслоений предусматривается увеличение числа контролируемых деталей, узлов и агрегатов и усиление тщательности и частоты проверок, внедрение комплексного неразрушающего контроля с использованием нескольких дополняющих друг друга методов. Эксплуатационный контроль в основном производят портативньми, переносными и передвижными дефектоскопами. Повышение надежности функционирования оборудования достигается применением встроенных систем диагностики наиболее ответственных и нагруженных деталей и узлов.

Учебное пособие написано в рамках чтения лекций в МГТУ им. Н.Э. Баумана по курсу «Конструкционная прочность машиностроительных материалов» на факультете «Машиностроительные технологии» (кафедра «Материаловедение») и предназначено для студентов, обучающихся на материаловедов и машиностроителей. Среди механических свойств конструкционных металлических материалов усталостные характеристики занимают очень важное место. Известно, что долговечность и надежность машин во многом определяется их сопротивлением усталости, так как в подавляющем большинстве случаев для деталей машин основным видом нагружения являются динамические, повторные и знакопеременные нагрузки, а основной вид разрушения - усталостный. В последние годы на стыке материаловедения, физики и механики разрушения сделаны большие успехи в области изучения физической природы и микромеханизмов зарождения усталостных трещин, а также закономерностей их распространения. Сложность оценки циклической прочности конструкционных материалов связана с тем, что на усталостное разрушение оказывают влияние различные факторы (структура, состояние поверхностного слоя, температура и среда испытания, частота нагружения, концентрация напряжений, асимметрия цикла, масштабный фактор и ряд других). Все это сильно затрудняет создание общей теории усталостного разрушения металлических материалов. Однако в общем случае процесс усталости связан с постепенным накоплением и взаимодействием дефектов кристаллической решетки (вакансий, междоузельных атомов, дислокаций и дискли-иаций, двойников, границ блоков и зерен и т.п.) и, как следствие этого, с развитием усталостных повреждений в виде образования и распространения микро - и макроскопических трещин. Поэтому явлению усталостного разрушения присуща периодичность и стадийность процесса, характеризующаяся вполне определенными структурными и фазовыми изменениями. Такой анализ накопления структурных повреждений позволяет отвлечься от перечисленных выше факторов. В учебном пособии кратко на современном уровне рассмотрены основные аспекты и характеристики усталостного разрушения металлических материалов.

Подавляющее число деталей машин, оборудования для добычи, транспорта, хранения и переработки нефти и газа в процессе эксплуатации подвергаются воздействию циклически изменяющихся нагрузок. Поэтому примерно 9055 повреждений связано с возникновением и развитием усталостных трещин, которыа-создавт предпосылки для крупного разрушения, и в этом одна из главных причин их опасности.

При техническом обслуживании оборудования контроль производят с применением инструментальных средств неразрушающего контроля. Чаще проверяют высоконагруженные и другие ответственные детали и узлы. При большой наработке в связи с появлением и развитием усталостных и термических трещин, коррозионных и эрозионных поражений и расслоений предусматривается увеличение числа контролируемых деталей, узлов и агрегатов и усиление тщательности и частоты проверок, внедрение комплексного неразрущающего контроля с использованием нескольких дополняющих друг друга методов. Эксплуатационный контроль в основном производят портативными, переносными и передвижными дефектоскопами. Повышение надежности функционирования оборудования достигается применением встроенных систем диагностики наиболее ответственных и нагруженных деталей и узлов.

Влияние качества обработки поверхностей деталей. При статических нагрузках качество обработки рабочих поверхностей деталей оказывает незначительное влияние на их прочность. При циклических нагрузках разрушение деталей связано с развитием усталостных трещин, возникающих в поверхностном слое. Развитию этих трещин способствует возникшая в результате механической обработки детали шероховатость поверхности в виде рисок, царапин, следов резца и т. п., которые являются концентраторами напряжений. С увеличением шероховатости поверхности предел выносливости снижается, что учитывается коэффициентом влияния шероховатости поверхности Кр, представляющим собой отношение предела выносливости <^IF(T-IJ-) образца с данной шероховатостью поверхности к пределу

Процесс накапливания микро- и макропластических деформаций в ходе малоциклового нагружения, а также соотношение между скоростью накапливания деформаций и развитием усталостных повреждений зависят от большого количества факторов, связанных с условиями нагружения и с состоянием металла.

Подавляющее большинство деталей машин, транспортных и других конструкций в процессе службы претерпевает воздействие циклически изменяющихся нагрузок. Поэтому примерно 90% -повреждений деталей связано с возникновением и развитием усталостных трещин. Трещины усталости создают предпосылки для хрупкого разрушения, и в этом одна из главных причин их опасности. Ни при каких других видах разрушения характеристики прочности не зависят от такого большого числа факторов, как при усталостном разрушении. Основными из них являются: особенности материала и технологии изготовления; конструкция деталей; режим нагружения; среда, контактирующая с деталью.

поверхность изнашивания и, как следствие этого, отсутствием направленной шероховатости на этой поверхности; упругим и пластическим деформированием поверхностного слоя с последующим развитием в нем соответствующих температурных изменений, фазовыми и структурными превращениями, наклепом и термомеханическим упрочнением; развитием усталостных явлений и др.

В процессе циклического деформирования образцов с помощью микроскопа с 300-кратным увеличением вели наблюдение за появлением и развитием усталостных трещин на полированных боковых поверхностях. Это позволило получить зависимости долговечности до появления усталостной трещины от уровня амплитуды напряжений, а также длины нераспространяющихся усталостных трещин ов образцах различных размеров.

жидкости в тех же условиях. Эту область режимных параметров называют областью развитого поверхностного кипения,

а температуру основной массы жидкости, при которой практически прекращается рост температуры стенки, — температурой начала развитого поверхностного кипения и обозначают символом tH.K.

Как видно из рис. 9.5, б, в области развитого поверхностного кипения разность tCT—t-a практически не зависит от недогрева основной массы жидкости. Поэтому коэффициент теплоотдачи, рассчитанный по этой разности, на всем протяжении рассматриваемой 9* 259

Если вся масса жидкости, 'Поступающей в трубу парогенератора, прогревается .до температуры насыщения, то по ходу потока значение коэффициента теплоотдачи (как и при кипении в большом объеме) меняется от значения, устанавливающегося при заданной скорости в однофазной среде, до значения при развитом пузырьковом, кипении насыщенной жидкости. Закономерность изменения коэффициента теплоотдачи по длине парогенератора a=f(x) для данной жидкости при фиксированном давлении зависит от соотношения между скоростью ларообразования ^/(/"р"), скоростью циркуляции ш0 и недогревом жидкости на входе в трубу. Д^нед. Наиболее простой вид функции а от х наблюдается при высоких давлениях, когда изменение температуры насыщения по ходу потока пренебрежимо мало. При низких давлениях суммар* ное сопротивление, обусловленное трением и ускорением смеси, при определенных соотношениях режимных параметров оказывается соизмеримым с абсолютным давлением в системе. При этом температура насыщения по ходу потока заметно понижается, в связи с чем закон изменения tCT, а следовательно, и коэффициента теплоотдачи а по длине трубы может существенно отличаться от зависимостей tc-r=f(x) и a—f(x), устанавливающихся, при высоких давлениях. Обеднение теплоотдающей поверхности активными зародышами паровой фазы при понижении давления также влияет на вид функции tCT от х. В этих условиях влияние скорости оказывается более значительным и переход от области конвективного теплообмена в однофазном потоке к области развитого поверхностного кипения происходит на участке трубы большей длины.

На рис. 9.6, а показано распределение по длине трубы температуры стенки ^ст, среднемассовой температуры жидкости tm, рассчитанной по уравнению (9.1), и действительной ее температуры ^ш.д (ориентировочно проведенная пунктирная линия) при существенном недогреве воды до температуры насыщения на входе в трубу [190]. Аналогичные зависимости, полученные при поверхностном кипении воды в кольцевом канале, представлены на рис. 9.6,6 [191]. На этих рисунках точками А определяется сечение канала, в котором температура, стенки равна температуре насыщения, точками Б — сечение, в котором температура стенки достигает максимального значения, а температура потока — температуры начала развитого поверхностного кипения ^н.к-

Между сечениями трубы Б и В (рис. 9.6, б) вся масса жидкости прогревается до температуры насыщения (область развитого поверхностного кипения). На этом участке коэффициент теплоотдачи, определенный по разности температур стенки и жидкости •аж = <7/(^ст—^к), резко увеличивается до значения а при кипении насыщенной жидкости (рис. 9.7 и 9.8). Из этих графиков видно, что при развитом поверхностном кипении как при внутреннем, так .и при внешнем обогреве коэффициент теплоотдачи не зависит от :ширины кольцевого канала.

Если для расчета а использовать разность между температурой «стенки и температурой насыщения ан=<7/(^ст—ts), то значение это-то коэффициента теплоотдачи на всем протяжении области развитого поверхностного кипения остается постоянным.

ваемых-режимах понижение температуры стенки оказывается более значительным по сравнению с понижением температуры насыщения по длине трубы. Так, например, в опыте, иллюстрируемом кривой 5, температура стенки па участке трубы длиной 520 мм понижается на 10°С. Для такого понижения температуры насыщения давление должно было бы понизиться на 0 04 МПа ^регистрированное в этом опыте падение давления было существенно меньше. Следовательно, ко-эффициенты теплоотдачи а„, рассчитанные по температуре насыщения, при таких режимах также увеличиваются по ходу потока, чего не наблюдается при высоких давлениях (или при больших недогревах в условиях низких давлений). Протяженность переходной зоны от области конвективного теплообмена в однофазной среде к области развитого поверхностного кипения для данной жидкости зависит от соотношения между режимными параметрами (р, w0, А^Нед, q, d). При высоких давлениях длина переходной зоны очень мала, в то время как при низких переходная зона может занимать значительную часть поверхности парогенериру-ющей трубы.

да развитого поверхностного кипения tH.K. На участке от входа до •сечения, в котором температура потока становится равной температуре /н.к, коэффициент теплоотдачи рассчитывается по формулам конвективного теплообмена в однофазной среде. За этим сечением (если пренебречь возникновением переходной зоны при некоторых режимах в условиях низких давлений) коэффициент теплоотдачи можно рассчитывать по формулам, установленным для кипящих жидкостей, например по формуле (8.10) при соблюдении услвия (8.11). В данном случае в эти формулы можно подставлять непосредственно скорость циркуляции WQ.

Температуру начала развитого поверхностного кипения для воды в интервале давлений от 5 до 20 МПа можно определить по эмпирической формуле [190]*

Температуру начала развитого поверхностного кипения можно определить по обобщенной формуле [179]**




Рекомендуем ознакомиться:
Разработка месторождений
Разработка принципов
Разработка стандартов
Разработка технологии
Различными приспособлениями
Разработке конструкции
Разработке нормативных
Разработке соответствующих
Разработке технологических
Разработки эскизного
Разработки конструктивно
Разработки мероприятий
Разработки оформления
Разработки рекомендаций
Разработки стандартов
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки