|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | ||
Расширение примененияЗатраты на материалы в общей стоимости машин составляют весьма значительную часть. Так, например, в редукторах общего назначения эта часть достигает 85%, в автомобилях — 70%. Снижение материалоемкости конструкции является важным источником повышения эффективности общественного производства. Основными направлениями снижения материалоемкости машиностроительной продукции являются: совершенствование методов расчета и улучшение конструкции машин, применение прогрессивной технологии изготовления заготовок и деталей машин, повышение качества и расширение номенклатуры материалов, более полное использование вторичного сырья и отходов производства. МАТЕРИАЛОЁМКОСТЬ — показатель расхода материальных ресурсов при произ-ве к.-л. продукции. Выражается либо в натур, единицах расхода сырья, материалов, топлива и энергии, необходимых для изготовления единицы продукции, либо в % стоимости используемых материальных ресурсов в структуре себестоимости пром. продукции. Снижение М. изготовляемой продукции так же, как и прямая экономия материальных затрат, является важным источйиком повышения эффективности обществ, произ-ва, т. к. позволяет производить больше продукции при тех же или даже меньших затратах обществ, труда, лучше использовать капит. вложения, осн. и оборотные фонды. Основные направления снижения М.: совершенствование структуры производства отраслей промышленности, производящих топливо, энергию, сырьё и материалы; улучшение конструкций машин, оборудования, приборов и др.; применение прогрессивной технологии, повышение качества и расширение номенклатуры материалов; снижение норм расхода материальных ресурсов, более полное использование вторичного сырья и отходов произ-ва. Что касается электрификации угольной промышленности, то начавшееся еще в годы первой пятилетки расширение номенклатуры электроизделий, выпускаемых для шахт (взрывобезопасных, водонепроницаемых и т. п.), продолжалось и во втором пятилетии. В 1934—1935 гг. в ВЭИ по предложению инженера М. В. Мартынова была разработана конструкция врубовой машины с электроавтоматическим регулированием скорости подачи [31, 55]. Расширение номенклатуры выпускаемой продукции вместе с продолжающимся из года в год увеличением ее объемов явилось важной предпосылкой повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов, роста производительности, улучшения условий труда на всех участках народного хозяйства. Так, к началу пятилетия 1966—1970 гг. была завершена механизация многих трудоемких процессов на предприятиях черной металлургии, на лесоразработках, в морских и речных портах, в горнодобывающей промышленности. В угольной промышленности осуществлена механизация зарубки, отбойки, доставки угля в очистных забоях, откатки угля и породы, погрузки угля в железнодорожные вагоны. Значительно возросли энерговооруженность и электровооруженность труда в промышленности, что видно из следующих данных *. Если принять показатели 1913 г. за единицу, то первая из них в 1940 г. выросла в 5 раз, в 1960 г.— в 14, в 1965 г.— в 20 и в 1967 г.—в 22 раза, а вторая — соответственно в 8, 24, 34 и 36 раз. Расширение номенклатуры материалов, обрабатываемых в кузнечных цехах, и начало развития машиностроения вызвали увеличение потребности в инструментальной стали для режущего и другого рабочего инструмента — углеродистой, легированной и быстрорежущей, что давало дополнительную нагрузку кузнечным цехам. ствовала прогрессу практики, развитие технологических процессов сварки сказывалось на расширение номенклатуры и формы сварных конструкций. вых кранов на железнодорожном и гусеничном ходу, автомобильных, плавучих и башенных строительных кранов, мостовых перегружателей, большепролетных кабельных кранов (рис. 32), механизмов и подвижного состава грузовых канатных подвесных дорог, стационарных и передвижных электроталей, самоходных грузовых тележек (аккумуляторных и с двигателями внутреннего сгорания), пассажирских, грузовых и специальных лифтов, тоннельных эскалаторов для метровокзалов, транспортирующих машин общего и специального назначения, различных погрузочно-разгрузочных машин циклического и непрерывного действия, установок пневматического транспорта и пр. Быстрый рост производственных мощностей специализированных заводов как следствие общего быстрого! роста отечественного машиностроения, существенное улучшение и интенсификация технологических процессов, расширение номенклатуры изделий и повышение их технических характеристик определили еще в 1933—1934 гг. прекращение импорта подъемно-транспортного оборудования. Перед Великой Отечественной войной 1941—1945 гг. последовательно увеличивавшийся годовой выпуск этого оборудования внутри страны почти в 30 раз превысил уже указанный выпуск его в 1926/27 г. Общий количественный и качественный рост машиностроительной промышленности СССР — увеличение поставок и совершенствование поставляемых машин, улучшение технологии и организации производственных процессов — во многом определили быстрое развитие отрасли подъемно-транспортного машиностроения. Вместе с тем увеличение выпуска и расширение номенклатуры средств механизированного внутризаводского транспорта, конструирование и эксплуатационное освоение их специализированных групп, предназначенных для обслуживания транспортных и технологических операций, обусловили последовательно возрастающее распространение комплексной механизации и автоматизации производства и соответствующие изменения в профессиональном составе производственного персонала всех машиностроительных предприятий. За 40 лет, с 1925 по 1965 г., при двадцатикратном возрастании общего числа рабочих машиностроения и металлообработки численность категорий рабочих, занятых на обслуживании подъемно-транспортных машин и установок (машинистов подъемных кранов, мотористов конвейеров и др.), возросла в этой отрасли отечественной индустрии в 31 раз Ч В машиностроении все большее распространение получают электроэрозионные станки (ЭЭС), позволяющие повышать производительность механических операций при изготовлении деталей из труднообрабатываемых металлов и сплавов. Расширение номенклатуры таких деталей ужесточает требования к технологическим и эксплуатационным показателям ЭЭС, а следовательно, вызывает необходимость совершенствования их узлов и механизмов. Пересмотр вспомогательных (соподчиненных) параметров большей частью связан с модернизацией изготовляемых машин и оборудования, тогда как пересмотр главных параметров почти всегда означает расширение номенклатуры типоразмеров машин, а также внедрение новых, более совершенных машин, оборудования и других изделий. При этом важно отметить ту особенность, что, несмотря на характерное разнообразие стандартизуемых машин и оборудования для разных отраслей народного хозяйства, их плавные параметры могут быть объединены в систему, приведенную в табл. 13. 4. Систему учета и анализа применяемости технологической оснастки, призванную ограничить неоправданное расширение номенклатуры инструментов, приспособлений и другой технологической оснастки, активизировать нормоконтроль и обеспечить технологов и конструкторов постоянной информацией о имеющейся оснастке с целью более полного ее использования при разработке и внедрении новых технологических процессов. Стандарты на систему учета и анализа применяемости технологической оснастки предусматривают два метода учета: 1) с использованием ручных методов поиска информации на основе применения существующей системы1 классификации и условных обозначений по МН74—59 — МН84—59; 2) с использованием счетно-перфорационных машин, т. е. с полной механизацией обработки информации на основе первичных технологических документов. 1) расширение применения радиально-упорных подшипников, что связано с повышением частот вращения валов и с плохой работой шариковых и роликовых подпятников при больших скоростях; Применение пластичных смазочных материалов для подшипников ограничивается умеренными температурами и конструкциями, не очень сложными для разборки и промывки. Наблюдается расширение применения пластичных смазочных материалов, в том числе при высоких скоростях вращения. 7. Расширение применения электрических, гидравлических и пневматических средств. Расширение применения современных высокопроизводительных специальных способов литья (литья под давлением, жидкой и объемной штамповки) требует увеличения производства специализированного оборудования и оснастки, в частности пресс-форм, штампов, матриц, способных надежно работать при высоких механических, ударных и термических нагрузках (700 - 760°С). Это возможно обеспечить только за счет применения высоколегированных и жаропрочных сплавов, обладающих высокими эксплуатационными и технологическими свойствами. Например, для оценки показателей качества пресс-форм и штампов основным критерием является термостойкость, формостойкость и износостойкость. В настоящее время системы КАМАК используют во многих отраслях промышленности: радиоэлектронике и энергетике, металлургии и химической промышленности, в машиностроении, коммунальном хозяйстве, строительной индустрии и т. д. В Европе создана специальная ассоциация промышленников, задачей которой является расширение применения систем КАМАК в промышленности и медицине. Несмотря на все большее расширение применения алюминиевых сплавов для морских сооружений, все же остается актуальной проблема изыскания конструкционных материалов, физико-химические свойства которых отвечали бы требованиям, предъявляемым нефтегазопромысло-вым сооружениям при эксплуатации в открытом море. Наиболее перспективный материал для этой цели - титан. Исследования некоторых титановых сплавов в Черном море на различных глубинах (7, 27, 42, 80 м) показали высокую стойкость исследованных сплавов на всех глубинах, и их скорость коррозии не превышала 0,01 г/(м2 • ч), в то время как нержавеющие стали типа 18—9 были подвержены питтингу глубиной 2,5 мм после экспозиции в течение 21 мес. С увеличением глубины погружения образцов коррозионная стойкость повышалась, что объясняется понижением температуры и более низкой концентрацией кислорода. Титан обладает очень высокой стойкостью не только в обычных морских средах, но также в загрязненных водах, в морской воде, содержащей хлор, аммиак, сероводород, двуокись углерода, в горячей морской воде. Титан выдерживает очень высокие скорости потока морской воды. После 30-суточных испытаний при скорости потока 36,6 м/с были лсл>-чены следующие результаты: Проблема электроосветительной арматуры приобрела чрезвычайную важность. Восстановление промышленности, упорядочение работы транспорта, расширение применения электричества в городе и деревне потребовали весьма разнообразного по качеству и свойствам и достаточно большого ассортимента Расширение применения ингибиторов коррозии, старения и биоповреждений, в том числе обладающих значительным физиологическим действием на животных и человека (детергенты, производные бензола и т. п.), ведет к накоплению их в воздухе, воде, земле„ и воздействию на высшие организмы. Они могут оказывать и косвенное влияние. Накапливаясь в водоемах до концентраций 0,001...! г/л, такие вещества тормозят процессы биохимического. потребления микроорганизмами кислорода. Изменяются сроки выживания сапрофитных микроорганизмов. Нарушается равновесие самоочищения воды от органических загрязнений, создаются условия развития патогенных бактерий [43, с. 277]. В настоящее время происходит непрерывное расширение применения редкоземельных металлов в технике. В связи с этим редкоземельные металлы стали объектом интенсивного исследования. Мы проводили систематические исследования двойных сплавов редкоземельных металлов с германием с целью построения диаграмм состояния. В литературе данные о диаграммах состояния этих систем почти отсутствуют [11, 17]. совершенствование традиционных и применение качественно новых технологических процессов: расширение применения обработки металлов давлением и особенно точной объемной штамповки, новых способов сварки, электрофизических и электрохимических способов точной размерной обработки деталей, новых способов литья, обеспечивающих получение деталей, по размерам и чистоте поверхностей максимально приближенных к готовым изделиям; Парк напольных электроплит в десятой пятилетке увеличился с 0,9 до 2,7 млн. шт., «а селе были установлены первые 50 тыс. таких электроплит. Предусматривается дальнейшее расширение применения электроэнергии для приготовления пищи. Парк напольных электроплит в жилом секторе увеличится -к 1985 г. до 6,0 млн. шт., а потребление электроэнергии ими достигнет 6,0 млрд. кВт-ч (в 1980 г. 2,7 млрд. кВт-ч). Суммарный расход электроэнергии на нужды приготовления пищи, включая электроплитки, которых у населения находится около 20 млн. шт., составит в 1985 г. 9— 10 млрд. кВт-ч. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |