Радиальные шариковые
1) Х0 0,0 и У',, 0,5 — радиальные шарикоподшипники однорядные и л пух рядные;
частности, при умеренных нагрузках радиальные шарикоподшипники.
Как и другие радиальные шарикоподшипники, они обеспечивают осевое фиксирование вала в пределах своего осевого зазора, удовлетворительно работают при перекосе колец на угол не более 8', являются наиболее массовым типом подшипников.
Для возможности свободных температурных перемещений наиболее подходят радиальные роликоподшипники с цилиндрическими роликами, а также радиальные шарикоподшипники с незакрепленными наружными кольцами.
Шарикоподшипники радиальные Шарикоподшипники радиально-у норные
На рис. 19.9 приведены примеры установки валиков на шарикоподшипниках: шарикоподшипники закреплены в стенках корпуса прибора, регулировка осевых зазоров осуществляется при сборке кольцом (а); радиальные шарикоподшипники закреплены на отдельных стойках, осевые силы воспринимаются правой опорой, так как левая — плавающая (б); два радиально-упорных шарикоподшипника закреплены в правой опоре и могут воспринимать переменные по направлению осевые силы, а левый ра-280
При отсутствии осевых нагрузок на опоры применяются шарикоподшипники радиальные. В этих случаях р = 0 и в формуле (19.1) Si = 0, 52 = О, А — 0. Иногда радиальные шарикоподшипники применяются в опорах, на которые действуют небольшие осевые нагрузки (A Радиальные шарикоподшипники могут воспринимать как радиальные, так и осевые нагрузки, действующие в обе стороны вдоль оси вращения подшипника, что обеспечивает возможность фиксирования вала в осевом направлении. При использовании этих подшипников предъявляются менее высокие требования к соосности опор и жесткости валов; стоимость их изготовления невысока, наиболее прост монтаж и демонтаж, поэтому такие подшипники наиболее распространены.
У радиальных шарикоподшипников радиальная нагрузка FR не вызывает появления осевой силы, так как в этом случае векторы общих нормалей в точках контакта тел качения с кольцами лежат в плоскости вращения (в средней плоскости подшипника). Однако под действием осевой нагрузки и у этих подшипников происходит смещение внутреннего кольца относительно внешнего в осевом направлении, вследствие чего точка контакта шарика и поверхности беговой дорожки уходит из средней плоскости, как это показано на рис. 13.20. В результате нормаль в точке контакта наклоняется к плоскости вращения на некоторый угол а, тем больший, чем больше осевая сила FA. Таким образом, радиальные шарикоподшипники под действием осевой нагрузки РА как бы превращаются в радиально-упорные, у которых угол а сильно зависит от величины силы FA-
По направлению действия воспринимаемых нагрузок подшипники делят на: 1) радиальные, способные воспринимать только радиальную нагрузку (например, цилиндрические роликоподшипники, см. рис. 294,6) или в основном предназначенные для радиальной нагрузки, но способные также воспринимать некоторую осевую нагрузку (например, радиальные шарикоподшипники, см. рис. 294, а); 2) радиалъно-упорные, предназначенные для восприятия комбинированной радиальной и осевой нагрузки (радиально-упорные шарикоподшипники, см. рис. 305, а, конические роликоподшипники, см. рис. 305, б); 3) упорно-радиальные подшипники, предназначенные для большой осевой и небольшой радиальной нагрузки; 4) упорные, предназначенные для восприятия только осевой нагрузки (рис. 296). Способность ради-ально-упорных и упорно-радиальных подшипников воспринимать осевую нагрузку определяется величиной угла а (см. рис. 305), с увеличением которого осевая грузоподъемность возрастает в результате уменьшения радиальной. Номинальный угол контакта у радиаль-но-упорных подшипников более 0, но менее 45°, у упорно-радиальных подшипников более 45°.
Радиальные шариковые и роликовые подшипники предназначаются для восприятия главным образом радиальных нагрузок. Однорядные радиальные шарикоподшипники (рис. 24.2, а) кроме радиальной нагрузки дают возможность передавать осевую нагрузку в пределах 60% от неиспользованной радиальной. Радиальные двухрядные сферические подшипники (рис. 24.2, б) широко применяются в многоопорных гладких валах с отдельными Схема по рис. 7.49, в. В опорах применяют радиальные шариковые однорядные, шариковые или роликовые двухрядные сферические подшипники. Выбор того или другого типа подшипника определяется потребной грузоподъемностью и жесткостью вала.
Рис. 7.62. Вал конической шестерни расточного станка. Радиальные шариковые подшипники фиксирующей опоры поставлены с небольшим предварительным натягом. Осевое положение конической шестерни регулируется подшлифовкой двух полуколеи /. Подшипник плавающей опоры зафиксирован на ступице шестерни плоским пружинным кольцом.
Схема по рис. 7.49, в. В опорах применяют радиальные шариковые однорядные, шариковые или роликовые двухрядные сферические подшипники. Выбор того или другого типа подшипника определяют требуемые грузоподъемность и жесткость вала.
На рис. 7.61 изображен вал конической шестерни расточного станка. Радиальные шариковые подшипники фиксирующей опоры поставлены с небольшим предварительным натягом. Осевое положение конической шестерни регулируют подшлифовкой двух полуколец /. Подшипник плавающей опоры зафиксирован на ступице шестерни плоским пружинным кольцом.
Радиальные шариковые подшипники (/, рис. 16.13) — наиболее простые и дешевые. Они допускают небольшие перекосы вала (до V4°) и могут воспринимать осевые нагрузки. Эти подшипники широко распространены в машиностроении.
* Типы подшипников: 1 — радиальные шариковые однорядные без канавок для вставления шариков; 2— радиальные шариковые сферические; 3— 'радиальные роликовые с короткими цилиндрическими роликами; 4— радиальные роликовые сферические однорядные; 5 — радиальные роликовые сферические двухрядные.
Упорно-радиальные подшипники. Конструкция этих подшипников показана на рис. 5.10. Применяются упорно-радиальные шариковые (рис. 5.10, а) (ГОСТ 20821—75 с углом контакта 60°, тип 178000) и упорно-радиальные роликовое подшипники (рис. 5.10, б\ (ГОСТ 9942—75 тип 39000). Эти подлинники воспринимают осевые и радиальные нагрузки. Причем упорно-радиальные шарико-воспринимают осевую нагрузку в обе стороны, а упор-роликовые — в одну. Радиальная нагрузка не превышать 15% неиспользованной допустимой осевой нагрузки при их одновременном действии. Условия контакта тел качения этих подшипников допускают более высокие скорости j, чем для шариковых упорных ш дшипников,
В отдельных случаях, когда осевые нагрузки выше радиальных, опоры выполняют комбинированными is подшипников двух типов: например, для восприятия осевой нагрузки принимают упорные подшипники, а для восприятия радиал] иой -— один из типов радиальных подшипников (см. рис. 5.36, 5.3!', 5.39). Однако к применению опор с разными типами подшипников нужно прибегать только тогда, когда по габаритам и грузопс дъемности нельзя выполнить опору из однотипных подшипников. С целью подшипников в изделии иногда применяют < днотипные ки во всех или в большинстве опор, даже ее; и условия пагружения отдельных опор и не требуют этого. Так, например, если для большинства опор приняты радиалыю-упорные топические роликоподшипники, а для нескольких опор подходят радиальные шариковые, то желательно принять и для этих опор кот ческие пики, если они удовлетворяют условиям работы.
осевую подвижность. Для таких опор npi намаются, как радиальные шариковые (обычно основного типа 0000), сферические шарико- и роликоподшипники, а также {оликоподшипники с цилиндрическими роликами (чаще всего тип эв 2000 и 32000). У ро-
Упорные и упорно-радиальные шариковые и роликовыеРоа = Fa + 2,3/v tg а
Однорядные радиальные шариковые подшипники (табл. 33, эск. 1, 2) предназначены4 для несения преимущественно радиальных нагрузок, но могут одновременно нести значительные осевые нагрузки.
Рекомендуем ознакомиться: Различают статические Различные эксплуатационные Различные аналитические Различные гидравлические Различные источники Радиальных однорядных Различные конфигурации Различные математические Различные модификации Различные неметаллические Различные передаточные Различные приближенные Различные разновидности Различные синтетические Различные специальные
|
|