|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Скольжения относительноК недостаткам подшипников качения по сравнению с никами скольжения относятся значи"ельно большие размеры, большее сопротивление врашению при высоких скоростях, способность вызывать шум и вибрацию, пониженная жесткость, нерентабельность мелкосерийного и и тучного производства, повышенная точность изготовления и мэнтажа. Однако некоторые недостатки ощущаются лишь в устройствах, к которым предъявляются повышенные требования. В большинстве изделий с умеренной точностью, быстроходностью и нагруженностью обязательно К сплавам для подшипников трения — скольжения относятся антифрикционные бронзы, чугуны и сплавы на основе Zn; баббиты — легкоплавкие сплавы на основе Pb, Sn, Zn или А1, а также металлоке-рамические материалы. Опоры с трением скольжения имеют следующие преимущества: они могут работать при высоких скоростях и нагрузках в агрессивных средах; малочувствительны к ударным и вибрационным нагрузкам; их можно устанавливать в местах, недоступных для установки подшипников качения, например на шейках коленчатых валов. К основным недостаткам опор с трением скольжения относятся более высокие потери на трение при обычных условиях; усложненные системы смазки тяжело нагруженных, быстроходных подшипников; необходимость постоянного контроля за смазкой (исключение представляют приборные подшипники из фторопласта и капрона, а также металлокерамические подшипники), необходимость применения дефицитных материалов и высокой поверхностной твердости цапф; износ; большие осевые габариты. К основным недостаткам подшипников скольжения относятся: высокие потери на трение; усложненные системы смазки и необходимость постоянного контроля ее наличия; необходимость применения дефицитных материалов и высокой поверхностной твердости цапф; износ; большие осевые габариты. К недостаткам подшипников качения по сравнению с подшипниками скольжения относятся: ограниченная возможность работы при больших угловых скоростях и тяжелых нагрузках; ограниченная способность к воспринятию динамических нагрузок; большой диаметр (особенно тяжелых подшипников). Появление велосипедов, оборудованных подшипниками качения, дало толчок широкому использованию подшипников качения в самых различных механизмах. В настоящее время трудно назвать такую отрасль машине- и приборостроения, где бы не применялись подшипники качения. Уже успешно осуществлен перевод на подшипники качения подвижного состава железных дорог, прокатных станов, тяжелых прессов, многих конструкций станков, новых мощных экскаваторов и т. п. Подшипники качения имеют ряд преимуществ перед подшипниками скольжения. К основным достоинствам подшипников качения по сравнению с подшипниками скольжения относятся меньшие затраты энергии на процесс трения (момент трения в шарикоподшипниках примерно в 3—6 раз меньше, чем в подшипниках скольжения), меньшие габаритные размеры (по ширине), меньший расход смазочных материалов и др. Из анализа эксплуатации фрезерных станков в условиях массового производства на Волгоградском, Минском и Харьковском тракторных заводах [22], а также исследованиями А. П. Гри-байло и Ю. Г. Перченка [37] установлено, что к числу быстроизнашивающихся поверхностей трения скольжения относятся направляющие и ходовой винт—гайка. Износ этих поверхностей трения скольжения происходит с преобладанием двух видов: износ в результате адгезионного схватывания поверхностей трения; абразивный износ в результате воздействия крупных частиц, образующихся в результате процесса схватывания на поверхности трения. средах, а также при вибрационных и ударных нагрузках. К недостаткам подшипников скольжения относятся высокие потери на трение и в связи с этим пониженный КПД, необходимость систематического наблюдения и непрерывной смазки, неравномерное изнашивание подшипника и цапфы, использование дорогостоящих материалов, относительно большая длина цапфы и вкладыша. Все марки пластмасс, применяемые в машиностроении (механизмы низкой точности, напри- мер крышки, заглушки) Стеклотекстолит КАСТ-8, пресс-материал АГ-4 (подвижные соединения деталей из стеклопластов) Волокнит, текстолит, фенопласты (подшипники скольжения) Поликапролактам, полиамидные смолы марок АК-7, Ц-68, полиформальдегид, поли -карбонат, поликапро-амид и др. (подшипники скольжения) относятся к соедивениям, р е вычисляют в процентах к ри температуре 22 ±1° С в Подшипники скольжения. Подшипники скольжения имеют следующие преимущества: малые размеры, возможность применения разъемных подшипников, высокую частоту вращения (100 000 об/мия и более), возможность работы в воде и других агрессивных средах, а также при вибрационных и ударных нагрузках. К недостаткам подшипников скольжения относятся высокие потери на трение и в связи с этим пониженный КПД, необходимость систематического наблюдения и непрерывной смазки, неравномерный износ подшипника и цапфы, применение для изготовления подшипников дорогостоящих материалов, относительно большая длина цапфы и вкла-дыша. Отливки, не рассчитываемые на прочность, с размерами, определяемыми конструктивными и технологическими соображениями, относятся к неответственным; отливки, испытываемые на прочность, работающие при статических нагрузках, а также в условиях трения скольжения, относятся к ответственным. Особо ответственные - отливки, эксплуатируемые в условиях динамических знакопеременных нагрузок, а также испытываемые на прочность. Повышенный износ и заедание червячных передач связаны с большими скоростями скольжения и неблагоприятным направлением скольжения относительно линии контакта. Характерными особенностями работы червячных передач по сравнению с зубчатыми являются большие скорости скольжения и неблагоприятное направление скольжения относительно линии контакта. Автоколебания маятника. Рассмотрим колебания маятника, подвешенного на оси во вращающейся втулке (рис. 156), и превращение его энергии в различных случаях. Пусть маятник покоится. Тогда вращающаяся втулка в результате скольжения относительно оси совершает работу на преодоление сил трения. Эта работа полностью превращается во внутреннюю энергию, и в результате ось и втулка нагреваются. Источником энергии, превращенной во внутреннюю, является машина, приводящая во вращение втулку. Для вязкого излома характерным является ямочное микростроение. При рассмотрении поверхности пластичного излома в электронный микроскоп видно ямочное, а в оптический — гру-боямочное строение (см. рис. 5). Такое строение объясняется тем, что при достижении предельных состояний в локальных объемах на участках, представляющих собой препятствия для непрерывности деформации, зарождаются микропустоты. Часто это границы зерен, субграницы, частицы избыточной и упрочняющей фаз, границы фаза—матрица, участки скопления дислокаций, в гомогенных материалах — место пересечения плоскостей скольжения и т. п. По мере увеличения напряжений микропустоты растут, сливаются, что приводит к полному разрушению с образованием на изломе углублений в виде ямок, соединенных между собой перемычками. Если бы дефектов, вернее, неодно-родностей в материале не существовало, то разрушение должно было бы наступить после того, как сечение образца приобретет вид точки. Надрыв у внутреннего дефекта облегчается образованием объемного (в неблагоприятных случаях — гидростатического) напряженного состояния. Подобные условия существуют вблизи надрезов или в области шейки растягиваемого образца. При высоком значении относительного сужения ty изломы имеют, как правило, мелкоямочное строение, при малом значении г); и косом изломе — крупноямочное. При разрушении от чистого среза также может быть отрыв при наличии большого количества включений, расположенных вдоль плоскостей скольжения. Относительно микромеханизма пластичного внутризеренного разрушения существует следующее представление: гомогенные материалы имеют тенденцию к преимущественному разрушению по механизму расщепления плоскостей скольжения или при разновидностях этого механизма — серпентинном скольжении Мы полагаем, что наиболее поразительной закономерностью поведения различных систем сплавов является общность эффектов, связанных с характером скольжения. Планарное скольжение может вызываться рядом факторов, включая уменьшение энергии дефектов упаковки, понижение температуры, ближний и дальний порядок, образование кластеров и разрезание выделении дислокациями. Все эти факторы отмечались в разных местах данной главы и в предшествующих обзорах. Хотя корреляция пла-нарного скольжения с КР и водородным охрупчиванием наиболее полно и подробно исследована для аустенитных нержавеющих сталей, она применима и в случае других аустенитных сплавов, алюминиевых сплавов, титановых а- и р-сплавов, а возможно, и в никелевых сплавах. Очевидным исключением служит семейство ферритных и мартенситных сталей, однако в этом случае число работ, в которых исследован характер скольжения, относительно невелико. Ниже обсудим возможность того, что в подобных сплавах тип скольжения не имеет большого значения, но предстоящие исследования этих материалов все же должны включать определение типа скольжения, например, с помощью сравнительно простой методики линии скольжения [201]. Это позволит установить, распространяется ли отмеченная корреляция на о. ц. к. стали. Часто высказываемое мнение о том, что в железе (и, как следствие, в стали) скольжение всегда носит сильно непланар-ный характер,— ошибочно. Например, понижение температуры делает скольжение в чистом железе заметно более планарным и Образец вращался со скоростью скольжения относительно оправки 5—6 м/сек. Оправка была неподвижной. На поверхность трения образца подавалось капельным способом масло МС-20 таким образом, чтобы в течение всего технологического процесса (20—25 мин) были обеспечены условия граничной смазки. ках сужения тела червя равна нулю, то механизм передвижения дождевого червя, так же как и механизм передвижения гусеницы, лишен скольжения относительно опорной поверхности. Линейный шаговый волновой электродвигатель работает следующим образом. При помощи бегущего магнитного поля, создаваемого обмотками статора, гибкое звено 1 образует на некотором своем участке волну, перемещающуюся вдоль бегуна 4. При этом катушками нижнего статора обеспечивается прижатие прямолинейного участка гибкого звена к бегуну. Движение волны в направлении, показанном стрелкой А, сопровождается перемещением бегуна на один шаг по направлению стрелки В во время формирования очередной волны. Таким образом, за каждый пробег волны от одного конца гибкого звена к другому бегун при отсутствии его скольжения относительно гибкого тела передвигается на шаг, равный Дж = = I — I, где I и I — спрямленная длина волнообразного участка и ее проекция на горизонтальную ось. Установочные (контрольные) штифты применяют в случаях, когда необходимо точно зафиксировать положение одной детали относительно другой (например, положение крышки разъемного подшипника скольжения относительно его корпуса), а также для восприятия поперечных сил, действующих в плоскости разъема двух деталей (например, для передачи крутящего момента во фланцевом соединении валов). Влияние ориентации кристаллов при изгибе сказывается главным образом на их различной склонности к поперечной деформации, которая связана с различной ориентацией действующих систем скольжения относительно приложенных сил. Следует отметить, что поперечные деформации дополнительно искажают решетку монокристалла при изгибе, а это может вызвать при последующем отжиге ускоренную рекристаллизацию. Как показано в работах [96, 101], для выведения на поверхность трубчатого ЭГК ТЭП плоскости {110} или {001} предпочтительна деформация изгибом около оси <110>. Рекомендуем ознакомиться: Склеиваемых поверхностей Склеиваемую поверхность Склонность аустенитных Скольжения дислокации Скольжения необходимо Скольжения относительно Скольжения применяются Скольжения существенно Санитарно гигиенической Скольжение гидромуфты Скользящее резервирование Скользящих поверхностей Санитарно технические Скоплений дислокаций Скоропортящихся продуктов |