|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Следующем диапазонеВ 1950 г. закончилась разработка крупноразмерного реактивного двигателя АЛ-5 с силой тяги 5000 кг. В начале 50-х годов коллективом А. М. Люлька была предпринята разработка мощных турбореактивных двигателей для самолетов, завершившаяся в 1952 г. выпуском экспериментального двигателя ТР-7, снабженного осевым компрессором со сверхзвуковыми ступенями. В 1948— 1952 гг. конструкторским коллективом В. Я. Климова были выпущены турбореактивные двигатели ВК-1 и ВК-1Ф с центробежными компрессорами, причем в двигателе ВК-1Ф впервые использовался метод форсирования тяги дожиганием топлива за турбиной в форсажной камере, предложенный и разработанный в 1945 г. группой И. А. Меркулова (конструкция форсажной камеры была выполнена в ЦИАМ В. П. Лебедевым и другими, а окончательная доводка ее осуществлена под руководством Н. Г. Мецхварашвили). Форсажный режим, увеличивший тягу на 25 %, в следующем десятилетии стал основным для турбореактивных двигателей сверхзвуковых самолетов. Кроме этого, при воздушной перевозке грузов капитал изымается на минимальное время. Привлекает также внимание получение дополнительной прибыли благодаря снижению цен: если в настоящее время стоимость грузовых авиаперевозок в 3 раза превышает стоимость перевозок на автомобилях, то, по прогнозам, в следующем десятилетии это соотношение уменьшится до 2:1. Показателем будущего потенциала воздушных грузовых перевозок, как следует из рис. 14, является то, что в следующем десятилетии годовой доход от воздушных грузовых перевозок превысит доход от доставки пассажиров. Это наблюдение особенно важно с точки зрения схемы будущего развития авиации, потому что анализ больших транспортных перевозок 70-х годов показывает, что на первое место могут выйти требования, предъявляемые к емкостям для перевозки грузов. Постоянный рост воздушных грузовых перевозок в следующем десятилетии приведет к развитию новых систем (рис. 17), включая специальные аэровокзалы, контейнеры и самолеты. Конечно, в определенной степени потребности воздушных перевозок грузов будут удовлетворены модифицированными моделями крупных реактивных пассажирских и военных самолетов, переоборудованных для грузовых перевозок, однако основной недостаток такого решения заключается в том, что эти самолеты конструктивно не приспособлены для выполнения таких задач. Необходимо радикальное решение — создание специального типа самолетов для грузовых перевозок. Использование фотоэлектрического преобразования для производства электроэнергии в больших масштабах имеет многообещающие перспективы. Для того чтобы это стало реальностью, потребуется найти решение еще многих вопросов. Потребность в фотоэлектрических источниках энергии очевидна, проблематика ясна, пути решения намечены и можно надеяться, что уже в следующем десятилетии они будут вносить заметный вклад в общий баланс производства электроэнергии США, Стационарные маховики, расположенные у потребителей энергии, могут иметь большую массу и не требуют такой точности при изготовлении, как автомобильные маховики. Если удастся снизить стоимость изготовления, то такие системы аккумулирования энергии в сочетании с преобразователями солнечной энергии могут найти широкое применение в жилом секторе и стать важным средством экономии; энергоресурсов в следующем десятилетии. ты в Советском Союзе68. Сравнивая параметры точек Л и Б (см. рис. 40), можно получить некоторое представление о том прогрессе, который был достигнут за два десятилетия научных изысканий (с 1959 по 1979 год): температура была увеличена в 200 раз, а N X t — примерно в 20 000 раз. Таким образом, за это время мы прошли лишь половину пути к «Термоядерному Эльдорадо». Сможем ли мы достичь его по крайней мере в следующем десятилетии? На этот счет некоторые ученые, наиболее тесно связанные с решением данной проблемы, высказываются вполне оптимистично. Но даже в этом случае термоядерные реакторы не получат, по-видимому, широкого применения до 1990 года (или даже до 2000 года). Интересный новый тип быстрого реактора — газовый реактор с диссоциирующим газом в качестве теплоносителя — разрабатывается по общему координационному плану Академиями наук БССР, УССР, МССР. Однако для практической реализации проектов мощных энергетических быстрых реакторов-размножителей потребуется не только опыт эксплуатации экспериментальных реакторов, но и решение ряда сложнейших научных и инженерно-технических задач. Поэтому развертывание серийного строительства АЭС с мощными реакторами-бридерами предполагается только в следующем десятилетии [31. Оценки масштабов мировых разведанных запасов нефти за последние годы стабилизировались в пределах от 87 до 92 млрд. т, что примерно в 30 раз превышает современную годовую добычу. Считается, что если и впредь масштабы прироста мировых разведанных извлекаемых запасов нефти будут примерно соответствовать приросту потребностей в ней, то в следующем десятилетии пик добычи может достигнуть 3,25 млрд. т в год при современном уровне 2,7 млрд. т. Считается также что такой пик добычи можно будет обеспечить разведанными извлекаемыми запасами в течение нескольких последующих десятилетий. В приведенных в табл. 6.6 цифрах ожидаемого роста добычи и потребления природного урана учитывается тот факт, что за десятилетие (1985—1995 гг.) мощности АЭС в мире будут практически удвоены. А так как развитие ядерной энергетики с реакторами на тепловых нейтронах будет продолжаться и в следующем десятилетии и, вероятно, после 2000 г., то придется добывать все больше и больше природного урана, используя не только богатые, но и бедные руды. В приведенных в табл. 6.6 цифрах ожидаемого роста добычи и потребления природного урана учитывается тот факт, что за десятилетие (1985—1995 гг.) мощности АЭС в мире будут практически удвоены. А так как развитие ядерной энергетики с реакторами на тепловых нейтронах будет продолжаться и в следующем десятилетии и, вероятно, после 2000 г., то придется добывать все больше и больше природного урана, используя не только богатые, но и бедные руды. Развитие микроэлектроники сопровождалось ростом степени интеграции при одновременном уменьшении минимального размера элементов интегральных схем. В последние 30 лет минимальный размер элементов ИС уменьшался со средней скоростью 13 % в год. Данный процесс останется неизменным и в следующем десятилетии. Быстрый рост степени интеграции, наблюдавшийся до 80-х годов, заметно снизился в последние годы. Достигнутая степень интеграции превысила 107 транзисторов. На рис. 2.7 представлены данные по достигнутым и прогнозируемым [35] величинам минимальных размеров элементов rfmin и степени интеграции п в зависимости от года выпуска. тура, при' которой это происходит, называется критической (Ткр). Начиная с Т= Гкр и при более высоких температурах (в диапазоне ТКр ее 7" < Гп) вид диаграмм растяжения становится таким, какой показан на рис. 4.94Д Напомним, что вся деформация в этом диапазоне температур (небольшая упругая и огромная высокоэластическая) при снятии нагрузки исчезает. Появляющиеся в температурной области Tg *^. Т < Тп высокоэластические деформации происходят с образованием шейки и ориентированием всего образца. Однако вся картина в общем-то аналогична той, которая была рассмотрена в области Тхр < Т < Tg, но все же отличается тем, что начало образования шейки соответствует весьма малому напряжению, тогда как при Т < Tg ориентационное упрочнение происходит быстрее, чем в высокоэластическом состоянии. В следующем диапазоне темпера-ТУР (Тп ==? Т '< Tf) деформация в содержит два слагаемых: высокоэластическую деформацию еэл и остаточную деформацию в0(.т. Измеряя деформацию в конце каждого шага нагружсния и производя разгрузку, можно отделить одно слагаемое от другого. По мере роста Т в указанной выше области доля остаточной деформации растет. Наконец, при Т = Tf деформация становится полностью необратимой и образец течет при очень малом напряжении. Эту зависимость можно использовать в следующем диапазоне параметров: s/d= 1,077^-1,308; р= 1н-12 МПа; х= 0-4-0,9; рш = 500-4-3000 кг/(ма-с). Формула применима в следующем диапазоне парамеров: р = 3 н- 10 МПа; рш) = 380 ч- 4000 кг/(м2-с); х = — 0,2 ~ 0,25; диаметр стержней d = 5 -f- 14 мм; зазор между стержнями s — d = 1,7 -f- 4,6 мм; длина стержней / > 0,4 м. Формула описывает экспериментальные данные в следующем диапазоне параметров: р = 7,45 -и 16,7 МПа; ран = 700 -4- 3800 кг/(ма-с); х = — 0,07 -т-0,4; длина пучка 1,7 — 3,5 м; диаметр стержней d -- 9 мм; относительный шаг sld = 1,34 ~ 1,385. Среднеквадратичное отклонение а = 13,1%. Среднеалге-браическое отклонение точек от расчетной формулы ~ 1%. С. Д. Ковалев [3.39, 3.44] провел экспериментальное исследование теплоотдачи в следующем диапазоне параметров: давлений 10—85 бар, чисел Re=(0,24—2)-105, температуры газа до 550 °С, температуры стенки до 650 °С. Тепловой поток менялся от 0,45-105 до 2-105 Вт/м2. Экспериментальный участок был выполнен -из труб (сталь 1Х18Н9Т) с внутренним диаметром 10 мм, толщиной стенки 2 мм и длиной обогреваемой части 5 м. На наружной поверхности по верхней образующей трубы приварены с постоянным шагом 16 термопар, служащих одновременно потенциальными отводами для замера падения напряжения на отдельных участках. Обогрев трубы производился путем непосредственного пропускания переменного тока низкого напряжения. В эксперименте производились замеры температур газа на входе в экспериментальный участок и на выходе из него, температур наружной стенки трубы, давления, расхода газа, силы тока и падения напряжения как на отдельных участках, так и по всей длине трубы. Предварительно была проведена тарировка на водяном паре, показавшая удовлетворительные результаты. Максимальная относительная погрешность определения коэффициента теплоотдачи не испарителя с химически реагирующим теплоносителем, которая представляла собой одноходовой противоточный тешюобменный аппарат типа «труба в трубе». Внутренняя труба диаметром ЮХ! мм имела продольное оребре-кие (количество ребер 12, высота и толщина ребер соответственно 4 и 0,4 мм). Параметры теплоносителя по горячей стороне (в межтрубном пространстве) изменялись в следующем диапазоне: давление от 11 до 22 бар, температура на входе от 660 до 729 К, на выходе от 368 до 392 К; по холодной стороне: давление от 53 до 128 бар, температура на входе от 318 до 347 К, на выходе от 438 до 484 К. На описанной огневой модели было проведено 67 опытов с чистым и 47 опытов с запыленным факелом. При этом опыты проводились в следующем диапазоне изменения режимных характеристик. Концентрация хро-момагнезитовой пыли в продуктах сгорания изменялась 420 Указанные выше зависимости справедливы для процессов охлаждения и осушки воздуха в следующем диапазоне параметров: yw<4,5 кг/(м2-с); Hw = 20 Ч-60 кг/(м-ч); Он = 1,2ч-2,3; бсл/^экв = 28 -f- 72; Ясл = 0,65 Ч-0,91 — пористость слоя; dSKB = = 3,65 ч- 5,9 мм; 5СЛ = 580 -н 760 м2/м3 — удельная поверхность. Последняя формула справедлива для труб d около 1200 точек, полученных методом у-просвечивания в следующем диапазоне параметров: р=11.3—176 бар, и;0=0.03—5.3 м/сек, йэ = 13.3—748 мм.Для 95%точек расхождение опытных и расчетных значений не превышало величины Дср= +0.05. Формула (9) подтверждена опытными данными в следующем диапазоне изменения определяющих параметров: Рекомендуем ознакомиться: Следствием неправильного Следствием взаимодействия Следствие уменьшение Следующая классификация Следующей постановке Следующее эмпирическое Сдельного заработка Следующее определение Следующее приближенное Следующее устройство Сделанные предположения Следующего приближения Следующему алгоритму Следующему заключению Следующем количестве |