|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Смазочными канавкамиУчебник в соответствии с программой дисциплины и планами подготовки студентов машиностроительных специальностей вузов охватывает ряд общих вопросов конструирования, теорию, расчет и конструирование деталей и узлов общемашино-стронтслыюго применения (неразъемных и разъемных соединений, передач зацеплением и трением, осей, валов и муфт, подшипников и направляющих, уиругих. элементом, станин п корпусных четалей, редукторов, вариаторов, смазочных устройств И :!,!)) . Уплотнения. Вопрос уплотнений примыкает к вопросам смазки и смазочных устройств. Надежные уплотнения очень важны с. позиций объемного, а следовательно, и общего КПД насосов, энергетических и других машин, защиты трущихся пар от загрязнений, уменьшения расхода смазочного материала и загрязнения окружающей среды. По данным ремонтных Подача смазочного материала в зону смазки осуществляется самотеком или под давлением с помощью разнообразных смазочных устройств. На рис. 13.3 показано непрерывное смазывание подшипника с помощью кольца, частично погруженного в масло и увлекаемого во вращение валом. Стандарты охватывают: а) материалы, их химический состав, сортамент, механические свойства и термическую обработку; б) правила оформления чертежей и схем по ЕСКД; в) конструктивные элементы деталей механизмов: ряды чисел линейных размеров, модули зубчатых колес, резьбы, шпоночные и шлицевые соединения и т. д.; г) точность размеров (допуски и посадки) и параметры шероховатости поверхностей деталей; д) формы и размеры деталей и изделий массового применения: крепежных деталей, подшипников качения, муфт, смазочных устройств, радиодеталей и т. д. е) ряды основных параметров приборов и машин, их качественные показатели и т. д. Многие приборы, работающие с длительными остановками при малых скоростях скольжения трущихся поверхностей деталей, обычно не имеют смазочных устройств, так как смазываются во время сборки, контроля и профилактического осмотра. На рис. 22.4 приведены примеры стандартных конструкций индивидуальных смазочных устройств (рис. 22.4, а — см. ГОСТ 3562—58, рис. 22.4, б — ох — см. ГОСТ 1303—56). ; ' . Виды смазочных устройств. Жидкостные и консистентные смазочные материалы могут подаваться к смазываемым трущимся поверхностям двумя способами: индивидуально и централизованно. При индивидуальном способе подача смазки производится отдельными устройствами, расположенными вблизи смазываемых мест. Централизованный способ предусматривает смазку нескольких отдельно расположенных трущихся пар одним смазочным устройством. Оба способа могут обеспечивать периодическую и непрерыв- В качестве индивидуальных смазочных устройств для консистентных смазок наибольшее распространение получили колпачко-вая масленка по ГОСТ 1303—56* (рис. 4.78, а) и пресс-масленка под шприц (рис. 4.78, б). Для непрерывной подачи консистентной смазки применяют автоматически действующие масленки (рис. 4.78, в), у которых смазка подается поршнем. в смазочной системе. Централизованную непрерывную смазку можно производить с помощью насосов либо самотеком. В качестве смазочных устройств при подаче масла без принудительного давления применяют многоточечные масленки. Они бывают фитильные или в виде маслораспределителей, выполняемых в виде резервуаров, от которых масло по трубкам подводится к смазочным точкам. Для уменьшения коэффициента трения, нагревания и износа контактирующие элементы кинематической пары (т. е. поверхности соприкосновения соседних звеньев) разделяют слоем смазки. Так называют «третье» тело, пластичное, жидкое или газообразное, которое с помощью смазочных устройств подается на трущиеся поверхности. Смазка защищает эти поверхности от соприкосновения и помогает отводить теплоту, но при большом давлении и большой,скорости скольжения слой смазки может местами периодически разрываться, что приводит к непосредственному контакту и повреждению элементов кинематических пар. Жидкие масла подаются в подшипники самотеком с помощью смазочных устройств или под давлением от шестеренчатых и других насосов. Смазочные устройства многочисленны и разнообразны. где Fa — осевая нагрузка, Н; ф — коэффициент, учитывающий уменьшение опорной поверхности смазочными канавками: ф = = 0,8 ... 0,9; v — средняя скорость скольжения, м/с: Масло в подшипнике распределяется смазочными канавками (рис. 18.8). В подшипниках с жидкостной смазкой смазочные канавки можно располагать только в ненагруженной зоне подшипника. Канавки в нагруженной зоне вызывают резкое снижение несущей способности масляного слоя. Обычно применяют прямую канавку по образующей, проходящую через отверстие для подвода масла в ненагруженной зоне и не доходящую до торцов подшипника на 0,1 длины подшипника с каждой стороны. Канавку в условиях чистых смазочных материалов выполняют с плавными закруглениями. Однако нужно иметь в виду, что канавка способствует образованию воздушного пузыря и при Рис. 22. Схема вкладыша со смазочными канавками: Подшипники скольжения используют для восприятия радиальных и осевых нагрузок, а иногда и для их сочетания. Опора для восприятия только осевой нагрузки называется подпятником 1 (см. рис. 14.4, б) —это кольцо из чугуна, бронзы или другого антифрикционного материала с прорезанными по торцу смазочными канавками. ненагружснной зоны вкладыша (см. рис. 15.3). Распределение его по длине вкладыша осуществляется смазочными канавками (см. рис. 15.3 и 15.5). В местах стыка вкладышей на их внутренней поверхности делают неглубокие карманы-холодильники А (см. рис. 15.4 и 15.8), которые охлаждают смазочный материал, распределяют его по длине цапфы и собирают продукты изнашивания. Чтобы ограничить поток масла в направлении к торцам вкладыша, карманы не доводят до торцов. Смазочный материал подводится в подшипник по ходу вращения цапфы в зону зазора, где отсутствует гидродинамическое давление (см. рис. 23.6, б). Распределение его по длине вкладыша осуществляется смазочными канавками, которые располагают в ненагруженной зоне вкладыша (см. рис. 23.1 и 23.3). В местах стыка вкладышей делают неглубокие карманы-холодильники / (рис. 23.8), которые охлаждают смазочный материал, распределяют его по длине цапфы и собирают продукты изнашивания. Резиновые вкладыши применяют в подшипниках гидротурбин, насосов, турбобуров и др. В качестве примера на рис. 23.2 приведена конструкция подшипника турбобура, применяемого для бурения скважин. Этот подшипник состоит из металлического корпуса / и резинового вкладыша 2 со смазочными канавками 3, по которым протекает вода. Достоинствами резиновых вкладышей являются высокая амортизирующая упругость, что способствует гашению вредных вибрационных колебаний, и сравнительно высокая износостойкость при наличии в смазке различных механических примесей (песка, металлических частиц и пр.). Однако при температуре выше 65—70° С резина стареет и теряет свои упругие и антифрикционные качества. Фиг. 223. Магнетный подшипник с массивным сепаратором,снабжённым смазочными канавками (для гирокомпасов). В упорных подшипниках с неподвижным подпятником возникновение жидкостного трения осуществляют тем, что подпятник разбивают смазочными канавками на несколько сегментов и поверхности скольжения каждого сегмента дают постоянный относительно пяты наклон, соответствующий основному режиму работы (фиг. 267, 268). Одно из основных условий удовлетворительной работы упорного подшипника состоит в равномерном (по окружности) распределении статической нагрузки по поверхности скольжения. При длительном шлифовании тяжелых деталей для обеспечения подачи смазки без снятия детали с центров рекомендуется пользоваться специальными центрами со смазочными канавками. При скоростном шлифовании используют центра, оснащенные твердым сплавом. где ф = 0,85-f-0,95 — коэффициент, учитывающий уменьшение опорной поверхности смазочными канавками; d0 & (0,6^-0,8) d; значение [р] — такое же, как для радиальных подшипников. Момент сил трения (при р = const) Рекомендуем ознакомиться: Случайные флуктуации Случайные возмущения Случайных нагрузках Случайных погрешностей Случайных воздействий Случайными функциями Случайными причинами Случайным величинам Случайной составляющей Сдвоенных подшипников Случайного попадания Случайном нагружении Служебных обязанностей Сейсмические воздействия Смачиваемой поверхности |