Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Выносливости возрастает



Неоднократный статистический анализ показал, что при базе испытания более 5-Ю6 десятикратное увеличение числа-циклов не приводит к изменению вычисляемого предела выносливости более чем на 10 %. В частности, у технически чистого титана [92] снижение напряжений с (1,05—1,08) O.J до о_1г т.е. на 5—8 %, влечет за собой по меньшей мере десятикратное увеличение циклической долговечности. Вероятность определения предела выносливости, вычисленная по данным рис. 92, показала (надрезанные образцы сплава ПТ-ЗВ, плоский изгиб), что уменьшение базы в 10 раз (с 10* до 107) может .с 33 %-ной вероятностью привести к увеличению определяемого предела выносливости со 140 до 154 МПа, т.е. на 10 %- Это же изменение, но с большей вероятностью может произойти при изменении базы в 20 раз (с 5-Ю6 до 108 цикл). Таким образом, к настоящему времени можно считать доказанным существование физического предела выносливости у титановых сплавов при 20°С в пределах 10 %-ной точности при изменении базы испытаний в 10 раз. Достаточно достоверные результаты определения предела выносливости титановых сплавов получаются при базе испытания 107 цикл и более.

Установлены основные закономерности изменения предела выносливости титановых сплавов в результате горячей пластической обработки, которая в общем случае значительно повышает усталостную прочность литого металла. Деформация в области существования а- и 0-фаз по сравнению с деформацией в /3-области несколько повышает значения усталостной прочности титановых сплавов. Так, по данным [117, с. 333; 125; 126], ковка сплава типа ВТ6 в (3-области понизила предел выносливости по сравнению с ковкой в (а+0) -области на 12 %. По данным [117, с. 333], это повышение мало заметно. Существенное значение имеет степень горячей пластической обработки: чем более деформирован металл при прочих равных условиях, тем выше его усталостная прочность. При этом наибольшее увеличение предела выносливости происходит при е = 300н-400 %. При большей степени деформации предел выносливости изменяется мало.

Отжиг сварных соединений вели при 750°С в течение 1 ч в вакууме. Как видно из табл. 28, пределы выносливости отожженных сварных соединений достаточно высоки и составляют 76—94 % от предела выносливости основного металла. Направление вырезки образцов по отношению к шву не имеет существенного значения. Таким образом, один из действенных методов повышения усталостной прочности сварных соединений —низкотемпературный отжиг; он повышает предел выносливости титановых сварных соединений на 25—40 %.

обработку резанием. Во-первых, поверхность титана резко активируется при нагреве, во-вторых, все титановые сплавь! имеют низкую теплопроводность и, в-третьих, титановые сплавы имеют очень низкие антифрикционные свойства (высокий коэффициент трения, склонность к налипанию на инструмент и задирам) и очень плохо поддаются смазке при трении. Это сочетание свойств приводит к существенным поверхностным изменениям после холодной механической обработки при изготовлении деталей и образцов резанием, которые резко влияют на усталостные свойства титана. В результате многочисленных исследований установлено, что наименьшее влияние на предел выносливости оказывает очень осторожная конечная обработка поверхности: снятие тонкой стружки (толщиной до 0,1 мм) при небольших подачах и скоростях резания с последующей ручной полировкой мелкой шкуркой до примерно 8—9-го класса шероховатости. При этой финишной обработке наблюдаются наиболее устойчивые и стабильные значения предела выносливости титановых сплавов. Именно поэтому все другие в^ды его поверхностной обработки по влиянию их на усталость обычно сравнивают с этой общепринятой стандартной обработкой.

Отметим основные закономерности повышения предела выносливости титановых сплавов в результате ППД, общие для различных методов. Установлено [191, 192], что эффективность ППД в пряной мере сохраняется до температуры примерно 200°С, а частично до 500°С и даже выше. Эффект не изменяется во времени и в средах, не опасных для титановых сплавов без ППД. Положительное влияние ППД на усталостную прочность в определенной степени сохраняется даже при полном снятии остаточных сжимающих напряжений низкотемпературным отжигом вплоть до рекристаллизационного. В этом случае положительное действие ППД можно объяснить "облагораживанием" микроструктуры поверхностного слоя, которая после наклепа и рекристаллизации становится очень однородной, мелкозернистой, т.е. наиболее благоприятной по сопротивлению появлению усталостных трещин. Кроме того, благодаря измельчению зерна и субзерен процесс образования пластических микросдвигов затрудняется и усталостная прочность растет.

результаты определения предела выносливости титановых сплавов

НА ПРЕДЕЛ ВЫНОСЛИВОСТИ ТИТАНОВЫХ СПЛАВОВ

Все это дает основание сделать вывод, что причиной резкого снижения предела выносливости титановых лопаток по сравнению с образцами являются остаточные растягивающие напряжения в поверхностном слое глубиной примерно 0,1 мм. Остается два выхода: термооб-работать лопатки или снять механически этот слой.

Влияние покрытий поверхности на предел выносливости титановых сплавов исследовались Дивилеем и Ричаудом [1295].

Таблица 4,4 Влияние покрытия поверхности на предел выносливости титановых сплавов

Чувствительность к концентраторам напряжений резко снижается, а предел выносливости возрастает при создании на поверхности остаточных напряжений сжатия путем упрочнения химико-термической или другой обработкой. Коррозия понижает предел выносливости на 40—60 % .

Чаще всего с уменьшением размера зерна предел выносливости возрастает, хотя в ряде работ показано, что измельчение структуры металла не всегда приводит к изменению долговечности. При анализе влияния структурного фактора на циклическую прочность необходимо иметь в виду, что закономерности разрушения металлических материалов при циклическом и сгатическом нагружении имеют много общего. Для циклического нагружения зависимость предела усталости
На рис. 55 представлены данные 1 "ровера и др. по оценке влияния среднего напряжения цикла на изменение предела выносливости конструкционной стали. Здесь в качестве парамечра отношения напряжений выбрано среднее напряжение цикла стт(рис. 55,а), а на рис.55, б коэффициент R. Видно, что по мере увеличения а,„ и R предел выносливости возрастает.

4. От упрочнения поверхности путем обдувки ее дробью. Обдувка дробью диаметром 0,4—1,7 мм длительностью от 30 сек. нагартовывает обезуглероженный поверхностный слой и увеличивает долговечность рессор и пружин в 4—10 раз. При этом предел выносливости возрастает с 38,5 до 70 кг/мм2. Срок службы автомобильных рессор, имеющих среднюю обезуглероженность листов на глубину 0,15 мм, при обработке дробью повышается с 5—8 до 40—50 тыс. км.

Износ в условиях контактного предела выносливости возрастает при повышении давления и увеличении коэффициента тре-ния, а уменьшается при увеличении модуля упругости и числа циклов до разрушения.

Исследованию эффективности электрохимической защиты для повышения сопротивления металлов коррозионно-усталостному разрушению посвящены работы Г.В.Акимова, Н.Д.Томашова, Г.В.Карпенко, А.В.Рябчен-кова и др. Показано [20], что катодная поляризация при плотности тока 0,2 А/дм2 существенно повышает предел выносливости образцов из нормализованной стали 45 в 3 %-ном растворе NaCI, а при плотности тока 0,5 А/дм2 предел выносливости стали в воздухе и в коррозионной среде при базе 107 цикл практически одинаков. Установлено также, что для эффективного повышения сопротивления коррозионной усталости сталей необходимо выбирать плотность тока несколько большую, чем для защиты деталей, находящихся в ненапряженном состоянии; для конкретных условий существует оптимальная плотность тока, обеспечивающая наибольшее сопротивление стали коррозионно-усталостному разрушению. При оптимальной плотности тока предел коррозионной выносливости возрастает почти до значений, полученных в воздухе, и даже больших.

в определении предела выносливости возрастает. Так, для алюминиевых сплавов,

Предел выносливости возрастает с увеличением ав и ао,2, однако у высокопрочных сталей, обладающих высокой чувствительностью к концентраторам напряжений, предел выносливости может быть пониженным (см. рис. 74). У высокопрочных сталей сильно возрастает коэффициент К вследствие резкого увеличения коэффициента Ко по мере роста 0Ol2 и снижения коэффициентов Kda (масштабный фактор) и Kfo, учитывающего качество обработки поверхности. Снижается и вязкость разрушения Кю, а следовательно, и сопротивление росту усталостной трещины (живучесть). Это нужно учитывать, когда из соображений снижения массы конструкции выбирают сталь с высоким о0)2.

Кроме описанных методов поверхностной закалки, преимущественно для небольшого числа мелких деталей простой формы, применяют нагрев детали под закалку в расплавленных металлах или солях. Отпуск после поверхностной закалки производится для снятия напряжений в зоне закалки, этим уменьшают хрупкость и повышают прочность изделий. По сравнению с обычной закалкой увеличивается износостойкое!ь, цредел выносливости возрастает в 2-3 раза.

Чувствительность к концентраторам напряжений резко снижается, а предел выносливости возрастает при создании на поверхности остаточных напряжений сжатия путем упрочнения химико-термической или другой обработкой. Коррозия понижает предел выносливости на 40—60 %.

После закалки и высокого отпуска (500° С), благодаря более высоким остаточным напряжениям сжатия (см. рис. 63) и меньшей чувствительности сердцевины к концентрациям напряжений наличие трещин в боридном слое становится менее опасным, в связи с чем предел выносливости возрастает. После борирования, при наличии концентраторов напряжения, предел выносливости всегда повышается [43].




Рекомендуем ознакомиться:
Воздействия магнитного
Воздействия необходимо
Воздействия продуктов
Воздействия солнечных
Воздействия ультразвука
Воздействием источника
Выделения кристаллов
Воздействием переменных
Воздействием температуры
Воздействие излучения
Воздействие оказывает
Воздействие различных
Воздействии агрессивной
Воздействии механических
Воздействии повышенных
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки