|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Выполнены исследованияПри определении: о наиболее важным вопросом является точный учет и фиксирование всех термомеханических параметров деформации и реологических свойств материала при проведении пластометрических испытаний. Авторами совместно с докт. техн. наук Соколовым Л. Н. и канд. техн. наук Савицким В. В. выполнены испытания образцов большой номенклатуры металлов и сплавов на специально спроектированных и изготовленных илаетомет>ах: кулачковом (усилием 100 кН) и статико динамическом (усилием 40 кН). Испытания проводились в широком диапазоне температурно-скоростнмх условий деформации О учетом упрочнения и разупрочнения материала. На основании замера режимов и параметров деформирования образцов с помощью специальной аппаратуры и математической обработки результатов исследо- Характерным примером такого контроля является применение ультразвукового контроля дисков компрессоров из титанового сплава ВТ-8 [117, 120]. В эксплуатацию был введен контроль диска по эталону с гладкой поверхностью. Однако один из дисков разрушился после введения контроля, и это потребовало решения вопроса о том, насколько эффективен контроль с точки зрения частоты его проведения и чувствительности используемого метода. Разрушение контролируемых дисков в эксплуатации происходит с формированием развитого в пространстве рельефа, что оказывает существенное влияние на рассеивание ультразвукового сигнала. Поэтому были выполнены испытания образцов с моделированием процессов роста трещины, подобных эксплуатационным с созданием развитой поверхности разрушения. Оказалось, что в зависимости от шероховатости поверхности разрушения ослабление сигнала может происходить в несколько раз [120]. Поэтому помимо исходной информации о чувствительности метода контроля по эталону с гладкой поверхностью необходимо иметь оценки чувствительности метода по реально формируемой поверхности разрушения, которая характерна именно для контролируемого процесса разрушения (коррозия, ползучесть и др.). Применительно к нержавеющей стали Х18Н10Т с относительным удлинением 25-35 % были выполнены испытания на круглых образцах с надрезом путем их нагружения изгибом с вращением. Были сопоставлены две частоты нагружения 60 и 980 об/мин. Испытания проведены в лабораторных условиях при 20 °С и влажности воздуха 77,4 %. Переход к возросшей частоте нагружения сопровождался разогревом образца в районе надреза до красного цвета. После разрушения все изломы имели коричневый цвет из-за сильного окисления материала в течение всего периода роста трещины. При этом скорость роста трещины не уменьшалась, а возрастала почти в два раза. Этому соответствовали плохо выявляемые усталостные бороздки большего шага. Были выполнены испытания двух дисков на специальном стенде, позволявшем осуществлять нагружение диска в осевом направлении путем изгиба [10, 13, 14]. Помимо изучения кинетики разрушения материала, целью этих испытаний являлась сравнительная оценка эффективности различных методов неразрушающего контроля дисков, которые обычно используются при эксплуата- Для уточнения процесса и механизма разрушения дисков были выполнены испытания дисков в составе двигателей. Стендовые испытания в составе двигателя Д-36 по эквивалентно-циклической (ЭЦИ) программе прошли диски I ступени КНД и IV, V ступеней КВД. Для исследования эффектов сложного нагружения выполнены испытания, в которых образцы подвергались циклическому сдвигу и статическому растяжению. При этом от образца к образцу варьировалась величина циклической и статической составляющей напряжений. Максимальные величины амплитудных значений нормальных напряжений при циклическом растяжении — сжатии составляли 42 кгс/мм2 при наложении касательного напряжения от статического сдвига 10 кгс/мм2, в то время как амплитуда циклических касательных напряжений достигала 25 кгс/мм2 при максимальном значении статического нормального напряжения 15 кгс/мм2. Для исследования эффектов сложного нагружения выполнены испытания, в которых образцы подвергались циклическому сдвигу и статическому растяжению. При этом от образца к образцу варьировалась величина циклической и статической составляющих напряжений. Максимальные величины амплитудных значений нормальных напряжений при циклическом растяжении— сжатии составляли 42 кгс/мм2 при наложении касательного напряжения от статического сдвига 10 кгс/мм2, в то время как амплитуда циклических касательных напряжений достигала 25 кгс/мм2 при максимальном значении статического нормального напряжения 15 кгс/мм2. В проведенной нами работе выполнены испытания на износ при трении скольжения б.ез смазки образцов трех марок углеродистой стали, химический состав которых указан в таблице (см. ниже). С. Л. Жукову, в лаборатории которого были выполнены испытания на машине Велера. В отличие от трещин, реальные концентраторы и дефекты, даже наиболее острые, имеют малый, но конечный радиус окончания. Геометрические формы надреза оказывают влияние на процесс зарождения и развития усталостных трещин. В работе [361] были выполнены испытания гладких и надрезанных образцов с различной остротой, но одинаковой глубиной концентратора. Экспериментально показано (рис. 10.1.3), что при отсутствии концентратора напряжений число циклов нагружения, необходимое для зарождения трещины N может составлять 0,8-0,9 общего числа циклов до разрушения N. ffo мере увеличения остроты надреза отношение N / N снижается и при-ао > 6 (р = 0,01-0,25 мм) долговечность, соответствующая моменту возникновения трещины, составляла 8-12% общей долговечности .образца до разрушения. Дальнейшее увеличение коэффициента a > 6 практически не изменяет отношения N / N, поскольку в этом случае долговечность отражает главным образом процесс роста трещины. В другой работе [346] для бесконечной пластины с эллиптическим или В США в настоящее время считают, что лучше вообще не приводить данных об огнестойкости полимерных материалов, так как в большинстве случаев путаница в терминологии вводит в заблуждение, а сами данные часто противоречивы вследствие различия в условиях проведения испытаний. Например, часто говоряг о том, что материалы являются «самозатухающими», но не приводят ни метода, ни условий, при которых были выполнены испытания. В целях изучения механизма трения и изнашивания полимерных материалов были выполнены исследования структурно-фазовых превращений при трении в поверхностном слое образцов из композиционных материалов на основе ПТФЭ, содержащих в качестве наполнителей порошки кокса, бронзы, окиси свинца, дисульфида молибдена и измельченные углеродные волокна [13]. Исследование структурно-фазовых превращений выполняли на образцах, подвергнутых различному уровню внешних энергетических воздействий за счет изменения скорости скольжения, контактного давления и температуры окружающей среды при трении. Методом рентгеноструктурного анализа исследовали поверхностные слои образцов из композиционного материала криолон-3, прошедших испытание при контактном давлении 2 МПа, температуре окружающей среды 300 К, скоростях скольжения 0,6; 1,0; 1,25 и 1,9 м/с. Затем изучали влияние контактного давления в интервале от 1 до 4 МПа при V = const и Т = const на характер структурно-фазовых изменений в поверхностном слое материала. Учитывая широкий интервал эксплуатационных температур узлов трения, исследовали также влияние температуры окружающей среды в интервале от 173 до 353 К при постоянных Р и V. В целях изучения характера структурно-фазовых изменений в процессе длительного трения исследовали образцы после трения в течение 3, 6, 12, 20, 28 и 52 часов. Были выполнены исследования, давшие экспериментальное подтверждение изложенным соображениям и позволившие создать жаростойкое эмалевое покрытие, содержащее сравнительно большое суммарное количество щелочных компонентов. в исследованиях Н. Т. Митюшина, К. Н. Мищенко, Г. М. Шахунянца, М. Ф. Вериго и др. Под руководством С. В. Амелина выполнены исследования конструкций стрелочных переводов для скоростного движения поездов. Советскими учеными (И. И. Васильевым, В. А. Соковичем, С. В. Зембли-новым, членом-корреспондентом АН СССР А. П. Петровым, К. А. Бернгар-дом, А. И. Платоновым, И. Г. Тихомировым и др.) выполнены исследования по теории формирования поездов, размещения сортировочных станций и более эффективному использованию перевозочных средств транспорта. В последующие годы наибольшее развитие получила ступенчатая маршрутизация, охватывающая не только мощные грузопотоки, но и грузооборот малых станций. Всего на железных дорогах СССР маршрутизацией поездов охвачено более 70% всех перевозимых грузов, что обеспечивает значительное ускорение оборота грузовых вагонов, являющегося важнейшим технико-экономическим показателем работы железнодорожного транспорта. Достаточно сказать, что оборот вагонов ускорен с 12,27 суток в 1913 г. до 5,32 суток в 1966 г. [22] и это ускорение обусловлено вводом в эксплуатацию новых тяговых средств, увеличением весовых норм и скоростей грузовых поездов, усилением пропускной способности линий, оборудуемых системами автоблокировки и диспетчерской централизации. Так, средний вес брутто поезда при электрической тяге возрос с 2070 то в 1955г. до 2592 т в 1965 г., а при тепловозной тяге увеличился соответственно с 1795 до 2500 т. На двухпутных участках с автоблокировкой стало возможно пропускать до 140—180 пар поездов в сутки с 8—10-минутными интервалами между поездами и увеличить расчетную пропускную способность на двухпутных линиях при параллельном графике. В настоящее время автоблокировкой и полуавтоматической блокировкой оборудовано около 100 тыс. км железнодорожного пути. В направлении развития и совершенствования подхода к оценке вредности топлива были выполнены исследования зависимости П от технологических параметров сжигания углей. Анализ результатов позволяет сделать ряд выводов методического и практического характера. Так, при уменьшении расхода топлива вдвое (т. е. при снижении производительности ТЭС) в случае полного отсутствия золо-очистки частный показатель вредности по золе за счет увеличения в 1,5 раза механического недожога [128] возрастает для азейского угля на 0,9 %, для кузнецкого — на 4 %, показатель вредности по окислам азота П^о,,. снижается примерно на 25 %, а суммарная вредность возрастает соответственно на 0,1 и 2,8 %. При степени очистки дымовых газов от золы ц = 90 % суммарная вредность уменьшается на 4 %, при г\ = 98 %— на 7 %. Таким образом, снижение производительности топливосжигающих устройств при наличии золоочистки уменьшает не только общий выброс вредных веществ, но и их удельный (на единицу массы топлива) выброс за счет уменьшения образования окислов азота. В отделе механики полимеров АН БССР выполнены исследования по нанесению полимерных покрытий и проведены стендовые и эксплуатационные испытания деталей машин с тонкослойными покрытиями из полимерных материалов; созданы методы расчета зубчатых передач из полимерных материалов, теоретически и экспериментально оценена несущая способность металло-полимерных передач с учетом некоторых технологических, конструкционных и эксплуатационных факторов. В 1966 г. были выполнены исследования в более широком диапазоне параметров: Р=10—58 бар, Гг= =410—820 °К и Re=(3—30)-104 [3.25]. Стенд представлял собой замкнутый герметичный контур с принудительной циркуляцией теплоносителя, осуществляемой при помощи герметичного насоса с регулируемой производительностью. Технологическая схема обеспечивала осуществление газожидкостного цикла. Детали и узлы стенда выполнены из нержавеющих сталей, стойких в среде четырехокиси азота. Экспериментальный участок был изготовлен из U-образной трубы (Z)BH=2 мм) длиной 700 мм из стали 1Х18Н9Т. Обогрев трубы осуществлялся непосредственным подключением к электрической цепи. Температура стенки замерялась в шести точках по длине, температура газа — на входе и выходе. Погрешность в экспериментальном определении коэффициента теплоотдачи оценивается в ±15%. В КНЦ РАН выполнены исследования, направленные на разработку технологии разделки слитков (диаметром 600-1000 мм) искусственной слюды-флогопита с использованием электроимпульсного способа разрушения. Определены основные параметров процесса - электрическая прочность слюды в слитках, производительность и энергоемкость разрушения для различного состава и технологического качества продукта. В свойственных ЭЙ процессу режимах электрического пробоя электрическая прочность слюды поперек и вдоль слоистости отличается в 40 раз (890 и 22 кВ/см). При пробое слюды в блоке средние пробивные градиенты в дециметровом диапазоне составляют 45-50 кВ/см; электрическая прочность агрегатов мелкомерной некондиционной слюды несколько выше, чем в блоках кондиционной слюды. Сквозной пробой и нарушение кристаллов слюды при межэлектродных промежутках 90-115 мм практически исключается, путь развития канала разряда происходит по местам с минимальной электрической прочностью, какими является мелкокристаллическая связка, места контактов кристаллов или пакетов кристаллов между собой, прослойки воздушных включений и нарушений сплошности в кристаллах. Характеристика типов ВВЭР и их основных рабочих параметров. Ниже приведены особенности конструктивных форм и основные параметры ВВЭР, применительно к которым были выполнены исследования напряжений и прочности (табл. 1.1) [4,9, 10, 23]. Первый крупный энергетический реактор мощностью 210 МВт был введен в эксплуатацию в 1964 г. на Ново-Воронежской АЭС (НВ АЭС) [3-5, 9, 23]. В этом направлении сотрудниками кафедры под руководством акад. Г. С. Писаренко выполнен большой цикл исследований (во многих случаях по вопросам, выдвинутым промышленностью), в результате которых были получены принципиально новые научные результаты, нашедшие внедрение в соответствующих отраслях промышленности. Так, результаты исследования рассеяния энергии в жаропрочных сталях для турбинных лопаток и тугоплавких материалах в широком диапазоне температур были переданы практически всем турбостроительным заводам страны и предприятиям других отраслей промышленности, для которых также были выполнены исследования усталости листовых материалов на алюминиевой основе применительно к обшивкам летательных аппаратов при высоких частотах нагружения в условиях плоского напряженного состояния. Заливка эпоксидными компаундами в сочетании с изменением конструкции узлов обеспечивает повышение технического уровня изделий. Внедрение эпоксидных компаундов в высокочастотную технику до сих пор сдерживалось отсутствием технологических участков на заводах подотрасли, а также недостатком сведений о свойствах этих материалов в условиях работы высокочастотного оборудования. В настоящее время на ряде заводов организуются эпоксидные участки, выполнены исследования технологических режимов и свойств литой изоляции, что позволяет дать рекомендации по применению эпоксидных компаундов. Рекомендуем ознакомиться: Воздействию коррозионных Воздействию напряжений Воздействию солнечной Воздушный конденсатор Воздушные конденсаторы Воздушные включения Воздушных резервуаров Воздушная плотность Вычислений приведены Воздушной прокладке Воздушное пространство Воздушного промежутка Выделением значительного Возможные деформации Возможные механизмы |