Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Внутризеренного скольжения



системы между двумя соседними точками бифуркации нарастает действие одного механизма разрушения и ослабление другого механизма. В этом случае может нарушаться принцип однозначного соответствия, поскольку в некоторых случаях оказывается невозможно непрерывно сохранять одни и те же признаки эволюции системы без их кардинального изменения. Примером такой ситуации может служить формирование несплошности по границам зерен на фоне внутризеренного разрушения материала. Переход от доминирования одного из указанных видов разрушения к другому при наличии обоих процессов эволюции на одном и том же масштабном уровне может служить свидетельством нарушения принципа однозначного соответствия.

Таким образом, развитие усталостных трещин в различных материалах при возрастающей асимметрии цикла нагружения не нарушает последовательности процессов разрушения и ведущей роли тех из них, которые соответствуют определенным масштабным уровням в соответствии с иерархией, присущей всем материалам. Последовательное возрастание асимметрии цикла сопровождается двумя эффектами. Доминирующую роль в развитии трещин начинает играть процесс внутризерен-ного разрушения с понижением масштабного уровня и возвращением к сдвиговым механизмам на микроскопическом масштабном уровне, что приводит к появлению псевдобороздчатого рельефа излома. Существует пороговая асимметрия цикла нагружения, при достижении которой развитие внутризеренного разрушения может быть реализовано только на микроскопическом масштабном уровне вплоть до нестабильности процесса роста трещин. В случае чувствительности границ

Пороговая частота нагружения (со/)р, при которой происходит переход от внутризеренного к межзеренному разрушению сплава, зависит от температуры окружающей среды. Испытания высокопрочной стали HS 188 показали, что при температуре 600 °С и частоте 0,1 Гц переход от внутри- к межзеренному разрушению происходит в области скоростей более 10~6м/цикл, тогда как при частоте 1 Гц и температуре 850 °С этот переход происходил в области скоростей роста трещины более 10~5 м/цикл [30]. Снижение частоты нагружения сопровождалось переходом к межзеренному разрушению в области меньших температур при достижении меньшей скорости роста трещины. В области внутризеренного разрушения имели место эквидистантно расположенные кинетические кривые для разных частот и температур испытания.

больше распространяться по границам зерен. Выдержка под нагрузкой добавляет в этот процесс ускорение по нарастанию доли межзеренного разрушения. Испытания компактных образцов из сплава Inconel 718 при 650 °С с синусоидальной формой цикла частотой 20 Гц, треугольной формой цикла 0,1 Гц (10с) и трапецеидальной формой цикла в интервале выдержек под нагрузкой 10-300 с показали постепенное нарастание доли межзеренного разрушения от 15 до 65 % [60]. Переход от треугольной к трапецеидальной форме цикла с той же продолжительностью в 10 с приводил к возрастанию с 15 до 25 % доли межзеренного разрушения. В этом случае имеет место влияние на среднюю скорость роста трещины совместно процесса порообразования по границам зерен от ползучести и процесса внутризеренного разрушения с формированием усталостных бороздок. Их шаг в полной мере характеризует длительность процесса роста трещины в элементе конструкции, однако оценка факторов влияния на реализованный процесс должна быть проведена с учетом влияния выдержки под нагрузкой по соотношениям (7.15), (7.17) и по соотношению, предложенному в работе [60]. Во втором случае нагружения материала в области выше критических условий влияние изменения частоты нагружения, выдержки под нагрузкой и температуры не изменяет механизма формирования усталостных бороздок. С увеличением температуры их шаг нарастает в связи с различными процессами разрастания затупления вершины или нарастанием пор перед вершиной (см. рис. 7.12). Однако их количество полностью характеризует количество циклов нагружения образца, а следовательно, и разрушенного в эксплуатации элемента конструкции. Поэтому оценка длительности роста усталостных трещин по числу усталостных бороздок является корректной для практики. В этом случае может быть проведена оценка уровня эквивалентной деформации или напряжения по соотношениям, представленным в главе 4 настоящей книги. Решение прямой задачи моделирования роста трещин в условиях многофакторного воздействия оказывается более сложной проблемой. Необходимо использовать вид уравнения с различной величиной показателя степени у длины трещины на основе испытания образцов для различных материалов.

Развитие большей из выявленных в дисках трещин, имевшей размеры около 20 мм по поверхности и 7,5 мм в глубину, и трещины глубиной около 2 мм еще в одном диске определялось механизмом вязкого внутризеренного разрушения материала. В изломе большей трещины фрагменты хруп-

Трещины, ориентированные по направлению к внешнему контуру диска, развивались при реализации вязкого внутризеренного разрушения материала с формированием псевдобороздчатого рельефа излома без признаков усталостных бороздок или фасеточного рельефа. Такой рельеф излома отвечает разрушению материала в области МНЦУ при СРТ не выше 0,05 мкм/цикл. Траектория развития трещин к внешнему контуру дисков указывает на то, что разрушение в таких случаях определялось преимущественно касательными напряжениями.

При развитии трещины от реборды в направлении ступичной части диска процесс разрушения материала развивался по-другому. Разрушение материала в области многоцикловой усталости было реализовано только в пределах очага разрушения размером около 0,5 х 0,2 мм, который располагался на внутренней поверхности задней реборды на участке контактного повреждения от взаимодействия с втулкой проушины лопатки (рис. 9.16). Микрорельеф излома в очаге представлял собой сглаженные, пересекающиеся между собой фасетки внутризеренного разрушения материала.

В пределах ступичной части излома диска были выявлены два типа рельефа: волнистый рельеф внутризеренного разрушения со следами выраженной пластической деформации материала в виде пересекающихся полос скольжения и усталостные бороздки. Зоны с усталостными бороздками представляли собой участки, окруженные волнистым рельефом, и их доля в изломе составила по площади около 50 %.

нагружения шаг бороздок возрос не более чем в (&s)nEP Раз по сравнению с шагом бороздок при треугольной форме цикла. Такая оценка хорошо согласуется с результатами испытаний образцов с поверхностными трещинами, материал которых не проявлял чувствительности к выдержке под нагрузкой (см. главу 7). Разница между коэффициентами (&З)ПЕР> полученными в том и другом случае, не превышает 17 %. Все это указывает на необходимость введения эквивалента повреждения материала при разных формах цикла. Помимо того, в рамках вязкого внутризеренного разрушения материала, не меняющего механизм разрушения при введении его выдержки под нагрузкой, при скоростях более (1-1,25) • 10~6 м необходимо еще учитывать реализацию тех механизмов разрушения, которые отличаются от механизма образования бороздок.

Результаты испытания дисков на обоих стендах показали, что в случае преимущественно вязкого внутризеренного разрушения титанового сплава ВТЗ-1 с формированием в изломе усталостных бороздок их шаг позволяет характеризовать СРТ при треугольной и трапецеидальной формах цикла нагружения. Однако при расчете периода роста трещины в диске по шагу бороздок надо учитывать с помощью коэффициента ky/§ отставание шага от СРТ. Это особенно важно при шаге выше 1 • 10~6 м. В случае использования в расчетах шага бороздок, сформированных в условиях, отличных

Фрактографическое исследование показало, что в зоне расположения насыщенной газом а-фазы материал диска имеет хрупкое растрескивание протяженностью несколько миллиметров вдоль поверхности диска параллельно и перпендикулярно излому (см. рис. 9.326). Вне пределов дефектного материала развитие трещины происходило с формированием квазихрупких фасеток внутризеренного разрушения, которые типичны для случаев развития разрушения в области МНЦУ. Признаков разрушения материала по границам фаз в изломе не наблюдалось.

Наоборот, понижение скорости испытания приводит к многочисленным межкристаллитным трещинам никеля технической чистоты при 1000°С и к хрупкому разрушению при 600 °С без существенной местной деформации. При 1000 °С и малой скорости растяжения (0,5 мм/ч) видимые следы скольжения в зернах отсутствуют, наблюдается межзерен-ная деформация; при скорости растяжения 280 мм/ч деформация по границам зерен частично подавляется вследствие интенсивного развития процессов скольжения в зернах в сочетании с рекристаллизацией деформированной структуры. Понижение скорости растяжения при 600 °С также приводит к уменьшению внутризеренного скольжения [1].

но-скоростного воздействия. Помимо этого очевидно, что изменение вязкости разрушения материала сопровождается не только изменением величины однотипных параметров рельефа, но дополнительно изменяются условия релаксации энергии за счет нарастания внутризеренного скольжения и потери когезивной прочности по плоскостям спайности.

Переход к разрушению элементов авиационных конструкций на заключительной фазе развития усталостной трещины может быть осуществлен в широком диапазоне температурно-скорост-ных условий нагружения. Возможны разнообразные ситуации по интенсивности напряженного состояния материала в зоне страгивания трещины применительно к широкому классу конструкционных материалов на основе железа, титана, алюминия, магния и никеля. Поэтому в условиях эксплуатации могут быть достигнуты ситуации с минимально реализованной вязкостью разрушения вплоть до межзеренного проскальзывания или, напротив, может произойти высокопластичное разрушение, в котором сочетаются процессы внутризеренного скольжения и межзеренной ползучести. Вся совокупность реализуемых таким образом ситуаций в условиях эксплуатации должна рассматриваться с единых энергетических позиций с привлечением карт или диаграмм областей устойчивого поведения материала [40-42].

Такие особенности разрушения типичны для титановых сплавов при СРТ менее 3-10~8 м/цикл, когда имеет место преимущественное разрушение материала путем внутризеренного скольжения. Этот механизм еще сильнее активизируется при высокой асимметрии цикла нагружения. При этом переход к нестабильному росту трещины может произойти прежде, чем создадутся условия для перехода к стадии формирования в изломе усталостных бороздок (см. рис. 6.10).

Таким материалом явился сплав Ti-1100, имеющий следующий состав: Ti, Al — 6 %, Sn — 2,8 %, Zr - 4; Mo - 0,4; Si - 0,45; О - 0,07 и Fe - 0,03 % максимум [64, 65]. Используемый режим термообработки приводит к среднему размеру (З-зерен около 615 мкм и размером а-колоний около 45 мкм. Испытания были выполнены на компактных образцах толщиной 10 мм при нагреве до 593 °С с вариацией частоты нагружения формой цикла, включая выдержку под нагрузкой 10 Гц: 10 с-10 с, 100 с-100 с, 10 с-150 с-10 с и 10 с-300 с-10 с. Оказалось, что при частоте 10 Гц и 10 с-10 с в области скоростей роста трещин более 10~7 м/цикл до КИН-м1/2 скорость выше для большей длительности цикла, а далее они совпадают. Оба других сопоставляемых по форме и длительности цикла нагружения дают почти одинаковый результат по скорости роста трещины. Выполненный фрак-тографический анализ показал наличие развитого внутризеренного скольжения без формирования усталостных бороздок с элементами межзеренного разрушения. При этом был сделан вывод о том, что процесс ползучести не играет заметную роль в исследованной области длительностей цикла нагружения при нагреве материала.

В зоне II последующего роста трещины (см. рис. 10.75, е) доминируют только фасетки излома со ступеньками от процесса интенсивного внутри-зеренного скольжения и едва выраженными участками ямочного рельефа. Причем глубина ямок очень мала. Дискретный переход ко второй стадии роста трещины связан с подавлением механизма формирования усталостных бороздок и доминированием внутри- и межзеренного скольжения. Это еще одно свидетельство быстрого по времени протекания процессов внутризеренного скольжения, которые не приводят к доминированию межзеренного повреждения материала.

скольжения еще доминирует. Этот факт указывает на отсутствие существенного влияния температуры на развитие процесса разрушения, вызывающего интенсивное порообразование по границам зерен. Исчерпание пластических свойств материала в процессе внутризеренного скольжения приводит к нарушению когезивной прочности с последующим вскрытием материала по плоскости скольжения в момент формирования поверхности разрушения. Такую ситуацию следует относить к высокой напряженности материала, когда облегченное

Рис. 5.4. Следы внутризеренного скольжения и ЗГП на углеродных репликах с поверхности образца, деформированного на 53%. Стрелками обозначены направления оттенения платиной

Температуре 1200° б составил 20 кгс/ммг, а при 1300° С —• 12 кгс/мм2, что ниже аналогичных свойств гомогенного сплава ВН-2А. Процесс деформации наиболее активно идет в менее прочном слое ВН-7 как путем внутризеренного скольжения, так и меж-зеренного проскальзывания.

В плакирующем слое существенных изменений не наблюдается; деформационный рельеф в стали Х18Н10Т так же, как при комнатной и умеренно повышенных температурах, характеризуется развитием скольжения внутри зерен. Следует, однако, отметить, что появление в слое кремнистого железа своеобразных складок при —40° С приводит к возникновению в материале плакирующего слоя грубого деформационного рельефа, развившегося на фоне внутризеренного скольжения и являющегося как бы зеркальным отображением деформационной структуры среднего слоя композиции. Это явление, по-видимому, связано со взаимным деформационным влиянием материалов основы и плакирующего слоя.

Деформационные микрорельефы в зоне сопряжения слоев композиции, испытанной при 200 и 20° С (рис. 132, д и е), практически не отличаются один от другого; деформационная структура при этом характеризуется развитием волокнистых и прямолинейных полос скольжения, типичных для составляющих композиции. При данном режиме испытаний по сравнению с деформированием при высоких температурах ослабляется роль межслой-ных поверхностей раздела. При растяжении в условиях пониженных температур в деформационной структуре испытанных композиций наблюдаются качественные изменения. Например, при —40° С деформация слоя кремнистого железа осуществляется путем внутризеренного скольжения, причем, как это видно из рис. 132, ж, полосы скольжения в кремнистом железе




Рекомендуем ознакомиться:
Вследствие различного
Вследствие релаксации
Вследствие скольжения
Вследствие случайного
Вследствие специфики
Вследствие существования
Вследствие теплоотдачи
Вследствие термической
Вследствие выгорания
Вследствие внутренних
Выполняется непосредственно
Вследствие взаимного
Вследствие уменьшения
Вследствие установки
Вследствие замедления
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки