|
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 | | ||
Водородного охлажденияВ таких условиях ИП будет защищать поверхности трения от водородного изнашивания, создавая на них медную пленку. Таким образом, необходимым условием реализации ИП в коррозионно-активных средах является наличие в электролите (см-азочной среде, материале) ионов меди. В таких условиях ИП будет защищать поверхности трения от водородного изнашивания, создавая на них медную пленку. Таким образом, необходимым условием реализации ИП в коррозионно-активных средах является наличие в электролите (смазочной среде, материале) ионов меди. Остановимся на следующих важных инженерно-технических проблемах триботехники, которые, по нашему мнению, являются наиболее актуальными: 1) создание «безызносных» узлов трения; 2) защита деталей машин от водородного изнашивания; 3) разработка финишной антифрикционной безабразивной обработки (ФАБО) трущихся деталей; 4) создание и производство принципиально новых автоматизированных смазочных систем для машин и оборудования; 5) подготовка инженерных кадров по триботехнике; 6) разработка новой теории трения и безызносности на основе термодинамики неравновесных процессов и законов физики и химии. Первые пять проблем кратко изложены в работе [10]. ИП имеет в своей основе описанные выше и другие полезные физико-химические явления и группы явлений, названные системами СИТ. Они подавляют изнашивание, снижают сопротивление сдвигу и обладают свойством самоорганизации, а иногда и способностью к обратной связи с возбуждающей причиной. Их основная ценность состоит в том, что они работают дифференцированно против факторов, ведущих к разрушению поверхности. Почти каждая из систем имеет глубокое содержание; например, система защиты от водородного изнашивания представляет собой целое трибологическое направление, а диффузионно-вакансионный механизм снижения сопротивления сдвигу представляет собой новую физическую проблему трения, обусловливающую безызносность [31, 37]. Проблема водородного изнашивания. Важной задачей триботехники является разработка методов борьбы с водородным изнашиванием. Несколько лет назад в Советском Союзе экспериментально обнаружено неизвестное ранее явление концентрации в поверхностных слоях трущихся деталей водорода, выделяющегося из материалов пары трени и из окружающей среды (смазочного материала, топлива, воды и др.). Это явление вызывает ускорение изнашивания [17]. интенсивности и характеру распределения водорода в стали, ни по характеру разрушения, поскольку он связан только с процессом трения и обусловлен им. Для водородного изнашивания характерны высокая локальная концентрация водорода в поверхностном слое стали, возникающая вследствие больших градиентов температуры и напряжений при трении, которые обусловливают явление накапливания и особый характер роста трещин, приводящий к сплошному разрушению слоя. Водородное изнашивание вносит новые представления о механизме хрупкого разрушения. Защита от водородного изнашивания имеет особое значение для следующих отраслей: авиационной техники (узлы трения топливных насосов, а также тормозные колодки и барабаны колес выходят из строя в результате водородного изнашивания); железнодорожного транспорта (повышение скоростей поездов связано с созданием более эффективных тормозов); попытка использования пластмассовых тормозных колодок желаемых результатов не дала вседствие усиленного водородного изнашивания бандажей колес; При ведущейся в США широкой работе по созданию двигателей для автомобилей и самолетов на водородном топливе исследователи должны заранее принять меры защиты деталей от водородного изнашивания. Проблема водородного изнашивания имеет комплексный межотраслевой характер и поэтому требует привлечения к ее решению ученых различных специальностей (металловедов, физиков, химиков, специалистов по триботехнике) и должна выполняться по единому плану. Перспективы развития турбогенераторов с воздушным охлаждением. Несмотря на преимущества водородного охлаждения (см. табл. 8.10) многолетний опыт его применения показал, что турбогенераторы серий ТВ, ТВ2 и ТВФ дороги в эксплуатации и требуют сложного вспомогательного оборудования, поэтому в настоящее время на современном техническом уровне возобновлено проектирование и производство турбогенераторов с воздушным охлаждением относительно большой мощности (до 200 МВт), имеющих значительно более простую конструкцию. При пиковых нагрузках мощ- Системы косвенного водородного охлаждения. В турбогенераторах с воздушным охлаждением потери на трение вращающегося ротора о воздух и вентиляционные потери составляют 25—35 % общих потерь. Быстрое увеличение потерь на трение с увеличением размеров бочки ротора (пропорционально диаметру ротора в четвертой степени) является одним из основным факторов, ограничивающих рост единичной мощности турбогенераторов с воздушным охлаждением. Использование в качестве охлаждающей среды водорода позволяет снизить эти потери почти в 10 раз и повысить КПД генератора на 0,6—1,2 % Мощность машины при переводе ее с воздушного охлаждения на водородное можно увеличить примерно на 20 % при сохранении размеров. Косвенное водородное охлаждение целесообразно применять для турбогенераторов мощностью 30—100 МВт. Наибольшая реализованная мощность генератора с косвенным водородным охлаждением составляет 150 МВт. Для машин мощнбстью ниже 30 МВт затраты на специальное оборудование не оправдываются преимуществами водородного охлаждения. Системы форсированного водородного охлаждения. По сравнению с турбогенераторами серии ТВ2 при изготовления турбогенераторов одинаковой мощности серии ТВФ расход активных материалов сокращается: стали электротехниче- Системы непосредственного водородного охлаждения. Турбогенераторы с непосредственным водородным охлаждением обмоток статора и ротора серии ТГВ имеют три газоохладителя, расположенные под турбогенератором. Сердечник статора Примечание. Работа турбогенераторов при пониженном против номинального давлении водорода допускается только в течение непродолжительного времени (турбогенераторов типа ТВФ — до 24 ч) для устранения неполадок в газомасляной системе водородного охлаждения с разрешения главного инженера электростанции при соответствующем ограничении нагрузки и с отметкой в оперативном журнале. — непосредственного водородного охлаждения — форсированного водородного охлаждения Перспективы развития турбогенераторов с воздушным охлаждением. Несмотря на преимущества водородного охлаждения (см. табл. 8.10) многолетний опыт его применения показал, что турбогенераторы серий ТВ, ТВ2 и ТВФ дороги в эксплуатации и требуют сложного вспомогательного оборудования, поэтому в настоящее время на современном техническом уровне возобновлено проектирование и производство турбогенераторов с воздушным охлаждением относительно большой мощности (до 200 МВт), имеющих значительно более простую конструкцию. При пиковых нагрузках мощ- Системы косвенного водородного охлаждения. В турбогенераторах с воздушным охлаждением потери на трение вращающегося ротора о воздух и вентиляционные потери составляют 25—35 % общих потерь. Быстрое увеличение потерь на трение с увеличением размеров бочки ротора (пропорционально диаметру ротора в четвертой степени) является одним из основным факторов, ограничивающих рост единичной мощности турбогенераторов с воздушным охлаждением. Использование в качестве охлаждающей среды водорода позволяет снизить эти потери почти в 10 раз и повысить КПД генератора на 0,6—1,2 % Мощность машины при переводе ее с воздушного охлаждения на водородное можно увеличить примерно на 20 % при сохранении размеров. Косвенное водородное охлаждение целесообразно применять для турбогенераторов мощностью 30—100 МВт. Наибольшая реализованная мощность генератора с косвенным водородным охлаждением составляет 150 МВт. Для машин мощностью ниже 30 МВт затраты на специальное оборудование не оправдываются преимуществами водородного охлаждения. Рекомендуем ознакомиться: Вследствие теплового Вследствие трудности Вследствие внедрения Вследствие возможной Вследствие возникновения Вследствие указанного Вследствие усталости Выполняется несколько Вследствие затухания Вследствие значительного Вспомогательный конденсатор Выполняется преимущественно Вспомогательные поверхности Вспомогательных элементов Вспомогательных механизмов |