Вывоз мусора: musor.com.ru
Главная | Контакты: Факс: 8 (495) 911-69-65 |

Зацепления эвольвентных



Последовательное расположение контактных линий (1, 2, 3...) в процессе зацепления червячной пары показано на рис. 9.9. Там же показаны скорости скольжения, направление которых близко к направлению окружной скорости червяка, см. рис. 9.6 и формулу (9.8). В заштрихованной зоне направление vs почти совпадает с направлением контактных линий; условия смазки здесь затруднены. Поэтому при больших нагрузках в этой зоне начинается заедание, которое распространяется на всю рабочую поверхность зуба.

10.15. Определить величину усилий (и показать направления их на эскизе), возникающих в полюсе зацепления червячной пере-

Различают изгибную и крутильную жесткость. При прогибе вала f (рис. 3.10) происходит пезекос зубчатых колес и возникает концентрация нагрузки по длиье зуба. При углах поворота Э может произойти защемление тел качения в шипниках. Валы редукторов на жесткость в большинстве не проверяют, так как принимают повышенные коэффициенты запаса прочности. Исключение составляют валы червяков, которые всегда проверяют на изгибную жесткость для обеспечения ности зацепления червячной пары.

К. п. д. зацепления червячной передачи при ведущем червяке

Рис. 15.11. Схема расположения контактных линий (/...5) в процессе зацепления червячной пары

несколько раз сокращает слесарную работу по пригонке зацепления червячной пары.

Для геометрического расчёта зацепления червячной передачи исходными обычно являются следующие величины (обозначения см. на стр. 337—338):

Фиг. 55. Элементы зацепления червячной пары:

вращающимися резцами-летучками. Последний способ широко применяется при ремонте оборудо[)ания вследствие простоты инструмента. Для получения хорошего качества зацепления червячной передачи необходимо, чтобы при нарезании колеса режущие кромки инструмента' располагались на поверхности, точно соответствующей рабочей поверхности витков червяка, поэтому для чистового нарезания

Рис. 21. Элементы зацепления червячной пары: a — нормальное зацепление; б — корригированное зацепление; сч, ск — радиальный зазор у впадины червяка и колеса; /,( fK — коэффициенты высоты

Червячные колеса нарезают на зубофрезерных универсальных или специальных станках червячными фрезами пли вращающимися резцами-летучками. Последний способ широко применяют при ремонте оборудования вследствие простоты инструмента. Для получения хорошего качества зацепления червячной передачи необходимо, чтобы при нарезании колеса режущие кромки инструмента располагались на поверхности, точно соответствующей рабочей поверхности витков червяка; поэтому для чистового нарезания высококачественных червячных колес применяют отделочные червячные фрезы (шеверы) с мелкими зубьями, шлифование которых по профилю производится в тех же условиях, что и шлифование нервяка.

Таким образом, в общем случае действительная линия зацепления эвольвентных профилей представляется в виде участка ab образующей прямой, заключенного между окружностями вершин. Указанный участок носит название активной линии зацепления.

Зацепление проектируемой поверхности зубьев с производящей поверхностью по аналогии с зацеплением нарезаемого колеса с производящей поверхностью режущего инструмента называют станочным зацеплением. Этот термин был предложен В. А. Гавриленко, крупным ученым, обобщившим и развившим основные положения теории зацепления эвольвентных передач [13].

Схема зацепления пары сопряженных колес представлена на рис. 10.20. Угол а.у? между линией зацепления и перпендикуляром к линии, соединяющей центры колес, называется углом зацепления. В любом сечении колес, перпендикулярном осям, закономерности зацепления эвольвентных профилей одинаковы и, следовательно, обеспечивается условие постоянства передаточного отношения в каждом сечении. В косозубом, шевронном и криволинейном зацеплении

Зацепление проектируемой поверхности зубьев с производящей поверхностью по аналогии с зацеплением нарезаемого колеса с производящей поверхностью режущего инструмента называют станочным зацеплением. Этот термин был предложен В. А. Гавриленко, крупным ученым, обобщившим и развившим основные положения теории зацепления эвольвентных передач [13].

Таким образом, в общем случае действительная линия зацепления эвольвентных профилей представляется в виде участка ab образующей прямой, заключенного между окружностями вершин. Указанный участок носит название активной линии зацепления.

8. Как определить точки начала и конца зацепления эвольвентных зубчатых профилей?

11. Линия и угол зацепления эвольвентных колес. Так как общая нормаль в точке контакта сопряженных профилей всегда проходит через полюс зацепления, а все нормали к боковой поверхности зуба рейки параллельны, то существует только одна линия NN, проходящая через полюс О и в то же время нормальная .к грани зуба рейки. На ней и должна располагаться всякая точка С контакта зацепляющихся зубьев рейки и колеса. Именно эта линия и является их линией зацепления. Заменим теперь зацепление колеса с рейкой его зацеплением с воображаемой ломаной линией ABB'D, как это было

сделано на рис. 9.5. В каждом положении колес 1 и 2 точка контакта их зубьев (рис. 9.8) должна совпадать, с одной стороны, с точкой контакта зуба колеса / с контуром ABB'D и, с другой стороны, с точкой контакта зуба колеса 2 с тем же контуром. Следовательно, эти три точки совпадают между собой и линия AW должна быть линией зацепления не только при зацеплении колеса 1 (или 2) с рейкой, но и при зацеплении колес У и 2 между собой. При вращении колес / и 2 линия NN остается неподвижной в пространстве, так как неподвижен полюс О, и в любой момент точка контакта С должна лежать где-то на этой линии. Итак, прямая NN есть линия зацепления эвольвентных колес. Угол, образуемый линией зацепления и перпендикуляром к линии центров Oi02, называется углом зацепления aw. Как ясно из рис. 9.8, при зацеплении эвольвентных колес, у которых начальная окружность совпадает с делительной, угол aw равен углу профиля рейки а,

На рис. 9.9 показано относительное расположение основных окружностей двух зацепляющихся эвольвентных колес в том случае, когда одна и та же передача собрана с расчетным а и с увеличенным а^ межцентровыми расстояниями. Так как линией зацепления эвольвентных колес является прямая, касательная к основным окружностям, и в обоих случаях такую касательную провести можно, то и в том и в другом случае зацепление осуществимо. Однако после увеличения межцентрового расстояния в соприкосновении будут находиться другие участки эвольвентных профилей зубьев, более удаленные от основных окружностей. При этом (как видно на рисунке) увеличится угол зацепления и станет равным aw, но передаточное отношение не изменится, так как очевидно, что

касаться точки nt профиля ножки зуба ведущего колеса. Зацепление заканчивается в точке Ъ пересечения производящей прямой с окружностью вершин верхнего ведущего колеса, где точка /% профиля головки ведущего колеса будет касаться точки п2 профиля ножки ведомого колеса. Линией зацепления эвольвентных профилей зубьев является производящая прямая NN — касательная к основным окружностям, так как эвольвенты касаются только на этой прямой.

Эвольвентное зацепление. Пусть профиль зуба звена / (рис. 139) очерчен по эвольвенте основной окружности с радиусом гы, а профиль зуба звена 2 — по эвольвенте основной окружности с радиусом гь2- Поместим центры этих окружностей в центры вращения О) и 02 и приведем эвольвенты в соприкасание в точке К. Нормаль к эвольвенте Э\ в точке К должна быть касательной к основной окружности звена /, а нормаль к эвольвенте Э% — касательной к основной окружности звена 2. В точке касания нормаль должна быть общей к обоим профилям, и, следовательно, точка К лежит на общей касательной к основным окружностям. При вращении звеньев / и 2 точка касания эвольвент перемещается по отрезку АВ этой касательной, так как вне отрезка АВ эвольвенты не могут касаться, т. е. иметь общую нормаль. Например, для точки Л' нормаль к эвольвенте Э[ направлена по линии п'п', а к эвольвенте Э2 — по линии пп. Отсюда следует, что линия зацепления эвольвентных профилей совпадает с общей нормалью к ним и лежит на отрезке АВ общей касательной к основным окружностям.




Рекомендуем ознакомиться:
Заготовки рассчитывают
Заготовки укладывают
Заготовки заготовка
Заготовку подвергают
Заготовку устанавливают
Заготовок изготовленных
Заготовок обработанных
Защитного заземления
Заготовок применяют
Заготовок выполняют
Загрязнений поверхностей
Загрязнения конденсата
Меню:
Главная страница Термины
Популярное:
Где используются арматурные каркасы Суперпроект Sukhoi Superjet Что такое экология переработки нефти Особенности гидроабразивной резки твердых материалов Какие существуют горные машины Как появился КамАЗ Трактор Кировец К 700 Машиностроение - лидер промышленности Паровые котлы - рабочие лошадки тяжелой промышленности Редкоземельные металлы Какие стройматериалы производят из отходов промышленности Как осуществляется производство сварной сетки